Тема урока: «Природа и люди Древней Индии» 5 класс


Тема урока: «Природа и люди Древней Индии».

Цель урока: Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

Задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с географическим положением, природными условиями, занятиями и религиозными верованиями древних индийцев.

Развивающая:

Развитие умения у учащихся работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран.

Воспитательная:

Формирование научного мировоззрения, воспитание чувства уважения к традициям и историческому прошлому стран мира.

Оборудование урока:

  • компьютер;

  • компакт-диск “Всеобщая история. История древнего мира”;

  • индийская музыка;

  • карточки с новыми словами;

  • индивидуальные задания-карточки;

  • тест;

  • карта “Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. – III в. н.э.”;

  • учебник Вигасина А.А.и др. ”История древнего мира”, М., 2003.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вводное слово учителя.

Мы с вами познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали о многих красивых городах, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Но на этом изучение истории Древнего мира не останавливается, поэтому мы с вами приступаем к изучению новой темы.

II. Изучение нового материала.

  1. географическое положение Индии;

  2. природные условия;

  3. занятия жителей Индии;

  4. религиозные верования.

Сегодня мы познакомимся с историей еще одной страны. Но прежде чем начать, я предлагаю вам закрыть глаза и внимательно послушать музыкальный фрагмент песни. Готовы? Наше путешествие началось.

(Звучит индийская музыка (компьютер)

— Скажите, пожалуйста, о какой стране пойдет речь сегодня на уроке?

— Конечно же, это удивительная страна Индия.

— А что бы вы хотели узнать об этой стране?

Высказывания учащихся.

На мониторе компьютера появляются вопросы, рассматриваемыми на уроке: (план урока)

  1. географическое положение Индии;

  2. природные условия;

  3. занятия жителей Индии;

  4. религиозные верования.

Учитель: В тетрадях запишите число и тему урока “Природа и люди Древней Индии”

  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Для того, чтобы выяснить, где находится Индия, откройте, пожалуйста, учебники на с. 91. (§ 20, п.1) (слайд № 5)

  1. Беседа по прочитанному и работа по карте (с. 92).

ВСЕ ПОКАЗЫВАТЬ!!!

— Где находится Индия? (
Индия расположена на юге Азии)
— Какие водные пространства окружают Индию с запада, востока и юга?
(Индийский океан)
— Какие горы защищают Индию с Севера?
(Гималаи)
— Какие крупные реки текут по территории Индии? (Инд и Ганг)
— Где берут начало эти реки?
(Они берут начало в Гималаях)
— Как ведут себя реки в июле и августе каждого года? (От сильных дождей они выходят из берегов)
— В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление? (в Египте и Междуречье).

  1. Рассказ учителя.
    Индия расположена на полуострове Индостан и занимает прилегающую к нему часть материка. С запада, востока и юга омывается водами Индийского океана. На северо-востоке Индии расположены величайшие горы в мире – Гималаи.
    — Как вы думаете, какую роль эти горы играли в жизни жителей Индии? (варианты ответов)
    Горы защищали от холодных ветров, от вражеских набегов. Именно в Гималаях находится самая высокая вершина на Земле – гора Джомолунгма (Эверест).
    Если рассматривать климат Индии, то можно сказать о том, что в областях, расположенных вблизи Гималайских гор, бывает очень холодно, а в южных областях большую часть года стоит жара.
    Реки Инд И Ганг, берущие свое начало в Гималаях – непересыхающие реки, ежегодно разливающие и несущие плодородный ил. Но природные условия долин этих рек различны. В долине Инда редко выпадает дождь, больше солнечных лучей, а в долине Ганга летом дожди льют непрерывным потоком. В древности долину реки Ганг покрывали болота и джунгли.

  2. Самостоятельная работа учащихся с историческим источником и учебником (поэма Махабхарат)
    Я приглашаю вас заглянуть в джунгли. Работая с текстом учебника (п. 2 § 20), вы найдете информацию, касающуюся растительного мира джунглей.
    А для знакомства с животным миром вам нужно прочитать исторический документ и ответить на вопросы. (Задание всем понятно?) Работаем.
    В ветвях деревьев гнездились,
    шумели, порхали и пели
    Птицы лесные и всюду…
    в дикой глуши попадались
    То кабан, то шакал, то буйвол,
    то рысь, то пантера…
    И светлая влага кипела
    Множеством рыб, крокодилов и змей…
    …и ветви обвивши хвостами,
    С криком качались на них обезьяны,
    по сучьям деревьев
    Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…

Беседа с учащимися по прочитанному.
— Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места)
— Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? (бананами, плодами манго, кокосовыми орехами)
— Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
— Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями)

ФИЗМИНУТКА под индийскую музыку.

Упражнение «Тигр». Учитель говорит:

Медленно и мягко ступая, идет тигр по лесу. Тигр сильный, уверенный в себе, он никого не боится. Он – хозяин леса. Он знает здесь каждый кустик, каждое деревце.

Дети, входя в образ тигра, чувствуют себя уверенными, сильными, ловкими.


  1. Работа со слайдом. Как вы думаете, чем могли заниматься жители Индии? Почему?
    (ответы учеников)

  2. Решение исторических задач.
    № 1 Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, весовые гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
    — Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит, люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли)
    № 2.В начале 1 тысячелетия до н.э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевывали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.
    — Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? (все вышеперечисленное можно было производить только железными орудиями труда.
    В каких странах были сходные природные условия? (в Египте и Междуречье)
    Таким образом, мы можем сказать, что в Индии был богатый животный и растительный мир. Индейцы занимались собирательством, скотоводством и земледелием, выращивали рис, тростник, хлопчатник, пшеницу и ячмень.

  3. Комментированное чтение. (п.4 §20). С. 93-94

  4. Беседа с учащимися
    — Что такое религия?
    Какие религиозные верования существовали у древних индийцев?
    — Что сходно в представлении индийцев и египтян о посмертном существовании, а что различно?

  5. Закрепление изученного на уроке.
    Индивидуальная работа по карточкам.
    Впишите недостающие слова.
    Индия расположена на юге материка_______________________________.
    Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире______________. Их название________________.
    Берега Индии с запада, с востока и юга омывает__________________________.
    Самые многоводные реки Индии – это _____________и____________________.
    В_____________ веке до н.э. почти все индийский царства объединились под властью царя_________________.

  6. Подведение итогов, выставление оценок.

  7. Домашнее задание: § 20, контурная карта.






Свежие документы:  Конспект урока по истории "Великие географические открытия" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: