Сценарий урока памяти «Международный день памяти жертв фашизма»


Сценарий урока памяти «Международный день памяти жертв фашизма».

Катя

В музее частном стройными рядами: 
Лежат в шкафах медали и кресты, 
Орлы… как будто бы блестят из дали, 
Из времени ушедшей темноты. 
Вот этот крест фашистскому солдату 
Подарен был заслуженно вполне, 
За то, что тот фашист – из автомата – 
Убил немало русских в той войне. 
А крест другой, быть может, стал наградой 
За тысячи мучительных смертей, 
За то, что в ленинградскую блокаду 
Страна теряла взрослых и детей. 
А эти разные значки, медали 
Со свастикой и кровью на мечах 
За то фашистскому солдату дали, 
Что он сжигал живых людей в печах. 
Лежат награды за чужие жизни, 
За страшную и долгую войну, 
Ничто не может восхищать в фашизме 
Того, кто любит русскую страну.

Вед.1 День памяти жертв фашизма был определен именно в сентябре, так как на этот месяц приходятся две связанные со второй мировой войной даты — день её начала и её полного завершения.

Вед.2 День памяти жертв фашизма — это День памяти десятков миллионов людей,сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше — мирных жителей, которые погибали под бомбами, от болезней и от голода.

Вед.1 Фашизм — это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например людей другой национальности. «У. тебя нет сердца, нервов. На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и каждого немецкого солдата.

Вед.2 Фашизм — самая страшная идеология, ведь по ее канонам человека обязуют умирать только потому, что в его венах течет не та кровь. Нацизм, переходящий в фашизм, стал настоящим адом для множества людей из разных стран мира.

Никита

Не траурный мрамор, не скорбный гранит,
Не статуй 4i стел миллионы-

Лишь память людская навек сохранит

Те муки, и слезы, и стоны.

Не может быть кто-то превыше других,

И это доказано жизнью!

И значит, сегодня мы вспомним о них —

О павших, о жертвах фашизма…

Звучит классическая музыка «Адажио» Альбиони, появляются девушки-старшеклассницы, в платках.. Становятся полукругом.

Таня. Ах, как рано мы вас потеряли-

Сильных, смелых, таких молодых…

Никого потом не замечали,

Потому, что не надо других

Маша.Ах, как горько, как больно, как страшно

Свежие документы:  Контрольная работа по истории в 6 классе

Провожать сыновей на войну!

И, лелея в душе день вчерашний,

Принимать на себя всю вину.

Аня. Ах, как жалко, жалко, как жалко,

Что сиротами дети росли…

Рябитишек — их было так мало,

Что сказать слово «папа» могли!


Марина. Слово «папа» родному, живом

Без конца, без конца повторять!

Еще больше жаль тех, у которых

Всё воина умудрилась отнять!

Лена. Много дней прошло… Десятилетий…

Говорят — все быльем поросло…

Только все же, кто за это в ответе-

За войну, за проклятое зло?

Музыкальный номер — песня.

Вед.1 А теперь всмотритесь в эти лица. Это жертвы фашистов. В 1939 году началась Вторая мировая война. За 6 лет от рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов.

Настя. Хатынь — одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла.

Вика. Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни взрослые, старики, женщины, дети были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте.

Настя. Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех. кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лег. Сама деревня была уничтожена полностью.

Вика. Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-детнйй деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Настя. Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень.

Вед.2 Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма — лагеря смерти. 1.09.1939 г.напала на территорию Польши — именно этот день считается днём начала Второй мировой войны. На оккупированных территориях Польши, СССР. Нидерландов и других европейских стран было создано множество лагерей смерти. Главной целью фашистов в лагере было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в

Свежие документы:  Конспект урока по истории "Процесс над Золотой Ордой" 10 класс

животных и уничтожение людей по национальному признаку. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 мил. человек.

Вед.1 В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли работать
по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в
газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить
раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было
выжить, Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод.

Вед.2 Вот 5 основных лагерей смерти.

Таня. ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4 миллионов человек. 27.1.1945 освобожден Советской Армией. На территории бывшего концлагеря создан музей.

Вед.1 Из воспоминаний Шломо Венезия — одного из немногих выживших узников Освенцима: «Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 — 1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впередиидущих. В результате в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда».

Вед.2 Освенцим…фабрика смерти. Это преступление останется на совести нацизма навсегда. Человечеству хочется приглушить боль, хочется стереть из памяти это кровавое место… Но забывать Освенцим нельзя, потому что забвение — это верный путь к повторению.

Маша. БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь. В Бухенвальде было 56-тыс. заключенных. В 1958 г. в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс.

Аня. ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933 г.на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек, замучены или убиты около 70 тыс. человек. В 1960 г. в Дахау открыт памятник погибшим.

Марина. МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша).В 1941-1944 истреблено

около 1,5 млн. человек.

Лена. ТРЕБЛИНКА, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около . 10 тыс. человек, в Треблинке II— около 800 тыс. человек, (преимущественно евреи).. В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован. В Треблинке символическое кладбище, в центре- монумент.

Музыкальный номер — танец.

Вед.1 Только с приходом наших войск закончился весь этот ужас. Вспоминает Василий Яковлевич Петренко, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке:

Вед.2«Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов. Потом я увидел детей… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое — как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.

Свежие документы:  Конспект урока по истории "Наследники Сталина. Изменения политической системы" 9 класс

Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими…»

Вед.1 Пусть навсегда в наших сердцах, в наших душах, останется память о замученных, ч- убитых, невинных людях. О детях, которые, едва начав жить, погибли от рук нацистских палачей. Пусть каждый из вас навсегда запомнит, что на нашей планете все равны. Пусть никогда не повторится такое.

Вед.2 Давайте сегодня минутой молчания почтим память трагически погибших.

Минута молчания. Метроном.

Никита.

Для скорби не нужно ни слов и ни повода,

Когда вспоминают тех, кто погиб

Под бомбами, взрывами, от пуль иль голода,

Кто был на войне этой черной убит.

Пусть войны останутся страницей в истории,

Чтоб ужаса, страха не знали все мы.

Пусть дети не знаю даже в теории

Коричневой, грязной, отвратной чумы.

Вед.1 Но и сегодня немало тех, кто живет идеей врожденного

превосходства. Поэтому лозунг Дня памяти жертв фашизма – объединиться, чтобы противостоять экстремизму.

Вед.2 Миллионы людей погибло, чтобы на Земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь, сегодня о войнах, терроризме, о жертвах националистических организаций. Дети Беслана, зрители «Норд-оста», жертвы взрывов в московском метро, жертвы противостояния на территории Украины, жертвы необъявленной войны, едва начавшегося XXI века.

Вед.1 Сегодня, к великому сожалению живущих борцов с фашизмом и к великому стыду их потомков, делаются попытки реабилитации фашистских преступников. Нестабильность политической ситуации в стране и пропаганда фашистской идеологии привели к тому, что на территории Украины в результате военного противостояния стали жертвами сотни мирных жителей — женщин, стариков и детей. События в Одессе называют Одесской Хатынью.

Вед.2 У фашистских преступлений нет срока давности, а это значит, что попытки прославления фашизма можно и должно считать пособничеством в его распространении. Этим попыткам не должно быть места в современном мире. Человечество заплатило слишком высокую цену, чтобы избавиться от коричневой чумы. Кошмар Второй мировой не должен повториться никогда, а память о жертвах фашизма должна жить в веках. Всё это полностью зависит от нас с вами…

Музыкальный номер — песня.

Вед.1 Мы, молодое поколение, должны думать, каким будет XXI — й век и помнить, какой ценой завоевано наше счастье.

Вед.2 Давайте помнить о том, что

История — не забвенье, не архив, куда грехи свои сдают.

Она тот высший суд,

Где нет прощенья,

Где срока давности не признают…
















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: