Тематическое планирование в рамках ФГОС по курсу
«История России с древнейших времён до конца XVI века»
«Всеобщая история. Средние века»
Тема урока | Формы и виды урочной деятельности
| Элементы содержания или основные понятия урока | Интеграция | Формы внеурочной деятельности | Домашнее задание | Дата | ||
Всеобщая история. Средние века (2 часа) | ||||||||
1 | Введение в историю Средневековья. | Знакомство с учебником. |
|
|
| Стр. 4-13 |
| |
2-3 | Рубеж древности и средневековья | Блиц-опрос, проверка знания по исторической карты | Великое переселение народов, христианский мир |
|
|
|
| |
История России с древнейших времён до конца XVI века (38 часов)
| ||||||||
| Глава 1. (8 часов) |
|
| Русь Древняя |
|
|
| |
4 | Восточные славяне | Работа с текстом учебника, картой, работа в группах, парах | Исторические источники, исторические факты, аргументы. Индоевропейцы, язычество, народное ополчение, вече, быт | Заполнение таблицы «Восточные славяне» (основные занятия, управление, верования древних славян) |
| §1, работа с картой, иллюстрациями |
| |
5 | Соседи восточных славян | Комбинированный урок с элементами групповой работы | Дань, колонизация | География: работа по карте «Соседи восточных славян» |
| §2, работа с картой |
| |
6 | Формирование Древнерусского государства | Комбинированный урок. Устные ответы на вопросы, карточки (индивидуальная работа) | Выдвижение гипотез, версий, делать вывод – почему государственность на Руси была создана варягами. |
|
| Работа с картой §3, составить схему, краткие сообщения |
| |
7 | Первые киевские князья | Комбинированный урок. Работа с текстом учебника, составление схемы | Погосты, уроки, реформа | Литература: проанализировать «Песнь о Вещем Олеге» и т.д. |
| §4, подготовка кратких сообщений |
| |
8-9 | Принятие христианства Экскурсия к месту расположения православного храма. | Комбинированный урок | Раскрыть причины принятия христианства на Руси в X веке. Ересь, митрополит, епископ, 988 год |
| Экскурсия | §5, вопросы |
| |
10 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром | Комбинированный урок, опережающее задание, творческие работы | Боярин, вотчина, наместник, династия, усобицы, холопы, посадник, 1019-1054 гг. «Русская Правда» | Обществознание: дать оценку «Русской Правде» — первому писанному своду законов на Руси |
| §6, составить кроссворд, творческую работу |
| |
11 | Культура, быт и нравы Древней Руси | Комбинированный урок, составить кроссворд, защита творческих работ | Самобытный патриотизм, житие, слобода, хоромы | Литература, ИКТ, ИЗО: изучить, рассмотреть памятники культуры, былины, сказания Древней Руси |
| §7-8. подготовиться к контрольной работе Кроссворд, защита творческих работ |
| |
12 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь Древняя» | Контрольная работа по форме ЕГЭ |
|
|
|
|
| |
Глава 2 ( 9 часов) Политическая раздробленность на Руси | ||||||||
13 | Начало раздробленности | Комбинированный с элементами проблемного обучения. Устные развёрнутые ответы на решение проблемной задачи | Любечский съезд, рать, уделы, 1097 год Выяснить, почему на Руси начались братоубийственные войны, усобицы? «ПВЛ» | Литература: «ПВЛ» о Любечском съезде князей» — значение. |
| §9, работа с картой |
| |
14-15 | Главные политические центры Руси | Работа в парах, составление таблицы | Сравнить развитие основных политических центров Руси (хозяйство, управление, общество, культура). | География, ИКТ: работа с картой, составление презентаций |
| §10-11 Работа с картой |
| |
16 | Нашествие с Востока | Комбинированный, с элементами проблемного обучения | Стан, фураж, 1223 год., нойон, юрта, 1237 год, 1242 год – Почему не удалось спасти Русь от нашествия монголо-татар? | ИКТ: поиск дополнительной информации на поставленную проблему |
| §12, краткие сообщения |
| |
17 | Борьба Руси с западными завоевателями | Комбинированный урок. Сообщение, устные развёрнутые ответы по вопросам, карточки с индивидуальными заданиями | Выявить причины нашествия крестоносцев на Русь (Новгородские и Псковские земли) Крестовый поход, рыцари, ополчение, 1240 г., 1242 г., Невская битва, ледовое побоище | Литература: «Повесть о житии А. Невского» — анализ |
| §13, работа с картой |
| |
18 | Русь и Золотая Орда | Комбинированный урок. Работа с картой, устные ответы на вопросы | Выделить особенности монгольского владычества на Руси и процессы взаимовлияния двух цивилизаций. Баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция | Литература: работа с источниками |
| §14, работа с картой |
| |
19 | Образовательный модуль межвозрастная проектная задача. Русь и Литва | Комбинированный урок. Работа с картой, устные ответы на вопросы | Проследить исторические условия возвышения Великого княжества Литовского |
|
| задание §15, сообщения |
| |
20 | Культура русских земель в XII-XIII вв. | Комбинированный урок с опережающим заданием, работа в группах | Охарактеризовать состояние русской культуры в XII—XIII вв. Архитектурный ансамбль, аскетизм, канон | Обществознание, ИЗО: оценить влияние Золотой Орды на культуру Руси. |
| Общения §16, подготовиться к контрольной работе |
| |
21 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политическая раздробленность на Руси» | Контрольная работа по форме ЕГЭ |
|
|
|
|
| |
Глава 3 (21 час) Русь Московская | ||||||||
22 | Предпосылки объединения русских земель | Комбинированный урок. Работа в парах. Устные развёрнутые ответы | Выявить причины и предпосылки создания единого государства. Вотчинное землевладение |
|
| §17, работа с картой, характеристика правления Ивана Калиты |
| |
23 | Проект мероприятия. Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва | Определение целей и задач, планирование работы, распределение обязанностей.
|
|
| Социальное проектиро- вание. |
|
| |
24 | Проект мероприятия. Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века. | Работа над проектом, промежуточная рефлексия |
|
| Социальное проектиро- вание. |
|
| |
25 | Проект мероприятия. Создание единого русского государства и конец ордынского владычества. | Работа над проектом, промежуточная рефлексия Оформление работы |
|
| Социальное проектиро- вание. |
|
| |
26 | Проект мероприятия. Московское государство в конце XV- начале XVI века | Проведение мероприятия для учащихся.
|
|
| Социальное проектиро- вание. |
|
| |
27 | Церковь и государство в конце XV- начале XVI вв. | Комбинированный урок | Выявить суть теории «Москва – третий РИМ». Ереси, нестяжатели и иосифляне. | Обществознание, ИКТ: взаимоотношение власти и церкви в к. XV – н. XVI вв. |
| §22, вопрос к документу |
| |
28-29 | Реформы Избранной Рады | Комбинированный урок. Анализ документа, устные ответы, заполнение таблицы | Дать оценку реформам, проводимых правительством Ивана IV, какое влияние они оказали на развитие страны. Дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное государство | ИКТ: исторический портрет Ивана IV Грозного, его преобразования («+» и «-» ) |
| §23, вопросы к параграфу |
| |
30 | Внешняя политика Ивана IV | Комбинированный урок с элементами практической работы. | Острог, Ливонская война 1558-1583 гг. | География, краеведение: работа с картой, присоединение Сибири. Обществознание: международные отношения в середине XVI века. |
| §24, работа по карте |
| |
31 | Опричнина | Комбинированный урок. Работа в группах. | Выявить причины и последствия введение в стране опричнины Крепостное право, опала, опричнина, посад, челобитная 1565-1572 гг. |
Обществознание: работа с документом об опричном порядке в Москве |
| §25, краткие сообщения, работа по карте |
| |
32-33 | Культура в XIV-XVI вв. | Урок-путешествие, опережающее задание | Выделить особенности русской культуры в XIV—XVI вв. Эпос, регалии, шатровый стиль, юродивый | Литература: поэма «Задонщина»
ИЗО, ИКТ |
| §26-27, краткие сообщения |
| |
34 | Быт в XV-XVI вв. | Сообщения, устный блиц-опрос, карточки с индивидуальными заданиями | Административный, кафтан, полати, харчевня | ИЗО, краеведение: нарисовать элементы быта средневековой Руси, Западной Сибири. Обществознание: нравы, сословные отношения в обществе |
| §28, повторить основные понятия, даты, работа с картой |
| |
35 | Итоговое повторение «Русь с древнейших времён до конца XVI века» | Урок-игра |
| ИКТ, литература, обществознание, география, ИЗО |
|
|
| |
36-38 | Родной край в древности. Освоение Сибири в XVI в. Экскурсия. | Работа в группах. Защита творческих проектов. |
| Краеведение | Экскурсия. | Подготовка проектов |
| |
Всеобщая история. Средние века (28 часов) | ||||||||
Глава 1 (4 часа) Запад христианского мира V-XX вв. | ||||||||
39 | От королевств к империи | Комбинированный урок. Устные развёрнутые ответы на поставленную проблемную задачу | Выделить преимущества и недостатки политики Карла Великого. Рыцари, Папская область, Франкское королевство | География: работа по карте |
| §1, работа с картой, схемой |
| |
40 | Рождение феодальной Европы | Комбинированный урок. Устный блиц-опрос, работа по карте, схеме | Проследить взаимосвязь между развитием общества и изменениями в политике и хозяйстве. Феод, феодал, вассалы, барщина | Обществознание: сословный строй в Западной Европе. |
| §2, решение проблемной задачи |
| |
41 | Феодальная раздробленность | Комбинированный урок. Устные ответы, работа по карте, карточки с индивидуальными заданиями | Выделить причины и последствия феодальной раздробленности Европы, а также сохраняющиеся черты единства народов. Сословия, 843 год, 962 год | Обществознание: феодальные отношения – общественно-хозяйственные связи между людьми. |
| §3, работа с картой, краткие сообщения |
| |
42 | Времена викингов | Комбинированный урок. Работа в группах. | Проследить взаимосвязь между развитием северных народов и становлением общеевропейской цивилизации. Викинги |
|
| ответы §4, повторить основные понятия и даты |
| |
Глава 2 (3 часа) Восток христианского мира V-XI вв. | ||||||||
43 | Византийская империя | Комбинированный урок. Работа в парах. | Установить причины и этапы развития самобытности византийской цивилизации, ее сходство и отличие с античностью. | ИКТ: Византия, античная цивилизация. |
| §5, начать заполнение таблицы на с.74 |
| |
44 | Государства славян и кочевников | Комбинированный урок с элементами проблемного обучения. Заполненная таблица, работа с картой, устные ответы, ответ на проблемную задачу | Сформировать представление о взаимоотношениях Византии с соседями. Славяне, Кирилл и Мефодий, славянская азбука, 863 год, 864 год | Литература: создание славянской азбуки. |
| §6, работа с источником на с.86 |
| |
45 | Раскол христианского мира | Практическая работа (заполнение таблицы) | Установить причинно-следственные связи раскола христианского мира. Православие, католичество
| ОРКСЭ: православие и католичество. |
| §7, выучить основные даты и понятия |
| |
Глава 3 ( 5 часов) Пророки и завоеватели Востока VII-XIII вв. | ||||||||
46 | Свет ислама | Комбинированный урок с элементами практической работы | Выделить причины и особенности новой религии ислам. Коран, мечеть, ислам, мусульмане, джихад, 622 год | ОРКСЭ: сравнить моральные и этические основы двух религий: христианской и исламской. |
| работы §8, заполнить таблицу на с.106, краткие сообщения |
| |
47 | Рождение исламского мира | Комбинированный урок | Проследить процесс расцвета и упадка Арабского халифата. Халифат, шариат, медресе |
|
| §9, продолжить заполнени таблицы на с.74 |
| |
48 | Крестовые походы | Комбинированный урок. Работа в парах. Заполненная таблица, карточки с индивидуальными заданиями | Выявить и оценить цели и итоги крестовых походов. Крестоносцы | География: работа по карте |
| §10, работа с картой |
| |
49 | Монгольские завоевания | Комбинированный урок. | Выделить причины быстрого покорения народов Азии и Европы. Почему монголы не создали собственной цивилизации. Чингисхан, улусы, 1206 год | География, краеведение: работа по карте |
| §11, подготовиться к контрольной работе, повторить основные понятия и даты |
| |
50 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Восток VII-XIII вв.» | Контрольная работа по форме ЕГЭ |
|
|
|
|
| |
Глава 4 (4 часа) Особенности католической Европы | ||||||||
51 | Рефлексивный модуль межвозрастная проектная задача Города Европы | Урок-путешествие | Ростовщик, ярмарка, ремесленный цех, купеческая гильдия, частная собственность | ИКТ: поиск информации о городах средневековой Европы |
| §12, описать средневековый город, вопрос № 4 на с.153 |
| |
52 | Феодальный мир | Комбинированный урок. Устные, развёрнутые ответы, карточки с индивидуальными заданиями | Выявить права, обязанности и образ жизни разных сословий средневекового общества. Определить значение кодекса рыцарской чести в жизни феодалов. Сословия, феодал | ОРКСЭ: дать оценку кодексу рыцарской чести |
| §13, составить рассказ «День феодала», в-с 4 на с.162 |
| |
53 | Сила католической церкви | Комбинированный урок с элементами проблемного обучения | Выделить проблемы и способы решения, с которыми столкнулась католическая церковь. Ересь, еретик, инквизиция, монашеские ордена |
|
| §14, вопрос к схеме на с.169, краткие сообщения |
| |
54 | Культура католического мира | Комбинированный урок. Устные ответы, сообщения, заполненная таблица | Определить роль церкви в развитии науки и образования. Университеты, готический стиль
| ИЗО, литература: описать достижения культуры католического мира. |
| §15, повторить основные понятия, даты |
| |
Глава 5 (5 часов) Страны католической Европы XI-XV вв. | ||||||||
55 | Раздробленность в Англии и Франции | Комбинированный урок. Работа в группах. | Выявить сходство и различия исторического развития Англии и Франции. Великая хартия вольностей, 1215 год, Генеральные штаты, парламент, 1265 год | География: работа по карте |
| §16, работа с картой, краткие сообщения |
| |
56 | Столетняя война | Урок-практикум. Работа в парах. | Выявить причины, этапы и итоги Столетней войны. 1337-1453гг., Жакерия |
|
| §17, вопросы после параграфа |
| |
57-58 | Централизация в Англии и Франции | Комбинированный урок. Устный блиц-опрос | Сравнить процессы централизации в Англии и Франции. Централизация, единый государственный налог | Обществознание: централизованные государства, сословно-представительные монархии (сравнить) |
| опрос §18, в-с 3, с.214 письменно |
| |
59 | Итальянское Возрождение | Комбинированный урок. Работа в группах. | Проанализировать процесс формирования культуры эпохи Возрождения Итальянцы, Возрождение | ИКТ: составить презентации |
| §19, вопросы на с.225, и вопросы к источникам |
| |
60 | Границы Священной империи | Комбинированный урок | Причины и последствия натиска на Восток немецких рыцарей. Золотая булла, 1356 год, Грюнвальдская битва, 1410 год, орден меченосцев, гуситы |
|
| §20, повторить основные понятия и даты |
| |
Глава 6 (8 часов) Судьбы средневековых цивилизаций | ||||||||
61 | Рубежи православия и ислама | Комбинированный урок. | Выявить причины и последствия встречи двух цивилизаций: православного и исламского мира. 1261год, Флорентийская уния, 1439 год, 1453 год, Османская империя |
|
| §21, вопросы, сообщения |
| |
62 | Индийская средневековая цивилизация | Комбинированный урок с элементами практической работы | Оценить процесс взаимопроникновения культур индийской и исламской цивилизации. Индуизм, касты, джихад | ОРКСЭ: охарактеризовать кастовое деление общества. |
| §22, продолжить заполнение таблицы на с.74, краткие сообщения |
| |
63-64 | Дальневосточный мир Китая и Японии | Комбинированный урок. | Раскрыть процесс развития Китая и Японии в Средние века. Конфуцианство, даосизм, буддизм, самураи, синтоизм, 1192 год | Обществознание: охарактеризовать взаимоотношение двух цивилизаций. |
| §23, продолжить заполнение таблицы на с.74 |
| |
65 | Где закончилось средневековье? | Комбинированный урок. | Почему именно XV век является концом Средневековья? Дальневосточная цивилизация, индийская цивилизация, исламский мир |
|
| §24, повторить основные даты, понятия |
| |
66 | «Средневековые цивилизации» | Урок-игра. Викторина, знание дат, понятий, работа с картой |
|
|
| Подготовиться к контрольной работе |
| |
67 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Судьбы средневековых цивилизаций» | Контрольная работа по форме ЕГЭ |
|
|
|
|
| |
68 | Общий взгляд на историю средневековья Экскурсия. | Обобщающий урок |
|
| Экскурсия. |
|
| |
69-70 | Итоговое повторение «Русь, Европа и Восток в эпоху средневековья»
| Знание дат, понятий, тестовые задания |
|
|
|
|
|