Тест как одна из эффективных форм проверки знаний по истории и культуре народов


Методическая разработка по истории и культуре народов

Петруханова Эдита Евтихиановна,

учитель истории и культуры народов

марийского государственного языка

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3

г. Козьмодемьянска» Республики Марий Эл


Тест как одна из эффективных форм проверки знаний на уроках истории и культуры народов

При существующем раскладе учебного плана, когда истории и культуре народов отводится всего 1 час в неделю, самой эффективной формой проверки знаний являются тестовые задания. К сожалению, по предметам этнокультурной направленности разработано и опубликовано не так много вопросов и заданий. Учитель не имеет возможности отбирать достаточное количество качественных заданий для организации поурочной работы. Поэтому разработка тестовых заданий по предметам этнокультурной направленности является насущной задачей для учителя-предметника.

Нельзя не отметить преимущества тестовых заданий:

во-первых, тестовые задания позволяют при минимальных затратах времени выявить уровень теоретической и практической подготовки школьников, оперативно отслеживать и регулировать качество усвоения обучающимися большого объёма учебного материала, совершенствовать контрольно-аналитические умения  школьников, обеспечивать условия для их дальнейшего развития, формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности;

во-вторых, при выполнении тестов ученики не испытывают таких стрессов, как перед контрольной работой. Тесты кажутся им более лёгким видом учебного задания по сравнению с контрольной  работой. Учащиеся воспринимают тест как игру, создающую положительный эмоциональный фон. Тем самым тестовые задания являются одним из способов повышения эффективности процесса изучения истории и культуры народов

        В целях воспитания у школьника организованности при выполнении работы полезно отработать с ним алгоритм, установив хронометраж в зависимости от степени сложности задания:

1. Все задания и упражнения выполнять последовательно от начала до конца.

2.Выделить, что неясно в задании. (Предложить учащемуся проанализировать самому все трудности и пути их преодоления.)

4. Пользоваться помощью взрослых при уточнении, правильно ли он понимает то, что требуется в задании. (Учить делиться со взрослыми тем, что у него не получается.)

5. Выполнять упражнение, точно следуя инструкции, алгоритму.

6. Работая над заданием, не спешить. Осуществлять самопроверку.

7. Быть аккуратным, не допускать помарок.


При составлении и проведении тестовых заданий следует придерживаться следующих рекомендаций.

  • Каждая новая форма тестовых заданий должна иметь подробную инструкцию по её проведению.

  • Содержание заданий должно разрабатываться по принципу возрастающего уровня сложности.

  • Форма теста должна соответствовать уровню его сложности.

  • Каждое предыдущее задание теста не должно быть ключом к ответу следующего задания.

  • Тестовые задания могут содержать 2 уровня сложности, которые используются по усмотрению учителя.

Например, если в тесте 10 заданий, в 8 из них должен быть представлен образовательный стандарт, а в 2 — содержание повышенного уровня сложности или дополнительный материал.

    

Некоторые приемы составления тестовых заданий

Каждый учитель должен не только уметь пользоваться готовыми тестовыми заданиями для контроля и диагностики успешности обучения своих питомцев, но и сам уметь составлять эти тестовые задания.
Существуют различные типы тестовых заданий:

  • задания закрытой формы

  • задания открытой формы;

Рассмотрим подробно каждую из этих форм тестовых заданий.


Закрытые задания

Это наиболее распространенная форма заданий. Как правило, в таких заданиях дается несколько ответов, из которых  хотя бы один правильный. Задания закрытой формы классифицируются по числу приведённых в них ответов. При составлении таких заданий могут применяться  различные  приемы:  альтернативность, классификация, перечисление, кумуляция, сочетание, соответствие, ранжирование.

Рассмотрим перечисленные приемы составления заданий с закрытой формой.
I. Альтернативность.  Для выбора учащимся предлагается одно из двух, взаимно исключающих друг друга ответов. При этом эти ответы должны обязательно образовывать полное пространство ответов, то есть не должно быть никакого третьего ответа, отличного от них. Приведем некоторые примеры альтернативных тестовых заданий.


Обвести кружком правильный ответ.

1. Где размещались промышленные предприятия в Марийском крае в XIX в.?

а) в городах б) в сельской местности

2. Какая из стоянок первых людей Марийского края относится относится к более раннему периоду?

а) Русско-Луговская б) Юнга-Кушергинская


II. Альтернативность со «средней точкой».

Задания такого типа имеют ровно три возможных ответа, два из которых взаимно исключают друг друга, а третий ответ имеет промежуточное  состояние,  так  называемое «среднее», нейтральное состояние. Например,

1. Население городов марийского края в период их основания было:

а) исключительно марийским;

б) исключительно русским;

в) смешанным


2. Кто является автором первой марийской грамматики?

а) профессор Вениамин Пуцек-Григорович;

б) студенты Казанской духовной семинарии;

в) Профессор Вениамин Пуцек-Григорович и студенты Казанской духовной семинарии.

III. Перечисление.
Пространство возможных ответов тестового задания может быть практически бесконечным или очень большим. В таких случаях рекомендуется среди ответов предлагать наиболее правдопободные или содержащие ошибки учащихся.

1. Основными цветами традиционной вышивки являлись:

а) белый; б) красный; в) желтый; г) синий; д) черный; е) зеленый
   

IV. Кумуляция.
Под кумуляцией принято понимать процесс увеличения или накопления какого-либо количества. Прием кумуляции предполагает в каждом последующем ответе его наращивание по сравнению с предыдущим.

Выберите наиболее полный и правильный ответ:
Главным причинами голода 1921-1922 гг. были:

а) неурожай;

б) неурожай и продовольственная политика большевиков;

в) неурожай, продовольственная политика большевиков и свирепство белых

V. Сочетание.
Этот прием основан на  применение  в ответах различных  комбинаций  из двух или трех логических утверждений, которые могут быть связаны между собой союзами «и» или «или».

Предводителями повстанческого войска в Козьмодемьянском уезде в годы разинского восстания были:

а) Мирон Мумарин и Прокопий Иванов;

б) Мирон Мумарин и Илья Иванов;

в) Илья Иванов и Иван Шуст


VI. Соответствие.

Задания на установление соответствия.


Напиши соответствующие пары (соедини стрелками).

Где находились промышленные предприятия в XIX веке?

1. Механический завод по строительству а) с. Юрино

и ремонту судов

2. Кожевенные предприятия б) с. Звенигово

3. Стекольные фабрики в) Козьмодемьянский уезд

4. Винокуренные заводы г) Царевококшайский уезд

5. Лесопильные заводы д) Уржумский уезд


VII. Ранжирование.

Установление последовательности (ранжирование) вариантов ответа.


Установите хронологическую последовательность событий:

а) Акрамовское восстание; б) Присоединение Марийского края к Русскому государству; в) Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева ;

г) Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина


При составлении тестовых заданий закрытого типа вариантов ответов на каждое задание должно быть, по возможности, не более пяти, так как на выполнение одного задания теста должно уходить не более одной или двух минут, и ученик должен успеть просмотреть все ответы и проанализировать их.

Открытые тестовые задания

В заданиях открытой формы варианты готовых ответов не даются, Испытуемый сам должен вписать ответ. Задания открытого типа иногда также называют: «заданиями на дополнение» или «заданиями с конструируемым ответом». Часто рекомендуют в качестве инструкции для таких заданий использовать одно слово: «Дополните».

Дополните:

  1. Герб уездного города Царевококшайска был представлен в виде щита, разделенного на 2 части: в верхней части имел изображение …, а в нижней части — … .

  2. В результате проведенной губернской реформы 1781 г. территория Марийского края входила в состав 3 губерний: Казанской, Нижегородской и … .



Примерные текстовые задания по истории и культуре народов РМЭ

Основы религиозной культуры (5 класс)


  1. Из приведенного списка выберите правильные ответы:

Какие религии исповедуют жители Республики Марий Эл?

а) буддизм б )иудаизм в) язычество г) православие д) ислам

  1. В каких храмах проходят богослужения? Сделайте соответствие:

1.У мусульман — … а) в мечети

2. У православных – … б) в священной роще

3. У язычников — … в) в церкви

  1. Вставьте пропущенные слова:

а) «Золотое» правило православной этики – «Какое отношения от людей желаете к себе, так поступайте и вы . … .

б) Высшим нравственным правилом у мари было уважительное отношение к любому человеку. «Старших почитай, младших …», — гласит народная мудрость.

4. Среди перечисленных двунадесятых праздников назовите три

подвижные:

1) Рождество Пресвятой Богородицы

2) Вход Господень в Иерусалим

3) Вознесение Господне

4) Рождество Христово

5) День Святой Троицы

а) 1,2,4. б) 2,3,5. в)2,4,5.




Развитие промышленности в Марийском крае в XIX веке (8 класс)

1. Выберите правильный вариант ответа. Определите стадию развития капиталистических отношений в Марийском крае в XIX веке.

а) мелкое товарное производство

б) развитие капиталистической мануфактуры

в) крупная машинная индустрия

2. Отметьте правильный ответ.

а) в городах б) в сельской местности

3. Самая крупная стекольная фабрика в Марийском крае в XIX веке — … .

4. Выберите правильные ответы из предложенных. Пароходное общество «Дружина» Помъяльской волости выпускал экономичные мелкосидящие суда:

а) «Гиацинт», б) «Тюльпан» , в) «Мак», г) «Ландыш»

4. Сделайте соответствие. Где размещались промышленные предприятия в XIX веке?

Промышленные предприятия Места их размещения

1. Механический завод по строительству а) с. Юрино

и ремонту судов

2. Кожевенные предприятия б) с. Звенигово

3. Стекольные фабрики в) Козьмодемьянский уезд

4. Винокуренные заводы г) Царевококшайский уезд

5. Лесопильные заводы д) Уржумский уезд




Список использованной литературы

1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. — М.: Ассоциация инженеров-педагогов. — 1996.

2. Чузаев Р.И. Тестовые задания по истории Марий Эл.- Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2005.





Свежие документы:  Конспект урока по истории "Вторая война Рима с Карфагеном" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: