Тема: «Россия в годы правления Ивана Грозного»

Тема: «Россия в годы правления Ивана Грозного».

Задачи:

  1. охарактеризовать экономическое и политическое положение в Московском государстве в конце 15 – начале16 века;

  2. рассказать о реформах Избранной рады, подчеркнув значение этих реформ для совершенствования системы управления государством;

  3. изучить основные направления внешней политики Ивана Грозного, пути решения внешнеполитических задач и результаты внешнеполитической деятельности;

  4. установить причины введения опричнины, методы проведения этой политики, итоги и её влияние на дальнейшую судьбу России;

  5. изучить культурное наследие 14 – 16 веков;

  6. развивать навыки творческо-поисковой деятельности;

  7. воспитывать патриотизм и уважение к культурному наследию нашего народа.


Оборудование: карта «Русское государство при Иване Грозном», картина «Иван Грозный», «Стрельцы», «Земский собор», «Знаки царской власти», схема управления государством, опорный конспект, альбом по истории культуры России. Хронограф событий.


Понятия: Избранная рада, венчание на царство, царь, Земский собор, «Излюбленные головы», «Избранная тысяча», «пожилое», ясак, опричнина, земщина, террор, «заповедные лета».


План занятий:

1. Актуализация знаний учащихся.

?? – Какие реформы провёл в России Иван111?

— Какие внешнеполитические задачи он решил?

— Кто стал править после него? Какую политику проводил Василий 111?

2. Мотивация деятельности.

Была ли оправданной жесткая политическая деятельность нового русского правителя – Ивана IV?

3. Изучение содержания новой темы «Россия в годы правления Ивана Грозного».

План работы:

1.Реформы Избранной рады.

А) боярское правление / семь опекунов заморили голодом Юрия );

Б) правление Елены Глинской 1. расправа с Андреем Старицким;

2. введение единой денежной единицы;

3. единые меры длинны и веса

.

В) боярские усобицы после смерти Елены на глазах Ивана 4.

Задание: прочтите текст учебника на с. 194 и отрывок из переписки Ивана с князем Курбским на с. 200 Что вы можете сказать о детстве Ивана?

Как повлияло такое детство на формирование характера Ивана4?

Г) женитьба и венчание на царство 16 января 1547г.

2. Укрепление центральной власти. /работа со схемой/

а/ Избранная рада – совет приближённых. / Адашев, Сильвестр, Курбский, Макарий/.

б/ 1549 г.- Земский собор- собрание представителей всех русских земель. Критика боярского самовластья.

в) 1550 г.- Судебник.

—увеличен размер пожилого;

—ужесточение наказания лихим людям;

—вводились наказания за взятки;

—ограничение прав наместников; Боярская дума – высший законодательный орган при царе;

— создание приказов- новые центральные органы управления.

г) Стоглавый собор. Реформа местного самоуправления: губные и земские старосты, городские приказчики.

д/ военная реформа;

? Положительно или отрицательно повлияли эти реформы на положение в стране?

Вывод: реформы Ивана 4 и Избранной рады были направлены на централизацию страны. При этом правители стремились достичь согласия между интересами государства и населения.

На дом ??23 с. 202 – запомнить новые слова.


3. Внешняя политика.

/ объяснение нового материала + практическая работа по контурной карте и опорному конспекту/

1552г. – взятие Казани

1556 г.- взятие Астрахани

1558 – 1584 гг.- Ливонская война

1581г.- начало покорения Сибири.

?—Покажите на карте территории, присоединённые к Российскому государству при Иване 4.

4. Опричнина.

а/ разрыв Ивана с Избранной радой;

П —неудачи в войне;

Р — болезнь царя и отказ присягать наследнику;

И — ставка бояр на Владимира Андреевича Старицкого;

Ч — 1560г. – смерть Анастасии Романовны Захарьиной;

И — предательство А. Курбского;

Н Ы —слухи по Москве, что царицу отравили Адашев и Сильвестр / царица не простила им отказ присягнуть наследнику во время болезни царя/

б/ расправа царя с приближёнными;

самодержавие – неограниченная власть царя.

в/ установление опричнины.

Опричнина – система мер, напрвленных на укрепление самодержавной власти.

?? –используя опорный конспект, перечислите основные мероприятия опричнины.

Декабрь 1564г –переезд в Александрову слободу.

1565 – 1572 гг. – опричнина.

5. Итоги царствования Ивана Грозного.

а/ увеличение территории государства;

б/ укрепление центральной власти, положен конец боярскому самовластью;

в/ начало освоения новых земель с богатыми природными ресурсами;

г/экономический упадок, обезлюдивание;

д/ установление заповедных лет;

е/ начало оформления крепостничества.

?? –вопросы и задания для закрепления знаний на с. 220 учебника.

На дом : ?? 25 Подготовить рефераты по темам: «Иван Фёдоров», «Андрей Чохов», «Афанасий Никитин».

Свежие документы:  Статья «Тестирование на уроках истории как средство повышения качества знаний»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: