Педагогические цели
Способствовать формированию представлений о биологической эволюции человека, об особенностях основных типов древнейших людей; создавать условия для ознакомления с ролью орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида. | Тип урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний |
Предметные результаты | Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
Личностные результаты | Осмысление социально-нравственного опята предшествующих поколений; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности |
Метапредметные результаты | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении |
Основные понятия и термины | Древнейшие люди, первые орудия труда, первобытность, человек умелый, человек прямоходящий, каменное рубило, скребок, палка-копалка, дубина, каменный век, собирательство. |
Образовательные ресурсы | Учебник «История Древнего мира», рабочая тетрадь к учебнику, презентация |
Этап урока
Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Форма контроля | Характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД |
I. Организационный момент | Фронтальная, Словестный, Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверят готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Быстро включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная, Словесный, проблемный. Слово учителя, проблемные вопросы | Знакомит с темой, формулирует проблемные вопросы: — Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? — Почему орудия труда и остановки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы? | Слушаю учителя; получают проблемное задание | Р.: принимают учебную задачу, сформулированную учителем | |
III. Усвоение новых знаний и способов действия. Древнейшие люди | Фронтальная, Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями, беседа | Рассказывает о происхождении человека. Организует работу с картой. — Найдите юго-восточную часть Африки, места раскопок. Объясняет значение понятий: первобытность, прямохождение, человек умелый, человек умелый, возраст человечества. Описывает жилье, коллектив первобытных людей. Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян | Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей; сравнивают их с обезьянами. На основе иллюстраций учебника, учебных картин, аппликаций составляют описание древнейших людей | П.: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод К.: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по вопросам, работа с картой |
Использование орудий труда как главное отличие людей от животных | Фронтальная, Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа | На основе работы с иллюстрациями, аппликацией рассказывает о первых орудиях труда, их использовании. Предлагает найти в тексте вывод. — Что характеризует «человека умелого»? | Называют характерные, существенные признаки «человека разумного» | П.: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста | Работа с текстом, беседа по вопросам |
Древнейшие способы добывания пищи: охота и собирательство | Фронтальная, Объяснительно-иллюстративный, практический. Рассказ учителя, работа со слайдами, беседа | С помощью аппликации рассказывает о древнейших способах охоты. — В каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной? Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей? Характеризует собирательство | Характеризуют первые занятия древнейших людей: охоту и собирательство | П.: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи К.: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Беседа по вопросам |
Человеческое стадо — древнейший коллектив людей | Фронтальная, Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с иллюстрациями | Объясняет, почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами) | Извлекают информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа учителя и иллюстрации | П.: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа | Наблюдение |
IV. Закрепление знаний и способов действия | Групповая, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Рассказ, беседа | Организует работу в рабочей тетради | Рассказывают устно об условиях и образе жизни, занятиях древнейших людей | П.: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера К.: умеют работать в группе | Рассказ, беседа по вопросам |
V. Подведение итогов | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа с картой | Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока. — Покажите на карте область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей. На каком материке она находится? В какой части материка | Характеризуют место исторического события, читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей | Р.: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Беседа по вопросам, работа с картой |
VI. Рефлексия | Фронтальная. Словесный, Беседа | — Что вам больше всего понравилось на этом уроке? — Что было самым ценным из услышанного? — Хотели бы вы что-нибудь изменить? Если да, то как именно и какова степень вашего участия в этом процессе? | Отвечают на вопросы | Р.: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; Прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Беседа по вопросам |
VII. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Параграф 1, вопросы, основные понятия, термины. Задание 1, 4 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Р.: принимаю цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Вопросы, основные понятия, термины, задания в рабочей тетради |