Тема урока «Опричнина» 6 класс


Государственное бюджетное

образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 331

Невского района Санкт-Петербурга













Тема урока

«Опричнина »

6 класс.














Учитель истории и обществознания

Богданова О.Н.








Санкт – Петербург

2012



Конспект урока

«Опричнина»

Цель урока:

Выяснить сущность, цели, итоги опричной политики Ивана Грозного.


Задачи урока :

Образовательные:

1. Показать цели и последствия проводимой Иваном Грозным политики.

2. Ознакомить с разными точками зрения на сущность опричнины.

 Развивающие:

1.Развивать понятийный аппарат, совершенствовать навыки работы с текстом учебника и историческим документом (выделять основную мысль, систематизировать факты), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

2. Развивать умение анализировать историческую ситуацию, приводить аргументы в защиту своей позиции в ходе дискуссии

3. Развивать интерес к истории России

Воспитательные:

1.Определение собственной гражданской позиции по отношению к исторической реальности.

2. Воспитывать неприятие жестокости.



Оборудование урока

для обучающегося

Оборудование урока

для учителя

Тетрадь;

Учебник Е.В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века»


Презентация « Опричнина»;

Компьютер;

Проектор;

Экран;



План урока:

I. Организационный момент – 1 мин.

II. Основная часть урока – 43 мин.

1. Проверка домашнего задания – 10 мин.

2. Сообщение темы и цели урока – 10 мин.

3. Рассказ учителя с использованием презентации в сочетании с работой с учебником и опросом учащихся — 15 мин.

4. Закрепление изученного – 5 мин.

III. Подведение итогов

1. Подведение итогов урока – 1 мин.

2. Домашнее задание – 1 мин.



ПОНЯТИЯ, требующие уточнения, повторения: Избранная рада, судебник, Юрьев день, приказы, Стоглав, дворяне, стрельцы, крепостное право.

Новые понятия: опричнина, опричники, земщина.




Ход урока:

1. Проверка домашнего задания


  1. Фронтальный опрос:

    • Назовите основные направления внешней политики Ивана Грозного

    • Назовите итоги восточного и западного направлений внешней политики.

    • Чем можно объяснить такие итоги?

    • Можно ли сказать, что внешняя политика Ивана IV способствовала укреплению и развитию России?

  2. Исторический диктант (взаимопроверка):

    • Ближний круг друзей и советников при Иване IV

( Избранная рада)

    • Этот титул принял Иван Васильевич в 1547 году(царь).

    • Казак, возглавивший поход против Кучума (Ермак).

    • Служилые люди, получавшие за службу земельный надел (дворяне).

    • Сословно-представительный орган при царе, впервые созванный в 1549 г. (Земский собор).

    • Постоянное войско, созданное Иваном Грозным (стрельцы).

    • Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы).

    • Этот документ, принятый при Иване Грозном, подтвердил существование Юрьева дня (судебник).

    • Плата крестьянина за прожитые на земле помещика годы (пожилое)

    • Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя (самодержавие).

    • 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3».


2. Сообщение темы и цели урока:


— «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», — писал псковский летописец. Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца? (дети понимают, что царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли). Поработав на сегодняшнем уроке, мы поймём, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России.

Запись числа и темы урока в тетрадь.

— Начнём с причин поворота к политике террора, т.е. устрашения, расправ. Я назову одну причину. Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным (слайд 3). Сложившаяся в ходе реформ Избранной рады, эта система укрепляла централизованное управление страной. Но Боярская дума, Избранная рада, отчасти и Земские соборы ограничивали самодержавную власть царя. Он же стремился к единоличной власти.

Определите другие причины, прочитав стр. 228 учебника. (самостоятельная работа с текстом). Выслушав ответы учащихся, учитель говорит о различных точках зрения учёных на причины перехода к политике террора:

Опричнина, как политика, по-разному оценивалась и оценивается историками: Н.М.Карамзин связывает начало опричнины с психическим расстройством Ивана Грозного; С.М.Соловьев оценивает ее, опричнину, как борьбу старых родовых начал с новыми государственными началами; об антибоярской направленности опричнины говорит историк С.Ф.Платонов; Советские историки Р.Ю. Виппер и А.Л. Хорошкевич связывали установление опричных порядков с внешнеполитическими и военными затруднениями. Опричнина была учреждена прежде всего для того, чтобы любой ценой выжать из страны силы и средства для продолжения Ливонской войны.


В тетрадь записываются причины террора:

  1. Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти.

  2. Борьба высшего слоя князей и бояр против дворян (часть историков).

  3. Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства (часть историков).

  4. Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии ( часть историков).

  5. Тяжёлое положение в стране вследствие Ливонской войны, неудачи в войне. Рост недовольства в стране.

3. Рассказ учителя с использованием презентации в сочетании с работой с учебником и опросом учащихся .


Каково же происхождение самого слова «опричнина»?

Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый княжеской вдове..

Опричнина название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом (слайд 4, ).

Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах (слайд 4). Записать в тетрадь.


Рассказ учителя об отъезде Ивана Грозного в Александрову слободу (слайд 4, и последовавших за этим событиях, условиях, на которых царь обещал вернуться в Москву. Иван IV получал право подвергать изменников опале, как ему вздумается. 3 февраля 1565 года был принят Указ о введении опричнины, в соответствии с которым страна была разделена на 2 части: «опричнину» – во главе с Иваном Грозным и «земщину» — во главе с Боярской думой. В опричнину были взяты земли: во-первых, просто богатые, за счёт которых можно было решить финансовые проблемы; во-вторых, принадлежавшие некоторым «княжатам» — бывшим удельным владыкам, которые сгонялись со своих вотчин и получали взамен другие земли; в-третьих, те земли, которые были пригодны для «испомещения» на них служилых людей, состоявших в опричном войске. Власть в опричнине полностью принадлежала царю. Земщина же обязана была содержать опричнину.

Работа с картой (слайд 5). Какие территории вошли в состав опричнины?

Для переселения людей из земщины в опричнину и наоборот, а также для осуществления карательных мер было создано особое войско – опричники. (слайд 6). Чтение учебника стр. 230 об опричниках и их действиях.

Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами. За годы опричнины из 43 членов Боярской думы казнено 19, разорено 40 % крестьянских дворов. Уничтожено до 22 тысяч человек, в Новгороде Великом – до 15 тысяч. ( Чтение стр. 231 учебника)

В те страшные времена были в стране люди, которые говорили царю о жестокости опричной политики, о том, что действия царя и его опричников разоряют Россию. Так, летом 1568 г. произошло открытое антиопричное выступление московских посадских людей. Против опричнины выступил московский митрополит Афанасий, оставивший место главы церкви. Страшна судьба митрополита Филиппа.

(слайд 7)

Князь Курбский писал Ивану IV о том, что пока он правил, советуясь с членами Избранной рады, дела в Российском государстве шли прекрасно. Поэтому идеальным государством Курбский считал такое государство, в котором знать играет серьёзную роль и участвует во власти. Споря с ним, царь написал: «… горе царству, коим владеют многие». Какую форму правления отстаивал царь, а какую – князь Курбский? Чтение документа стр. 237, ответы на вопросы к документу.

Но в спор о целесообразности опричнины вмешалась объективная реальность: в 1571 г. войско опричников пропустило к Москве крымского хана Девлет-Гирея, который сжёг столицу. Царь объединил опричное и земское войско и через год, в 1572 году, разбил войско Девлет-Гирея. В этом же году он отменил опричнину. И теперь начались казни самих опричников!

Итоги правления, проводимой опричнины, Ливонской войны оказались для страны катастрофическими: экономический упадок, запустение, бегство крестьян от хозяев. Иван IV предпринял попытку остановить бегство крестьян. Подписал Указ о Заповедных , т.е. запретных летах.

Были, конечно, и политические последствия опричной политики: укрепился режим личной власти царя, были ликвидированы пережитки удельной системы.


4. Закрепление изученного


  1. В чём вы видите причины опричнины?

  2. Каковы, на ваш взгляд, её цели?

  3. Как опричнина связана с Ливонской войной?

  4. Что вы можете сказать об итогах политики Ивана IV Грозного?



Домашнее задание: § 31( 1, 2 части), выучить новые понятия.




Свежие документы:  Всероссийский урок "Основной закон нашей жизни" 6-7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: