Тема урока Возникновение земледелия и скотоводства


Урок 5. Тема урока Возникновение земледелия и скотоводства


Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний о переходе к производящим видам хозяйства, возникновении земледелия и скотоводства, появлению первых искусственных материалов, изменениях в общественной и духовной жизни;

Воспитательная: способствовать формированию чувства уважения и интереса к истории своего народа, человечества в целом; формированию и развитию познавательного интереса учащихся;

Развивающая: способствовать общекультурному, личностному и познавательному развитию учащихся, обеспечивающему умение учиться и формирование самостоятельной всесторонне развитой личности.

Задачи урока:

  • развитие у учащихся учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной речи), учебно-информационных (работа с иллюстрацией, учебником), учебно-логических (работа с терминами и понятиями) умений и навыков;

  • формирование у учащихся отношения к трудовой и познавательной деятельности как основному отличию человека от животных и главному фактору развития;

  • сформировать у учащихся знания о возникновении земледелия и скотоводства, о ткани и керамике как первых искусственных материалах;

  • сформировать у учащихся знания об изменениях в общественной и духовной жизни;

  • сформировать у учащихся понятия: земледелие, скотоводство, мотыга, серп, зернотёрка, прядение, ткачество, циновка, керамика, старейшина, совет старейшин, племя, идол, молитва, жертва.

Тип урока: комбинированный

Подход к обучению: проблемно-деятельностный личностно ориентированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.

Принципы организации урока: минимальное количество научных понятий, задействование максимального количества каналов восприятия, эмоциональная насыщенность, связь с потребностями, измеряемость понятий, стимулирование самостоятельной активности учащихся, соревновательность.

Понятия и термины: земледелие, скотоводство, мотыга, серп, зернотёрка, прядение, ткачество, циновка, керамика, старейшина, совет старейшин, племя, идол, молитва, жертва.

Описание необходимого технического оборудования для проведения урока: учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012, компьютер с возможностью воспроизведения на большом экране презентации и файлов мультимедиа, презентация PowerPoint, орудия труда из школьного музея и личной коллекции (каменный топор, каменный сегмент составного серпа).

Структура и ход проведения урока:

    1. Оргмомент

Проверяется готовность класса к уроку, отмечаются отсутствующие. Объявляются тема и цели урока. Тема записывается учителем на доске, учащимися в тетрадях.

    1. Проверка изученного материала.

1 Фронтально, устно, краткие ответы с места на вопросы учителя

Кого называют первобытными людьми?

Где и когда, по предположениям учёных, жили древнейшие люди?

Сравните древнейших людей и людей разумных. В чём между ними различие? В чём сходство?

Кого изображали древнейшие художники?

Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, лошадей, оленей?

Какую роль играли эти животные в их жизни?

Что называется религией, религиозными верованиями?

Всегда ли существовала религия?

Когда она возникла?

Почему возникли религиозные верования?

2. Работа с иллюстрацией учебника

Рассмотрите иллюстрацию «Древняя могила, раскопанная археологами»

Ответьте на вопросы. С какой целью археологи раскапывают древние могилы? Что в них можно найти? Почему?

3. Развёрнутый ответ у доски

Как была найдена пещерная живопись.

    1. Подготовка к изучению нового материала

Постановка проблемного задания.

Заполните таблицу и сделайте вывод:

Что явилось главной причиной появления новых отраслей хозяйства?

Отрасль

хозяйства

Что предшествовало






IV. Изучение нового материала

Устно, рассказ учителя.

13 тыс. лет назад на Земле снова изменился климат. Наступило потепление, ледник стал таять и отступать на север. «Представьте, что мы с вами попали в родовой поселок, существовавший в жаркой южной стране примерно 8-9 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких козлов и свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.

Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследуют дикие собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников. Собака стала первым домашним животным, она помогала человеку на охоте, мясо ее употребляли в пищу.

Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак, Те находили, например, логово дикой свиньи. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили живыми в поселок. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, поэтому поросят не резали, а держали за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Молодняк подрастал, увеличивался в весе. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили и одомашнили свиней, коз, овец, коров. Так возникло скотоводство.

Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Для срезания колосьев дикого ячменя и пшеницы они пользовались ножами, состоявшими из мелких и острых кремневых пластинок, вставленных в кость или рог. Это были древнейшие серпы. Женщины приносили злаки в поселок и растирали зерна на зернотерках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерно измельчалось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимание. Но однажды женщины сделали замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который можно получить много зерен. Так возникло земледелие

Устно, объяснительно-иллюстративное повествование с элементами беседы и использованием ИКТ (презентация PowerPoint).

1.Появление мотыжного земледелия и приручение животных

Однажды люди заметили, что зерна, просыпанные у входа в пещеру, дали всходы. Женщины стали рыхлить землю при помощи мотыги (посмотрите на рисунок на стр 22) и бросать в землю зерна. Так появилось земледелие. Кроме мотыги в земледелии применялись каменный топор и серп.

При помощи топора вырубали деревья и кустарник, затем выкорчевывали пни, и все сжигали. Пепел перемешивали с землей. Он выступал в качестве удобрения. Урожай собирали при помощи серпа, изготавливавшегося из кости. В серп вставляли каменные лезвия. Полученное зерно перетирали в муку, затем ее смешивали с водой и полученную массу выпекали у костра на углях. Посмотрите рисунок серпа на слайде и на стр. 21. Возьмите в руки, посмотрите и передайте одноклассникам каменный вкладыш, найденный при археологических раскопках.

Появление земледелия и скотоводства стало возможным потому, что у людей появились излишки продуктов. Почему? Хозяйство постепенно стало превращаться из присваивающего в производящее.

Теперь благосостояние людей зависело от их труда.

2.Появление ремесла

С развитием хозяйства люди стали больше уделять внимания изготовлению орудий труда и домашней утвари. Древнейшую посуду выдалбливали из дерева или плели из прутьев. Эти плетенки обмазывали сырой глиной. В них можно было носить воду. Такая плетенка могла случайно попасть в огонь. Деревянные части ее сгорали, а глина становилась твердой как камень. Обожженная глина была новым, не встречающимся в природе материалом, созданным людьми.

Наиболее распространено было изготовление сосудов способом налепа. Из глины изготавливались жгуты толщиной 3-4 см и длиной до 40-50 см, которые накладывались на форму по спирали и при наложении сдавливались, так что превращались в ленту; в результате получался грубый глиняный сосуд. Глиняная посуда сделала возможной варку пищи и лучшее сохранение жидкостей.

Очень давно люди научились плести корзины и коврики из гибких прутьев ивы и лыка. Плетение натолкнуло людей на мысль скручивать нити из шерсти овец или волокон дикорастущего льна. Изготовление нитей называется прядением. Нити стали использовать для изготовления тканей. Вначале ткачеством занимались вручную, потом был изобретен ткацкий станок. С появлением прядения и ткачества вместо грубых звериных шкур, кое-как сшитых жилами, люди стали носить более удобную одежду из льняных и шерстяных тканей

Древние люди освоили довольно сложные для того уровня технологии.

На слайде изображен первобытный сверлильный станок. При его помощи люди сверлили отверстия в каменных топорах и затем вставляли в них древко.

3.Род и племя

С появлением новых занятий хозяйство рода усложнилось, родовое имущество увеличилось. Руководить родовой общиной, ее хозяйством было непросто. Самый опытный и умный член рода становился старейшиной. Лучше всех разбирался он в том, какие растения пригодны в пищу, лучше всех умел выследить зверя. Старейшина знал, где и когда ловить рыбу, какой участок выбрать под посев. Он работал вместе со всеми и лучше всех, не терялся в самых трудных положениях и каждому мог дать полезный совет.

Старейшина руководил всей жизнью рода, разрешал споры между родичами и был старшим над всеми. Велико было уважение к старейшине, все подчинялись ему беспрекословно. В родовой общине все были родственниками и не могли создавать семьи внутри рода. Молодые мужчины брали себе жён в соседних родовых общинах. Между родами устанавливались прочные связи. Так появляется племя, состоящее из нескольких родов. Руководил племенем совет старейшин. Все мужчины племени были вооружены. Под руководством выборного племенного вождя они охраняли принадлежавшие племени леса, пастбища и поля, а также совершали набеги на соседей с целью захвата добычи.

4 Духи, идолы, жертвы.

Для людей все в природе было одушевленным. Мир, по их мнению, был населен духами. Самые могущественные духи назывались богами. Если все вокруг живое, то со всем можно договориться — нужно только обратить к богам просьбу — молитву. Изображения богов назывались идолами. Для задобрения богов идолам приносили жертвы.

V. Закрепление

1 Параллельное в ходе изучения нового материала.

2 Ответить на вопрос Что явилось главной причиной появления новых отраслей хозяйства ?

3. Заполнить таблицу

Отрасль

хозяйства

Что предшествовало





VI. Задание на дом

Прочитать §4, ответить на вопр. стр. 25 учебника.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о расселении людей по территории земного шара и появлении первых транспортных средств.

V. Подведение итогов

1 Рефлексия.

Вопросы рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…):

  • Что мы хотели выяснить на уроке?

  • Что нам удалось узнать?

  • Мы ответили на поставленный вопрос?

  • Что будем делать завтра?

  • Что было самым важным на уроке?

  • Кто хочет кого-нибудь похвалить?


2. Итог урока

3. Оценка урока



Свежие документы:  Малоизвестные страницы из истории войны. Битва за Воронеж

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: