Тематическое планирование «История России с древнейших времён до конца XVI века» «Всеобщая история. Средние века»


Тематическое планирование в рамках ФГОС по курсу

«История России с древнейших времён до конца XVI века»

«Всеобщая история. Средние века»


урока

Тема урока

Формы и виды урочной деятельности


Элементы содержания

или основные

понятия урока

Интеграция

Формы внеурочной деятельности

Домашнее задание

Дата

Всеобщая история. Средние века (2 часа)

1

Введение в историю Средневековья.

Знакомство с учебником.




Стр. 4-13


2-3

Рубеж древности и средневековья

Блиц-опрос, проверка знания по исторической карты

Великое переселение народов, христианский мир





История России с древнейших времён до конца XVI века (38 часов)



Глава 1.

(8 часов)



Русь Древняя




4

Восточные славяне

Работа с текстом учебника, картой, работа в группах, парах

Исторические источники, исторические факты, аргументы. Индоевропейцы, язычество, народное ополчение, вече, быт

Заполнение таблицы «Восточные славяне» (основные занятия, управление, верования древних славян)


§1, работа с картой, иллюстрациями


5

Соседи восточных славян

Комбинированный урок с элементами групповой работы

Дань, колонизация

География: работа по карте «Соседи восточных славян»


§2, работа с картой


6

Формирование Древнерусского государства

Комбинированный урок. Устные ответы на вопросы, карточки (индивидуальная работа)

Выдвижение гипотез, версий, делать вывод – почему государственность на Руси была создана варягами.



Работа с картой §3, составить схему, краткие сообщения


7

Первые киевские князья

Комбинированный урок. Работа с текстом учебника, составление схемы

Погосты, уроки, реформа

Литература: проанализировать «Песнь о Вещем Олеге» и т.д.


§4, подготовка кратких сообщений


8-9

Принятие христианства

Экскурсия к месту расположения православного храма.

Комбинированный урок

Раскрыть причины принятия христианства на Руси в X веке.

Ересь, митрополит, епископ, 988 год


Экскурсия

§5, вопросы


10

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Комбинированный урок, опережающее задание, творческие работы

Боярин, вотчина, наместник, династия, усобицы, холопы, посадник, 1019-1054 гг. «Русская Правда»

Обществознание: дать оценку «Русской Правде» — первому писанному своду законов на Руси


§6, составить кроссворд, творческую работу


11

Культура, быт и нравы Древней Руси

Комбинированный урок, составить кроссворд, защита творческих работ

Самобытный патриотизм, житие, слобода, хоромы

Литература, ИКТ, ИЗО: изучить, рассмотреть памятники культуры, былины, сказания Древней Руси


§7-8. подготовиться к контрольной работе Кроссворд, защита творческих работ


12

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь Древняя»

Контрольная работа по форме ЕГЭ






Глава 2

( 9 часов)

Политическая раздробленность на Руси

13

Начало раздробленности

Комбинированный с элементами проблемного обучения. Устные развёрнутые ответы на решение проблемной задачи

Любечский съезд, рать, уделы, 1097 год

Выяснить, почему на Руси начались братоубийственные войны, усобицы?

«ПВЛ»

Литература: «ПВЛ» о Любечском съезде князей» — значение.


§9, работа с картой


14-15

Главные политические центры Руси

Работа в парах, составление таблицы

Сравнить развитие основных политических центров Руси (хозяйство, управление, общество, культура).

География, ИКТ: работа с картой, составление презентаций


§10-11

Работа

с картой


16

Нашествие с Востока

Комбинированный, с элементами проблемного обучения

Стан, фураж, 1223 год., нойон, юрта, 1237 год, 1242 год

– Почему не удалось спасти Русь от нашествия монголо-татар?

ИКТ: поиск дополнительной информации на поставленную проблему


§12, краткие сообщения


17

Борьба Руси с западными завоевателями

Комбинированный урок. Сообщение, устные развёрнутые ответы по вопросам, карточки с индивидуальными заданиями

Выявить причины нашествия крестоносцев на Русь (Новгородские и Псковские земли) Крестовый поход, рыцари, ополчение, 1240 г., 1242 г., Невская битва, ледовое побоище

Литература: «Повесть о житии А. Невского» — анализ


§13, работа с картой


18

Русь и Золотая Орда

Комбинированный урок. Работа с картой, устные ответы на вопросы

Выделить особенности монгольского владычества на Руси и процессы взаимовлияния двух цивилизаций.

Баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция

Литература: работа с источниками


§14, работа с картой


19

Образовательный модуль межвозрастная проектная задача. Русь и Литва

Комбинированный урок. Работа с картой, устные ответы на вопросы

Проследить исторические условия возвышения Великого княжества Литовского



задание §15, сообщения


20

Культура русских земель в XII-XIII вв.

Комбинированный урок с опережающим заданием, работа в группах

Охарактеризовать состояние русской культуры в XIIXIII вв.

Архитектурный ансамбль, аскетизм, канон

Обществознание, ИЗО: оценить влияние Золотой Орды на культуру Руси.


Общения §16, подготовиться к контрольной работе


21

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политическая раздробленность на Руси»

Контрольная работа по форме ЕГЭ






Глава 3 (21 час)

Русь Московская

22

Предпосылки объединения русских земель

Комбинированный урок. Работа в парах. Устные развёрнутые ответы

Выявить причины и предпосылки создания единого государства. Вотчинное землевладение



§17, работа с картой, характеристика правления Ивана Калиты


23

Проект мероприятия. Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Определение целей и задач, планирование работы, распределение обязанностей.





Социальное проектиро-

вание.




24

Проект мероприятия. Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века.

Работа над проектом, промежуточная рефлексия



Социальное проектиро-

вание.



25

Проект мероприятия.

Создание единого русского государства и конец ордынского владычества.

Работа над проектом, промежуточная рефлексия

Оформление работы



Социальное проектиро-

вание.



26

Проект мероприятия.

Московское государство в конце XV- начале XVI века

Проведение мероприятия для учащихся.




Социальное проектиро-

вание.



27

Церковь и государство в конце XV- начале XVI вв.

Комбинированный урок

Выявить суть теории

«Москва – третий

РИМ».

Ереси, нестяжатели и иосифляне.

Обществознание, ИКТ: взаимоотношение власти и церкви в к. XV – н. XVI вв.


§22, вопрос к документу


28-29

Реформы Избранной Рады

Комбинированный урок. Анализ документа, устные ответы, заполнение таблицы

Дать оценку реформам, проводимых правительством Ивана IV, какое влияние они оказали на развитие страны. Дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное государство

ИКТ: исторический портрет Ивана IV Грозного, его преобразования («+» и «-» )


§23, вопросы к параграфу


30

Внешняя политика Ивана IV

Комбинированный урок с элементами практической работы.

Острог, Ливонская война 1558-1583 гг.

География, краеведение: работа с картой, присоединение Сибири.

Обществознание: международные отношения в середине XVI века.


§24, работа по карте


31

Опричнина

Комбинированный урок. Работа в группах.

Выявить причины и последствия введение в стране опричнины

Крепостное право, опала, опричнина, посад, челобитная 1565-1572 гг.


Обществознание: работа с документом об опричном порядке в Москве


§25, краткие сообщения, работа по карте


32-33

Культура в XIV-XVI вв.

Урок-путешествие, опережающее задание

Выделить особенности русской культуры в XIVXVI вв. Эпос, регалии, шатровый стиль, юродивый

Литература: поэма «Задонщина»


ИЗО, ИКТ


§26-27, краткие сообщения


34

Быт в XV-XVI вв.

Сообщения, устный блиц-опрос, карточки с индивидуальными заданиями

Административный, кафтан, полати, харчевня

ИЗО, краеведение: нарисовать элементы быта средневековой Руси, Западной Сибири.

Обществознание: нравы, сословные отношения в обществе


§28, повторить основные понятия, даты, работа с картой


35

Итоговое повторение «Русь с древнейших времён до конца XVI века»

Урок-игра


ИКТ, литература, обществознание, география, ИЗО




36-38

Родной край в древности. Освоение Сибири в XVI в. Экскурсия.

Работа в группах. Защита творческих проектов.


Краеведение

Экскурсия.

Подготовка проектов


Всеобщая история. Средние века (28 часов)

Глава 1

(4 часа)

Запад христианского мира V-XX вв.

39

От королевств к империи

Комбинированный урок. Устные развёрнутые ответы на поставленную проблемную задачу

Выделить преимущества и недостатки политики Карла Великого. Рыцари, Папская область, Франкское королевство

География: работа по карте


§1, работа с картой, схемой


40

Рождение феодальной Европы

Комбинированный урок. Устный блиц-опрос, работа по карте, схеме

Проследить взаимосвязь между развитием общества и изменениями в политике и хозяйстве. Феод, феодал, вассалы, барщина

Обществознание: сословный строй в Западной Европе.


§2, решение проблемной задачи


41

Феодальная раздробленность

Комбинированный урок. Устные ответы, работа по карте, карточки с индивидуальными заданиями

Выделить причины и последствия феодальной раздробленности Европы, а также сохраняющиеся черты единства народов. Сословия, 843 год,

962 год

Обществознание: феодальные отношения – общественно-хозяйственные связи между людьми.


§3, работа с картой, краткие сообщения


42

Времена викингов

Комбинированный урок. Работа в группах.

Проследить взаимосвязь между развитием северных народов и становлением общеевропейской цивилизации. Викинги



ответы §4, повторить основные понятия и даты


Глава 2

(3 часа)

Восток христианского мира V-XI вв.

43

Византийская империя

Комбинированный урок. Работа в парах.

Установить причины и этапы развития самобытности византийской цивилизации, ее сходство и отличие с античностью.

ИКТ: Византия, античная цивилизация.


§5, начать заполнение таблицы на с.74


44

Государства славян и кочевников

Комбинированный урок с элементами проблемного обучения. Заполненная таблица, работа с картой, устные ответы, ответ на проблемную задачу

Сформировать представление о взаимоотношениях Византии с соседями. Славяне, Кирилл и Мефодий, славянская азбука, 863 год, 864 год

Литература: создание славянской азбуки.


§6, работа с источником на с.86


45

Раскол христианского мира

Практическая работа (заполнение таблицы)

Установить причинно-следственные связи раскола христианского мира. Православие, католичество




ОРКСЭ: православие и католичество.


§7, выучить основные даты и понятия



Глава 3

( 5 часов)

Пророки и завоеватели Востока VII-XIII вв.

46

Свет ислама

Комбинированный урок с элементами практической работы

Выделить причины и особенности новой религии ислам. Коран, мечеть, ислам, мусульмане, джихад, 622 год

ОРКСЭ: сравнить моральные и этические основы двух религий: христианской и исламской.


работы §8, заполнить таблицу на с.106, краткие сообщения


47

Рождение исламского мира

Комбинированный урок

Проследить процесс расцвета и упадка Арабского халифата. Халифат, шариат, медресе



§9, продолжить заполнени таблицы на с.74


48

Крестовые походы

Комбинированный урок. Работа в парах. Заполненная таблица, карточки с индивидуальными заданиями

Выявить и оценить цели и итоги крестовых походов. Крестоносцы

География: работа по карте


§10, работа с картой


49

Монгольские завоевания

Комбинированный урок.

Выделить причины быстрого покорения народов Азии и Европы. Почему монголы не создали собственной цивилизации. Чингисхан, улусы, 1206 год

География, краеведение: работа по карте


§11, подготовиться к контрольной работе, повторить основные понятия и даты


50

Повторительно-обобщающий урок по теме «Восток VII-XIII вв.»

Контрольная работа по форме ЕГЭ









Глава 4

(4 часа)

Особенности католической Европы

51

Рефлексивный модуль межвозрастная проектная задача Города Европы

Урок-путешествие

Ростовщик, ярмарка, ремесленный цех, купеческая гильдия, частная собственность

ИКТ: поиск информации о городах средневековой Европы


§12, описать средневековый город, вопрос № 4 на с.153


52

Феодальный мир

Комбинированный урок. Устные, развёрнутые ответы, карточки с индивидуальными заданиями

Выявить права, обязанности и образ жизни разных сословий средневекового общества. Определить значение кодекса рыцарской чести в жизни феодалов. Сословия, феодал

ОРКСЭ: дать оценку кодексу рыцарской чести


§13, составить рассказ «День феодала», в-с 4 на с.162


53

Сила католической церкви

Комбинированный урок с элементами проблемного обучения

Выделить проблемы и способы решения, с которыми столкнулась католическая церковь. Ересь, еретик, инквизиция, монашеские ордена



§14, вопрос к схеме на с.169, краткие сообщения


54

Культура католического мира

Комбинированный урок. Устные ответы, сообщения, заполненная таблица

Определить роль церкви в развитии науки и образования. Университеты, готический стиль





ИЗО, литература: описать достижения культуры католического мира.







§15, повторить основные понятия, даты


Глава 5

(5 часов)

Страны католической Европы XI-XV вв.

55

Раздробленность в Англии и Франции

Комбинированный урок. Работа в группах.

Выявить сходство и различия исторического развития Англии и Франции. Великая хартия вольностей, 1215 год, Генеральные штаты, парламент, 1265 год

География: работа по карте


§16, работа с картой, краткие сообщения


56

Столетняя война

Урок-практикум. Работа в парах.

Выявить причины, этапы и итоги Столетней войны. 1337-1453гг., Жакерия



§17, вопросы после параграфа


57-58

Централизация в Англии и Франции

Комбинированный урок. Устный блиц-опрос

Сравнить процессы централизации в Англии и Франции. Централизация, единый государственный налог

Обществознание: централизованные государства, сословно-представительные монархии (сравнить)


опрос §18, в-с 3, с.214 письменно


59

Итальянское Возрождение

Комбинированный урок. Работа в группах.

Проанализировать процесс формирования культуры эпохи Возрождения Итальянцы, Возрождение

ИКТ: составить презентации


§19, вопросы на с.225, и вопросы к источникам


60

Границы Священной империи

Комбинированный урок

Причины и последствия натиска на Восток немецких рыцарей. Золотая булла, 1356 год, Грюнвальдская битва, 1410 год, орден меченосцев, гуситы



§20, повторить основные понятия и даты












Глава 6

(8 часов)

Судьбы средневековых цивилизаций

61

Рубежи православия и ислама

Комбинированный урок.

Выявить причины и последствия встречи двух цивилизаций: православного и исламского мира. 1261год, Флорентийская уния, 1439 год, 1453 год, Османская империя



§21, вопросы, сообщения


62

Индийская средневековая цивилизация

Комбинированный урок с элементами практической работы

Оценить процесс взаимопроникновения культур индийской и исламской цивилизации. Индуизм, касты, джихад

ОРКСЭ: охарактеризовать кастовое деление общества.


§22, продолжить заполнение таблицы на с.74, краткие сообщения


63-64

Дальневосточный мир Китая и Японии

Комбинированный урок.

Раскрыть процесс развития Китая и Японии в Средние века. Конфуцианство, даосизм, буддизм, самураи, синтоизм, 1192 год

Обществознание: охарактеризовать взаимоотношение двух цивилизаций.


§23, продолжить заполнение таблицы на с.74


65

Где закончилось средневековье?

Комбинированный урок.

Почему именно XV век является концом Средневековья? Дальневосточная цивилизация, индийская цивилизация, исламский мир



§24, повторить основные даты, понятия


66

«Средневековые цивилизации»

Урок-игра. Викторина, знание дат, понятий, работа с картой




Подготовиться к контрольной работе


67

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Судьбы средневековых цивилизаций»

Контрольная работа по форме ЕГЭ






68

Общий взгляд на историю средневековья

Экскурсия.

Обобщающий урок



Экскурсия.



69-70

Итоговое повторение «Русь, Европа и Восток в эпоху средневековья»


Знание дат, понятий, тестовые задания






Свежие документы:  Тест для 9 класса на тему «Культура первобытного мира»






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: