Сценарий урока по истории «Государство на берегах Нила»


4


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 1 г. Инты»

г. Инта Республика Коми







Сценарий урока по истории

«Государство на берегах Нила»









Составитель: учитель истории и обществознания

МОУ «Лицей № 1 г. Инты»

Хлановская Маргарита Валдимаровна


Дом. адрес: Коммунистическая 8 кв. 3 (6-14-72)

emailpavyshka@mail.ru



Адрес общеобразовательного учреждения: Мира 52


























Урок № 1. Государство на берегах Нила


Цель урока:

  • Изучить географическое расположение и природные условия Древнего Египта;

  • Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации;

  • Продолжить формирование умений работать с исторической картой, документом, текстом учебника.

Оборудование:

  • Карта «Древний Египет»;

  • Документ «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека» (на каждую парту)

  • Компьютер с проектором;

  • Презентации к теме «Древний Египет» (11 слайдов)


Ход урока

1) Вступление в урок (- класс приветствует преподавателя стоя;

— учитель приветствует учащихся)

2) Изучение новой темы.


Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению нового блока из курса «история Древнего мира» — «Древний Египет» — запись на доске.

Тема сегодняшнего урока: «Государство на берегах Нила» (слайд № 1)


План урока:

  • Географическое расположение Египта

  • Природные условия

  • Возникновение единого Египта (слайд № 2)


Прослушав материал урока, вы в конце урока должны будете ответить на вопрос: «как называлось государство, которое возникло на берегу Нила?» (слайд № 3)


Итак, первый вопрос нашего урока? (географическое расположение Египта) (слайд № 4)

На данный вопрос мы с вами ответим, опираясь на документ, который у вас лежит на столах. (См. Приложение № 1)

Кто является автором этого документа? (Диодор Сицилийский)

Идет работа с документом. Учащиеся читают вслух, про себя или жужжащим чтением (на усмотрение учителя). Затем идут ответы на вопросы к документу. (слайд № 5)


После работы с документом, учитель еще раз рассказывает о географическом положении Египта, показывая по карте. (Если есть время на уроке можно закрепить первый вопрос урока, через работу в парах, т.е. учащиеся друг другу рассказывают в пол голоса географическое расположение Египта).


А каковы же природные условия Египта? (слайд № 6)


На территории Египта Возникло около 40 государств. (слайд № 7). Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война, о чем сохранились специальные свидетельства. посмотрите на египетский рельеф, стр. 35 учебника Вигасина. Примерно за 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис. (слайд № 8)

Вывод: (слайд № 9)


Итоги: Закрепление материала урока (слайд № 10)

Основной вопрос урока (слайд № 11)


Рефлексия:

  • Поставить оценки наиболее активным учащимся.

  • Дать домашнее задание (§ 6, карта, термины, даты)











































Приложение № 1


Документ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека


Диодор (жил в I. До н.э.) – греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют «Сицилийским»), в течение тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.

30. Египет простирался в основном (с севера) на юг … С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние…Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани.

Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой…

32. …Вступив в Египет, Нил имеет ширину десять или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние…Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями…

36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.


Вопросы к документу: (по мере ответа учащихся открываются строки слайда № 5)

  • Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет)

  • Где находится Египет? (в северо-восточной части Африки)

  • Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней)

  • Чем защищена восточная часть страны? (рекой и пустыней с болотистыми местами, или «безднами»)

  • Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным)

  • О какой реке идет речь в документе? (о р. Нил)

  • Где берет свое начало река Нил? (в центральной Африке)

  • Куда впадает Нил? (в Средиземное море)

  • Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (начинается разлив Нила)





Свежие документы:  Cценарий школьной линейки «Юбилейные даты. ПЕРВЫЙ», посвященной 80-летию Ю.А. Гагарина

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: