Тема урока «Установление власти Советов и большевиков»


Тема: Установление власти Советов и большевиков.

Эпиграф урока: История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. Сервантес

Умная перемена: Расшифруй аббревиатуру: СНК, ВЦИК, ВЧК, ВИКЖЕЛЬ, ВСНХ, РСФСР

1. Организационный этап: 1 мин.

Учитель: Мы изучаем один из самых сложных этапов в развитии России. Сложность заключается в оценке данного периода, исходя из социальных и личных ценностей, обеспечивающих личностный и моральный выбор.

2. Постановка проблемы: 5 мин.

Шанс демократии

Историки не марксисты в большинстве своем считают, что в 1917 году не только была буржуазно-демократическая альтернатива социалистической революции, но наиболее предпочтительны для России были бы капитализм и буржуазная демократия.



Волобуев П.В, советский историк. Октябрь 1917: Величайшие события века или социальная катастрофа

Фатальность диктатуры

Надо сказать, что разговоры о «демократической альтернативе» 1917 года как-то утихли сами собой. Может быть, сказался опыт нашего последнего десятилетия. Может быть, обилие документов 1917 года. Но сегодня уже очевидно, что с весны 17-го речь могла идти лишь о диктатуре. Как выразился Павел Милюков: «либо Корнилов, либо Ленин» т.е. либо военная диктатура, либо диктатура большевиков.


— Сравните два мнения о возможности выбора демократического развития России в 1917 году. В чем на ваш взгляд, они противоречат друг другу?

— Какой вопрос может возникнуть у вас на основе этого противоречия?

— Сформулируйте свой вариант учебной проблемы. (Формулировка идет письменно, после окончания работы учитель зачитывает предполагаемый вариант, ученики сравнивают с формулировкой учителя

Проблема: «Могла ли Россия в 1917 году встать на демократический путь развития?»

3. Актуализация знаний: 5 мин

Объясните значение понятий (данное задание готовит три ученик, во время постановки проблемы)

— Революция – коренной насильственный переворот в государственной , экономической, общественной и культурной жизни страны, сопровождающийся сменой правящего строя и приводящий к переходу общества из одного качественного состояния в другое

Учредительное Собраниечрезвычайный орган власти, избираемый гражданами для принятия новой Конституции, установление нового государственного строя.

Заполните пропуски в определении терминов (выделенные слова в рабочем листе учащихся пропущены) Данное задание выполняет класс.

Демократия

Диктатура

Политический режим

Политический режим

Участие народа в решении важнейших государственных дел

Возможность реализации политических свобод

Признание оппозиции учет ее мнения

Сосредоточение власти в руках одного человека или слоя

Отсутствие или значительное ограничение политических свобод

Репрессии против граждан, организаций, выступающих против существующих порядков.

Свежие документы:  Конспект внеклассного мероприятия по физкультуре «О, спорт! Ты – мир!»


4. Первичное усвоение новых знаний: 15 мин.

Учитель зачитывает текст. Ученики делают краткий конспект, заполняя таблицу (колонка – хронология)

События

Основные события

Вывод по проблеме

Утверждение Советской власти












В октябре 1917 года в Советах рабочих и солдатских депутатов большинство составляли большевики.

В деревнях, где с лета убивали помещиков и кулаков-единоличников создаются Советы крестьянских депутатов, которые с радостью принимали новую власть с ее Декретом о земле.

В городах всенародно избранные городские думы и земства должны были сменить Советы, сформированные только солдатами и рабочими.

В работе 2 Всероссийского съезда, который создает первое правительства – СНК и ВЦИК, исполняющий полномочия Съезда Совета не приняли участие правые эсеры и меньшевики, покинувшие его в знак протеста против вооруженного захвата власти большевиками.



Принят Декрет об установлении 8-часового рабочего дня

Декрет об уничтожении сословий, званий и гражданских чинов.

1 ноября – под давлением ВИКЖЕЛЬ большевики идут на компромисс с другими социалистами: правые эсеры и меньшевики входят во ВЦИК, а левые эсеры в СНК.



2 ноября «Декларация прав народов России»: равенство, право на самоопределение, вплоть до отделения, предложение добровольного и честного объединения народов России. Признавалось право народов на самоопределение



20 ноября обращение «Ко всем трудящимся мусульманам Востока» — утверждалась свобода вероисповедания мусульман.



Собор Русской православной церкви восстанавливает патриаршество (избран митрополит Тихон)



2 декабря создаётся ВСНХ (руководство частными и национализированными предприятиями)



7 декабря ВЧК Дзержинский для борьбы с контрреволюцией и саботажем



14 декабря – Декрет о национализации частных банков



18 декабря – СНК признает независимость Финляндии



28 декабря – Декрет , объявлявший кадетов «партией врагов народа»



Январь 1918 – декрет об отделении церкви от государства, лишение церкви собственности и государственных функций (запись рождения, браков смерти, запрет преподавания религиозных дисциплин)


Созыв и роспуск Учредительного собрания












Перед октябрьскими событиями большевики обвиняли Временное правительство в сознательном срыве выборов в У.С,

Став правящей партией они заявили, что Советы более приемлемая форма волеизъявления народ, но выборы пришлось провести. Итоги удручающие: большинство – 40% у правых эсеров, 24% большевики, 23% меньшевики, 5% кадеты. При таком составе ждать утверждения СНК в качестве постоянного правительства страны не приходилось.



29 ноября СНК запрещает «частные совещания « делегатов У.С. Лидеры партий подлежали аресту и преданию суду революционного трибунала.



5 января 1918 года – кровавый разгон 50-тыс. демонстрации в поддержку У.С.



Учредительному Собранию на утверждение была предложена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Председатель эсер Чернов . Отменены все первые декреты СНК.



5-6 января караул матросов потребовал освободить зал. Наутро зал был закрыт.


Свежие документы:  Конспект урока по истории "Пётр I глазами современников и историков" 7 класс


5 – Первичное проверка понимания: 5 мин.

Ученики анализируют выписанные тезисы, и делают вывод по проблеме, внося его в таблицу (колонка № 3)


6. Первичное закрепление: сделайте общий вывод по проблеме, на основании изученного материала: «Могла ли Россия в 1917 году встать на демократический путь развития»

2 мин.


7. Информация о домашнем задании: 2 мин

Заполнить таблицу (колонку 2, по вопросам; Заключения Брестского мира, Начало Гражданской войны, используя текст учебника пар. 11)


8. Рефлексия: 3 мин

Постановка проблемы соответствует или близко к предлагаемому – до 2 баллов

Объяснение значения понятий в период актуализации знаний – до 2 баллов

Заполнение таблицы – конспект по тексту учителя — до 2 баллов

Заполнение таблицы – выводы по проблеме – до 2 баллов

Устная работа на уроке (выставляется учителем) – до 2 баллов


9-10 баллов – «отлично»

7-8 баллов – «хорошо»

5-6 баллов – «удовлетворительно»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: