Тема: «Россия в годы правления Ивана Грозного».
Задачи:
охарактеризовать экономическое и политическое положение в Московском государстве в конце 15 – начале16 века;
рассказать о реформах Избранной рады, подчеркнув значение этих реформ для совершенствования системы управления государством;
изучить основные направления внешней политики Ивана Грозного, пути решения внешнеполитических задач и результаты внешнеполитической деятельности;
установить причины введения опричнины, методы проведения этой политики, итоги и её влияние на дальнейшую судьбу России;
изучить культурное наследие 14 – 16 веков;
развивать навыки творческо-поисковой деятельности;
воспитывать патриотизм и уважение к культурному наследию нашего народа.
Оборудование: карта «Русское государство при Иване Грозном», картина «Иван Грозный», «Стрельцы», «Земский собор», «Знаки царской власти», схема управления государством, опорный конспект, альбом по истории культуры России. Хронограф событий.
Понятия: Избранная рада, венчание на царство, царь, Земский собор, «Излюбленные головы», «Избранная тысяча», «пожилое», ясак, опричнина, земщина, террор, «заповедные лета».
План занятий:
1. Актуализация знаний учащихся.
?? – Какие реформы провёл в России Иван111?
— Какие внешнеполитические задачи он решил?
— Кто стал править после него? Какую политику проводил Василий 111?
2. Мотивация деятельности.
Была ли оправданной жесткая политическая деятельность нового русского правителя – Ивана IV?
3. Изучение содержания новой темы «Россия в годы правления Ивана Грозного».
План работы:
1.Реформы Избранной рады.
А) боярское правление / семь опекунов заморили голодом Юрия );
Б) правление Елены Глинской 1. расправа с Андреем Старицким;
2. введение единой денежной единицы;
3. единые меры длинны и веса
.
В) боярские усобицы после смерти Елены на глазах Ивана 4.
Задание: прочтите текст учебника на с. 194 и отрывок из переписки Ивана с князем Курбским на с. 200 Что вы можете сказать о детстве Ивана?
Как повлияло такое детство на формирование характера Ивана4?
Г) женитьба и венчание на царство 16 января 1547г.
2. Укрепление центральной власти. /работа со схемой/
а/ Избранная рада – совет приближённых. / Адашев, Сильвестр, Курбский, Макарий/.
б/ 1549 г.- Земский собор- собрание представителей всех русских земель. Критика боярского самовластья.
в) 1550 г.- Судебник.
—увеличен размер пожилого;
—ужесточение наказания лихим людям;
—вводились наказания за взятки;
—ограничение прав наместников; Боярская дума – высший законодательный орган при царе;
— создание приказов- новые центральные органы управления.
г) Стоглавый собор. Реформа местного самоуправления: губные и земские старосты, городские приказчики.
д/ военная реформа;
? Положительно или отрицательно повлияли эти реформы на положение в стране?
Вывод: реформы Ивана 4 и Избранной рады были направлены на централизацию страны. При этом правители стремились достичь согласия между интересами государства и населения.
На дом ??23 с. 202 – запомнить новые слова.
3. Внешняя политика.
/ объяснение нового материала + практическая работа по контурной карте и опорному конспекту/
1552г. – взятие Казани
1556 г.- взятие Астрахани
1558 – 1584 гг.- Ливонская война
1581г.- начало покорения Сибири.
?—Покажите на карте территории, присоединённые к Российскому государству при Иване 4.
4. Опричнина.
а/ разрыв Ивана с Избранной радой;
П —неудачи в войне;
Р — болезнь царя и отказ присягать наследнику;
И — ставка бояр на Владимира Андреевича Старицкого;
Ч — 1560г. – смерть Анастасии Романовны Захарьиной;
И — предательство А. Курбского;
Н Ы —слухи по Москве, что царицу отравили Адашев и Сильвестр / царица не простила им отказ присягнуть наследнику во время болезни царя/
б/ расправа царя с приближёнными;
самодержавие – неограниченная власть царя.
в/ установление опричнины.
Опричнина – система мер, напрвленных на укрепление самодержавной власти.
?? –используя опорный конспект, перечислите основные мероприятия опричнины.
Декабрь 1564г –переезд в Александрову слободу.
1565 – 1572 гг. – опричнина.
5. Итоги царствования Ивана Грозного.
а/ увеличение территории государства;
б/ укрепление центральной власти, положен конец боярскому самовластью;
в/ начало освоения новых земель с богатыми природными ресурсами;
г/экономический упадок, обезлюдивание;
д/ установление заповедных лет;
е/ начало оформления крепостничества.
?? –вопросы и задания для закрепления знаний на с. 220 учебника.
На дом : ?? 25 Подготовить рефераты по темам: «Иван Фёдоров», «Андрей Чохов», «Афанасий Никитин».