«Ты и твоя родословная. Первые шаги к исследованию»


18


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Татарско- Бурнашевская общеобразовательная школа» Верхнеуслонский район РТ



Практические занятия по истории



« Ты и твоя родословная. Первые шаги к исследованию»







Автор: учитель истории высшей категории И.Н.Дадыкина,

МОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ», Верхнеуслонского района РТ























2010г

« Ты и твоя родословная. Первые шаги к исследованию».

В своей школе я провела небольшой социологический опрос, учащимся 5-9 классов было задано несколько вопросов: Из 25 интервьюированных респондентов на вопрос: Интересно ли тебе твое родословие да ответили 25 учащихся. На второй вопрос: Стремишься ли ты узнать что-то о прошлом своей семьи? Да — ответили 25. На третий вопрос. Хранишь ли семейные ценности? Да ответили – 20.Четвёртый вопрос звучал так: Кто-то из твоих родственников занимается вашим родословием? Да — ответили -5.На пятый вопрос: Как ты думаешь, интересно ли изучать своё родословие? Да – ответили- 15 учащихся. Шестой вопрос: Хотели бы вы посетить практическое занятие по родословной. Да ответили -15.

Интерес к своим корням живёт в душе человека. Наша задача, задача педагогов и воспитателей развить этот интерес, не дать ему погаснуть. Изучив своё родословие, человек должен познать своё место в роде и собственную задачу как члена рода. Именно так, на мой взгляд, может осуществляться единство семьи, рода, народа, Родины.

Для тех, кто захотел стать хранителем семейной истории, для тех, кому интересно прошлое своей семьи, я разработала цикл занятий по практической генеалогии « Ты и твоя родословная. Первые шаги к исследованию». Занятия построены с учётом среднего детского возраста и по законам генеалогии. Занятия можно использовать как самостоятельный элективный курс, также как занятия кружка, или на классных часах.

Цель занятий: Формирование нравственной, духовной, социально- ориентированной личности путем приобщения к родоведческой культуре, семейным традициям, летописанию. Пробуждение интереса школьника к своим корням, к прошлому своей семьи.

Задачи : – обучение работе с генеалогическими семейными документами: метрическими, историческими, вещественными, письменными, устными и другими;

формирование навыка составления своей родословной и умения трансформировать ее в различные таблицы и поколенные росписи.

— вовлечение учащихся в научно- исследовательскую деятельность по изучению своего рода, семьи.

Ожидаемые результаты: Подготовка и оформление самостоятельной исследовательской работы родоведческого характера на Всероссийскую гуманитарно- просветительскую конференцию « История моей семьи- страница многовековой истории Отечества», проходящую ежегодно в г. Казани.



Календарно – тематическое планирование занятий


Тема занятий

Количество теоретических занятий

Модель практического занятия. Домашнее задание

1

Родоведение и родословие или Генеалогия как наука.

1 учебный час.

Сочинение « Своих предков я хочу поблагодарить за….». Подборка пословиц и поговорок о семье.

2

Тайна имени. Понятие о науки ономастике.

1 учебный час.

Провести исследование « Родовые» имена в моей семье.

3

Происхождение фамилий.

1 учебный час

Составить легенду о происхождение своей фамилии ( или фамилий породнившихся семей), используя данные из семейного архива.

4

Твоя родня. Общепринятая терминология кровных и свойственных связей.

1 учебный час.

Составить кроссворд, используя термины родства.

5

Наш семейный архив.

1 учебный час.

Найти в семейном архиве старые документы и описать их. Составить картотеку семейного архива.

6

Как искать сведения о роде в библиотеках и сети Интернет.

1 учебный час.

Посетить ближайшую библиотеку, изучить имеющиеся источники и литературу, которая поможет в родоведение. Заняться поиском родственников , используя « Список сайтов».

7

Государственные архивы первые помощники в генеалогическом поиске

1 учебный час.

Составить генеалогический запрос в архив.

8

Рекомендации по проведению поиска сведений о воинах, не вернувшихся с фронта.

1 учебный час.

Составить анкету – запрос о розыске и установке судьбы военнослужащего по образцу.

9

Как оформить родословие?

1 учебный час.

Составить поколенную роспись своей семьи.

10

Практикум по подготовке и оформлению самостоятельной исследовательской работы родоведческого характера.

1 учебный час.

Начать работу над исследовательской работой.


Примерные планы занятий.


Занятие №1

Тема: Родоведение и родословие или Генеалогия как наука.

Эпиграф занятия; «Родство умей счесть и воздай ему честь». Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаём самих себя».

Основные цели занятия: — сформировать представление об особой роли генеалогии в решении ряда социокультурных, нравственных, идеологических, демографических и иных задач современного мира.

— сформировать представление об особой роли генеалогии в возрождении духовных ценностей семьи.

— способствовать развитию аналитических умений учащихся, способности к творческому решению задач, социальному и нравственному выбору.

— способствовать существенному повышению мотивации и интереса к обучению за счёт придания результатам образования социально и личностно значимого характера.

Ключевые понятия: род, родоведение ( генеалогия), родословие, родственное чувство, родовая память, преемственность поколений.

План урока

Этап занятия.

Виды учебной деятельности.

Время

Примеч-е.

1

2


3




4



5

Организационный момент.

Проблемная беседа.


Изучение нового материала.

С использованием ИКТ



Рефлексия.



Организация домашнего задания



Ответы учащихся.


Рассказ учителя. Работа учащихся с раздаточным материалом.

Ответы учащихся.

1мин

10

мин.



30

мин.

4 мин.




1мин.



Ход занятия

1 0рганизационный момент.

2 Проблемная беседа. Вопросы учителя. 1. Что обозначает слово род?

(Предполагаемый ответ: возможны слайды на мультимедиа: 1 Род – совокупность людей, живших в разные исторические времена, происходящих от одного предка по мужской линии.)

Задание. Образуйте слова с корнем род. ( родители, родня, родичи, родина, родник, природа, родимый, родоначальник, родственник, рождение, Рождество).

Слова учителя. Сегодня, в начале третьего тысячелетия, наука о родстве переживает в России своё возрождение. Изучением истории своей семьи, рода, фамилии могут заниматься люди разных возрастов. Если вы хоть раз задавали себе вопрос: Кто я? Кто мои предки? Где и откуда мои корни? Ответить на эти вопросы поможет наука о родстве, если вы будите её изучать. Прав был поэт 19 века А.С.Пушкин, записав однажды: « Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Мы с вами не хотим быть дикарями, и Иванами, которые не помнят своего родства? Поэтому Эпиграфом нашего занятия я снова взяла слова А.С. Пушкина «Родство умей счесть и воздай ему честь». Слайд

Вопрос к классу: Как, вы понимаете эти слова? ( Предполагаемый ответ. Нужно научиться изучать, исследовать свой род, семью, сохранять родовую память. Гордиться прошлым своего рода, своих предков, быть достойными своего рода, не повторять ошибок. Знание своего рода, заставляет нас вспоминать о фамильной чести, трудолюбии, с детства учит любить родных, помогать им.)

Слова учителя: Во что бы Вы ни верили, имеет смысл изучить историю своей семьи. Но не просто составить список с фамилиями, именами, отчествами и годами жизни или повесить на стену красивое генеалогическое древо, а изучить ее по-настоящему. Где Ваши предки жили? Чем занимались? Что ели? Что носили? С кем дружили и враждовали? Сколько прожили? Отчего умерли? Стоит съездить в те места, откуда они родом, посмотреть вокруг, зайти в краеведческий музей, чтобы увидеть родные им предметы. Только тогда Вы сможете понять их и себя, обнаружить семейные традиции, которые Вы соблюдаете, не осознавая этого, выявить семейные достоинства и недостатки, понять, почему Вам что-то нравится, а что-то вызывает у Вас бурное раздражение.

Есть та волна в бушующим просторе,

Где души предков – кровь богов моих –

Разделят радость и спасут от горя,

Покуда сам я не забуду их.

Евгений Юшин


3. Рассказ учителя о науки генеалогии: Генеалогия (греч. genealogia — родословная) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей, практическая отрасль знаний, составление родословий. Генеалогия, как знание родства, появилось вместе с человечеством и живет на всех этапах его развития. Без преувеличения первой книгой по генеалогии можно назвать Библию, рассказывающую о происхождении и родстве всех многочисленных народов. Расцвет генеалогии как науки во многих странах Европы совпадает с развитием феодализма.

4. Вопрос к классу; Мы узнали с вами, что такое родоведение, а что обозначает слово родословие? ( Разница понятий состоит в составе слов в первом слове глагол «вед», что означает ведать. Во втором слове слов, что означает говорить – родословие это рассказ о роде, история рода. Родословие – это последовательный перечень поколений людей одного рода, с определёнными сведениями о каждом из них. Слайд

Человек, который знает, как составить родословие, сохраняет родственное чувство и родовая память, именно через родословие происходит связь поколений.


5. Рефлексия: Зачем Вам генеалогия?

6. Работа с терминами «Общие понятия»

Раздаточный материал. Возможен слайд

Ветвь — линия родства. Колено- разветвление рода, поколение в родословной. Кровное родство — происхождение от одних родителей. Отценачальник — старший в поколении. Поколение — родственники одной степени родства по отношению к общему предку. Потомок — человек, происходящий по рождению из какого-нибудь рода, человек по отношению к своим предкам. Потомство — потомки. Прародители— первая по родословной известная чета, от которой берет начало род. Предок- древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений. Род- ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение. Родители — отец и мать по отношению к детям. Родитель-то же, что и отец. Родительница — то же, что и мать. Родоначальник- первый известный представитель рода, от которого он ведет начало. Родня-родственники. Родословная- перечень поколений одного рода, тоже, что и генеалогия. Родственник — тот, кто находится в родстве с кем-нибудь. Родство — отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших родственников. Свойство — отношение близости между людьми, возникающее не по родству, а из брачного союза (отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов). Свойственник-человек, который состоит в свойстве с кем-нибудь. Семья —группа живущих вместе родственников.

Фамилия — то же, что и род, семья.

7. Домашнее задание: Написать сочинение « Своих предков я хочу поблагодарить за….». Подборка пословиц и поговорок о семье.

Свежие документы:  Урок мужества в 6 классе посвящённый 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана «Хотим под мирным небом жить»

8. Ресурсный круг: сделать первые записи в книге « Мой род в истории».


Занятие №2

Тема: Тайна имени. Понятие о науки ономастике.

Основные цели занятия: Разъяснить родоведческие понятия имя, отчество, тёзка, ономастика. Изучить особенности исторических и лингвистических процессов формирования имён в обществе. Исследовать родовые имена в своей семье. Способствовать развитию аналитического мышления учащихся.

Ключевые понятия: имя, отчество, ономастика, тезка.

План занятия

Этап занятия.

Вид учебный деятельности.

Время

Примечание

1


2


3




4




5

Организационный момент.

Проблемная беседа.


Изучение нового материала.

С использованием ИКТ


Практическая работа.



Организация домашнего задания




Ответы учащихся.


Рассказ учителя. Работа учащихся с раздаточным материалом.

Ответы учащихся.

1мин


10

мин.



25

мин.

8 мин.




1мин


Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Проблемная беседа. Мы живём в мире имён. Имена, призванные называть, а не означать, могут быть чрезвычайно значимы. Вопрос: Что вы знаете о своём имени? Почему тебя так назвали? Образуйте от своего имени различные имена. Например: Слайд

Маруся Машута Маня

Муся



Мура Мария Мери



Маша Муся Мара



3. Работа с раздаточным материалом: Например: стихотворение Юрия Благова. Возможен слайд

Дед, стараясь для внучка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий, Муций, Свен, Орест.

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

— Назовём посовременней-

Гелей, Атом, Космодром..

Дочь захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.

Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой, Сысой, Кузьма, Фома..

Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

4.Задание к классу: Выпиши из текста имена. Как ты считаешь, нравятся ли эти имена самому поэту? Чем эти имена отличаются от имён ребят твоего класса?

5. Вопрос к классу: Что такое святцы слышали ли вы такое слово?

6. Запись в тетрадь: Святцы — список христианских святых и праздников, расположенных в календарном порядке. Возможен Слайд

Святцы содержали имена, многие из которых забыты. О процессе наречения младенцев по святцам рассказал поэт Ю. Ливеровский: « Был в старину такой обычай: несли младенца в церковь. Там, в страницы святцев,тыча, священник имена давал по дням. Коль ты родился в день Ефима, то назван именем таким. Но если в день Иеронима, то- хошь- не хошь – Иреоним».

7. Рассказ учителя: Традиции, связанные с выбором и присвоением имён, «путешествия» отдельных имён, историю возникновения и употребления имён изучает наука «ономастика». Возможен слайд.

8. Вопрос к классу: Как вы думаете, ребята, зачем нужна наука ономастика?

9. Объяснение учителя: при составление родословий часто приходится, сталкивается с сохранившимися в памяти родственников сокращенными именами, и разгадывать полное имя при этом бывает довольно трудно. Можно, обратится, к словарям и книгам по ономастике. Вот, например имя Фея. Вы определите сразу, какое это имя? Оказывается, Анфия. И таких случаев очень много.

10. Вопрос к классу: Если у тебя в классе тёзка? ( Работа в тетрадях. Запись определения.

10. Практическая работа со словарями личных имён.

11. Домашнее задание: Провести исследование « Родовые» имена в моей семье.

.

Занятие №3

Тема : Происхождение Фамилий.

Цели занятия: Дать информацию о происхождении фамилий и способах образования.

Сформировать мотивацию на уважительное отношение к своей фамилии.

Ключевые понятия: прозвища, дедичество.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Беседа (Почему от некоторых деревенских жителей можно слышать фразу: « Пишемся – то мы Кондратьевы, а зовут нас Фомины»?

3. Сообщения учителя «Особенности происхождения русских фамилий».

Большинство людей хотят знать, как произошла их фамилия, что она означает и когда появилась на свет. Фамилия – это третье слово в полном именовании русского человека. Слово фамилия –как семейное прозвище, прозвание, внедрилось указом Петра – первого, для обложения подушным налогом государственных крестьян. Высшие социальные слои имели фамилии в 17 веке. А у крепостных крестьян не было фамилии до 1861 года, то есть до отмены крепостного права. Происхождение, значение фамилий изучает наука ономастика. Специалисты этой науки объясняют происхождение фамилии от ряда различных признаков.

1. Крестильные имена, уменьшительно — ласкательное имена. Емельяновы, Савиновы, Леоновы, Давыдовы, Федоровы, Ванюшины, Иванушкины, Васьковы, Матвеевы, и др.

2. Мирские имена и прозвища; В эту группу входят фамилии, образованные, как от собственно прозвищ, так и от мирских имён, которые пришли из языческих времён, когда церковных ещё не было. Иногда родители специально наряду с церковным, давали имя оберег, чтобы отпугивать злые силы,которое и становилось фамилией. Например –Безобразов,Злобин, Неудачин, Некрасов, Захвораев, Горев, Грязнухин и др.

В семьях были приняты такие имена, в которых отражался порядок появления на свет детей. Первых, Починок, Старшов, Второв, Вторышкин, Пятов, Пятышкин, Сёмов, Сёмин, Сёмушкин, Осьмаков, Девятых и др. Время появления на свет и сопутствовавшие этому явления природы и обстоятельства, так же нашли отражение в русских фамилиях. Вешняков, Ярцев, Жаров, Постников, Метелин, Громов. Сюда же относятся уличные прозвища, отражающие характер, поведение, физические особенности или достоинства;Бушуев, Боков,Плешаков, Горбунов, Меньшиков, Заикин, Смуров, Медведев и др. Относительно этих фамилий хочется вспомнить слова Н.В.Гоголя из «Мертвых душ». « Выражается сильно русский народ! Если и наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу и в отставку, и в Петербург и на край света. И уж потом ни хитри и не облагораживай своё прозвище, не поможет. Произнесённое метко, всё равно, что написанное не вырубается топором..

3 группа фамилий образовалось от внешности, характера людей. Рыжов, Беляев, Белов, Чернов, Чернухин,

Фамилия могла отражать отношение родителей к появлению на свет ребёнка; Жданов, Нежданов, Любимов, Любимцев, Баженов, Бажанов ( Бажать – очень желать, любить).

4 Профессии , род занятий Очень интересны фамилии, говорящие о том, чем занимался ваш далёкий предок. Такие фамилии чаше всего возникали в среде купцов, ремесленников, мастеровых. Так появились на свет Шаповаловы, ( валяли войлок), Винокуровы (производство алкоголя), Плотников, Сапожников, Бочкарёв, Кожемякин, Гончаров, Прибытков и др.

5 группа фамилий произошла от географических названий. Эти фамилии подскажут, откуда был предок. Невские, Архангельские, Киевские, Мещеров. В этой группе чаще всего дворянские фамилии.

6 Искусственные фамилии. В основной массе носителями этих фамилий были священно- служители. Ученикам духовных училищ присваивались искусственные фамилии, причем часто взамен уже имеющихся. Изобретательность людей дававших фамилии поразительна; от названия праздников , о античных героев, арабских и греческих слов и др Магдалинский, Преображенский, Сперанский, Зефиров, Троянский, Троицкий, Гиацинтов.

Изучайте вместе с родителями происхождение фамилий, попробуйте разгадать её значение, и вы ощутите связь времен, поймаете тот неповторимый миг истории, с которого начинался ваш род. Возможно использование ИКТ.

4. Ресурсный круг; «Мои знаменитые родственники и однофамильцы»

5. Задание на дом; Составить легенду о происхождение своей фамилии ( или фамилий породнившихся семей), используя данные из семейного архива.

Занятие №4

Тема: Твоя родня. Общепринятая терминология кровных и свойственных связей.

Цели занятия: Освоить родоведческие термины родства. Создать условия для осознания значения главных событий в семье.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Задание классу : Назовите членов семьи и близких родственников по родственным связям

3. Практическая работа: На основе схемы родства выясните, как изменилась роль какого – либо члена семьи на протяжении жизни.

4. Введение новых терминов учителем. Понятия родства

В настоящее время в системе русского родства существует большое количество терминов. Есть термины, обозначающие кровное родство: мама, папа, сестра, брат продолжите. Есть термины, обозначающие духовное родство крёстный, крестная, продолжите кум, кума, крестник, крестница отец посажёный. И 16 терминов, обозначающих родство по браку.

Показ слайда. Деверь — брат мужа, Золовка — сестра мужа. Невестка — жена мужа. Свёкор — отец мужа. Свекровь — мать мужа. Тесть – отец жены. Тёща – мать жены. Шурин- брат жены, Свояк- муж сестры жены. Шурин – родной брат жены. Свояки — мужчины женатые на сёстрах. Вдова, вдовец, жених, сват, сватья. Я взяла самое трудное родство по браку. Мы с вами вместе справились. И так как вы думаете, какой первый шаг нужно сделать, чтобы начать изучать свою родословную?

Первый шаг. Выучить родословные термины. Знание терминологии повышает уровень и значимость вашей исследовательской работы. Слайд

Информация для учителя

Про родство народ сложил уйму всяких пословиц и поговорок, причем часто противоположного смысла, вроде: «Родство — дело святое» и — «Родня родней, а в горох не лезь». Даже загадки на эту тему имеются: «Шуринов племянник — какая эта родня?» Но если это было загадкой еще в пушкинские времена, то сегодня на подобный вопрос ответят лишь немногие эрудиты.

Сноха — жена сына по отношению к его отцу, а для его матери она – невестка. Наша система родства не самая запутанная в мире, но и в ней уже немало непонятного. К примеру, далеко не каждый вспомнит, что такое, к примеру, вуй. Хотя на самом деле все просто: когда-то на Руси родству по материнской линии придавали куда большее значение, чем по отцовской, и потому дядю по матери (материного брата) называли вуй, а по отцу — старый. Был еще великий старый, но это уже брат деда или бабки, то есть двоюродный дед. А вот старый малый — это двоюродный брат отца или матери. Подобные наименования были и для более дальних родственников. Скажем, дочь двоюродной сестры жены — внука, это слово встречается в нашей старой литературе. Зять — муж дочери или сестры

Кровное родство — то есть по общему родственнику — с точки зрения закона связано с различными правами и обязанностями, и потому разработана подробная система его определения. Одно колено, или поколение, составляет степень, а цепь поколений — линию. В каждой линии столько степеней, сколько рождений, и потому сын — это первая степень родства, а внук — вторая. Родство может быть восходящим, от потомков к предкам, и наоборот, нисходящим. Братья и сестры бывают как полнородными, если имеют общих мать и отца, так и не полнородными. Если у них общая мать, то их называют единоутробными, общий отец — единокровными.

Свежие документы:  Тема урока "Установление власти Советов и большевиков"

Тесть, теща — отец и мать жены. Кроме того, родство бывает прямое (например, отец — сын, бабушка — внучка) и боковое, когда родственные связи возникают благодаря общему предку (брат — сестра, дядя — племянник). Родство по боковой линии определяется по степеням вверх, до общего родственника, и вниз, до конкретного лица, о котором идет речь. Поэтому братья находятся во второй степени родства, а дядя с племянником — в третьей. Первая боковая линия идет от братьев и сестер родителей, вторая — от братьев и сестер деда и бабки. «Сим способом всякое родство определяется», — писал В. Даль. Но это уже не то, что родные по крови: как говорили в народе, два брата — на медведя, а два свояка — на кисель (то есть не надежны). А своячи-ны, или свояченицы — это, вопреки логике, не жены двух братьев, а жены свояков, то есть сестра жены по отношению к мужу своей сестры… Запутаться тут, как видим, нетрудно, и до наших современников уже не сразу доходит, к примеру, смысл старинных присловий вроде «золовка-котоловка» (а то и гадючья головка) или «деверь невестке — обычный друг». Тут надо помнить, что золовка и деверь — это сестра и брат мужа, а его жена доводится им невесткой. А вот жены двух братьев в старину были друг для друга уже не невестки, а ятровки. Ятровки, или невестки -жены братьев

Но если между представителями одного и того же поколения не все было гладко, то отношения «отцов и детей» складывались еще труднее, что и отразилось в фольклоре: «Свекор — гроза, а свекровь выест глаза» или: «Помнит свекровь свою молодость, а снохе не верит».

Невестка — жена брата или жена сына по отношению к матери сына, а также жены братьев по отношению друг к другу.Писатель Лев Успенский, который занимался этимологией этих терминов, подметил, что слова «сват», «сватья» связаны с древнейшим корнем, который означал «свой». Зато в словах «жених», «суженый» звучит уже совсем другое: чужой, чу-женин. Но это, конечно, зависит, откуда смотреть. Для родни мужа невеста превращалась в невестку, что по смыслу7 одно и то же; женщина, пока еще неведомая, чужая. А вот зять в отличие от нее — фигура известная. Во всяком случае специалисты, связывают его с тем же корнем, что и в слове «знать». Племянника тоже относили к своим, именуя по сути соплеменником. Ну а шурин? Он ведь тоже в семье не чужой, но и назвали его как-то странно. Почему? По мнению Л.Успенского, здесь тот же корень, что и в слове «шить»; то есть брат жены, «пришитый» к чужой семье посредством сестрина замужества. И для каждого находились у народа меткие характеристики: зять любит взять, тесть любит честь, а шурин — глаза щурит… Деверь и золовка — брат и сестра жены .Старший брат, защитник и покровитель малышей, в древности тоже имел особое имя — батя, которое потом перешло к отцу. Кстати, многие наименования родства возникли из детского лепета; мама, папа, дядя, тетя. Причем это касается не только русского языка. У англичан, например, «дедди» означает папа, отец, а для грузина «дэда» — это мать. Древнеримское «ат-та» — отец и наши «папа», «тятя» — все это произошло из одного и того же источника.

Кроме кровного родства, свойства и супружества, есть еще и духовное родство, которое появляется при крещении ребенка. К нему относились уважительно и говорили: духовное родство пуще плотского. Крестный отец и крестная мать ребенка по отношению друг к другу и к родственникам крестника — кум и кума («при куме не жить, а без кума не быть»). А что такое «кума»? Слово произошло от латинского «ком-матер», соматерь, то есть вторая, духовная мать. От кумы получил название и кум, точно так же, как и вдовец -от вдовы, что значит «безмужняя». Впрочем, как верно замечено, родство разбирать — с печи не слезать, а потому об очень уж дальних родственниках в народе говорили просто: седьмая вода на киселе, или нашему забору двоюродный плетень.

5. Домашнее задание: Составить кроссворд, используя термины родства.



Занятие № 5

Тема: Наш семейный архив.

Цели занятия: Сформировать представление о систематизации источников семейного архива. Способствовать развитию умений и навыков рационального труда. Ввести новые генеалогические понятия раритет, реликвия, иконография, фонотека.

Обеспечение. Материалы из семейных архивов

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Беседа: Что такое семейный архив?

3. Изучение раритетов и семейных реликвий.

История рода, семьи это не отвлечённое понятие, а жизнь конкретных людей, отраженная в документах. В каждой семье есть семейный архив, где хранятся те или иные документы, свидетельства о рождении, аттестаты об окончании школы, справки, удостоверения о наградах, публикации, и конечно фотографии. Знайте, что эти документы ваши помощники они о многом могут вам поведать. Вот, например документ из семьи Ромадановских – изучить по изображению на экране. И по документам, которые дала на руки. Что можно узнать. Документ из архива Слушкиных, письма из архива Мольковых. Показ публикации о семье Бочковых.

Бережно и очень внимательно относитесь к старым фотографиям, особенно те которые находятся в рамках. Фотография моего деда Дмитрия по линии отца долго висела в рамке на стене и хранила тайну, я не знала его, его даже не помнил мой папа. Что за тайна? Просто на обратной стороне фотографии было письмо к моей прабабушке, называлось её имя. Так я узнала, что имя моей прабабушки Лукерья Фроловна.

Сформулируйте третий шаг, который вам поможет в исследовании вашего рода. Показ слайда: Изучайте семейный архив. Бережно и аккуратно к нему относитесь.

4. Создание совместно с учащимися памятки « Как хранить семейный архив»


Показ слайда Памятка.

Как хранить документы из семейного архива.

1 Никогда не выбрасывай старый документ.

2 Не пытайся реставрировать: нельзя подклеивать, наклеивать на картон, использовать липкую ленту.

3 Нельзя хранить документ в пластиковых файлах.

4 Фотографии подписывайте только карандашом, нельзя наклеивать фотографии в альбом.

5 Рефлексия: Что, по вашему, необходимо начинающему родоведу. ( Знания, терпение, аккуратность)

6 Задание на дом:

Найти в семейном архиве старые документы и описать их. Составить картотеку семейного архива.

Занятие №6

Тема: Как искать сведения о роде в библиотеках и сети Интернет.

Цели занятия: Познакомить с основными информационными ресурсами генеалогических исследований российских библиотек. Знакомство с электронными источниками генеалогических разысканий сети Интернет.

Ход занятий

1 Организационный момент.

2 Объяснение учителя момент. Рассказ о фондах библиотеки. (Справочники, Словари, Энциклопедии, Адрес- календари (с 18 века до начала 20 века), Подшивки газет, Краеведческие книги.

Современный исследователь не может обойтись без Интернета. Очень много информации на сайтах; www. vgd.ru Всероссийское генеалогическое древо сайт в настоящее время является одним из наиболее посещаемых. Многие с его помощью находят родственников, однофамильцев. Кроме того содержит историческую и справочную информацию. Сайт; www.genealogia.ru постоянно обновляет генеалогическую базу данных. Показ слайда

3 Задание на дом. Посетить ближайшую библиотеку, изучить имеющиеся источники и литературу, которая поможет в родоведение. Заняться поиском родственников, используя « Список сайтов».

Занятие №7

Тема занятия: Государственные архивы первые помощники в генеалогическом поиске.

Цели занятия: Дать представление о государственных архивах, как о хранилище генеалогической информации. Научить составлять генеалогический запрос. Развивать навыки исследовательской работы.

Ключевые понятия: архивный фонд, единица хранения, инвентарная опись, генеалогически запрос.

Ход занятия.

1 .Организационный момент.

2. Беседа. Что такое архив, какие бывают архивы.

3. Практическая работа: Составление генеалогического запроса.



Генеалогический запрос. Показ слайда

1 Ваше Ф.И.О.___________________________________

2 Ваше местожительство__________________________

3 Цель Вашего Запроса: о ком и о чём вы хотите узнать, на какие вопросы хотите получить ответ. Постарайтесь сообщить всё, что вам известно о данных запрашиваемого человека _____________________________________________________________

Внимание услуга архива платная, если вы обращаетесь письмом по почте.

Архивов очень много хочется назвать некоторые: Российский государственный архив древних актов 119435 г. Москва ул. Пироговская, д. 17. Российский государственный архив древних актов.

Национальный архив Республики Татарстан 420 111, Казань. ул. Кремлёвская,д. 2/6 Национальный архив РТ Показ слайда

В архивах большую информацию о своём роде можно найти в Метрических книгах.

1 Метрические книги — это запись родившихся, сочетавшихся браком, умерших людей по годам с 18 века. Метрические книги велись с 20-ых годов 18 века, в основном священнослужителями приходов.

Те же священнослужители обязаны были вести с 20- ых годов 18 века исповедные росписи.

2 Исповедные росписи — это посемейные списки, в которых отмечались место жительства, социальное положение семьи, указывался, глава семьи и другие члены семьи по именам и возрасту.

Помогают также и 3 Ревизские сказки — перепись населения с 1719 года. Из них можно узнать имя, отчество и фамилию главы семьи, его возраст, имя отчество каждого члена семьи с указанием возраста и отношение к главе семьи.

Если среди ваших родственников были священнослужители основным источником информации могут быть 4 Клировые ведомости — церковные записи, в которых велись сведения о священнослужителях, сообщали его образование, продвижение по службе, и даже склонности и таланты.

Свежие документы:  Конспект урока по труду «Сведения о капустных овощных растениях» 7 класс

Давайте вспомним, как называются основные письменные источники, хранящиеся в архивах? Метрические книги.Исповедные росписи. Ревизские сказки. Клировые ведомости. Показ слайда



5. Задание на дом: Совместно с родителями составит генеалогический запрос.

6. Ресурсный круг: Поиски в архивах — дело небыстрое. Иногда с момента отправления заявки до получения ответа проходит месяца три-четыре. В этот срок обычно укладывается первый ответ с просьбой о предоплате, перевод предоплаты, второе послание архива с просьбой внести остальную сумму, вторая отсылка денег, а потом уже — приход долгожданного письма с результатами поисков.

Занятие №8

Тема занятия: Рекомендации по проведению поиска сведений о воинах, не вернувшихся с фронта.

Цели занятия: Выяснить государственные инстанции, которые могут дать подробные сведения о разыскиваемом человеке. Рассказать об архивах, которые хранят сведения о военной истории. Познакомить с Книгой Памяти РТ

Ключевые понятия: военкомат, отдел соцобеспечения, анкета-запрос .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Лекция учителя.

3. Практическая работа. 1 Составление анкеты –запроса о розыске и установке судьбы военнослужащего. 2 Работа с Книгой Памяти РТ.

4 .Задание на дом. Составить анкету – запрос о розыске и установке судьбы военнослужащего по образцу.



Занятие №9

Тема занятия: Как оформить родословие?

Цели занятия: Дать представление об исторических формах, видах и стилях оформления родословной. Научить составлять поколенную роспись. Развивать навыки исследовательской работы.

Ключевые понятия: генеалогическая таблица, родословное древо, восходящее родословие, нисходящее родословие, мужское нисходящее, мужское восходящее родословие, поколенная роспись.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Практическая работа: Показ слайда анкеты.

Первичная анкета члена рода.

Указывается исследуемый род ______________________________________

1 Ф.И.О. указывается исследуемый___________________________________

2 Дата и место рождения-__________________________________________

3 Дата смерти, для тех, кого уже нет в живых.___________________________

4 Какое образование получил, где.___________________________________

5 Сословие, для тех, кто родился до 1917 г______________________________

6 Место работы или службы, звание должность __________________________

7 Участвовал(а) ли в войнах, сражениях, когда, кем _______________________

8 Имеет ли награды, знаки отличия______________________________________

9 Имена и даты рождения детей________________________________________

II

1 Ф.И.О. отца (исследуемого), даты жизни, место рождения, род занятий______________________________________________________________

2 Ф. (девичья) И.О матери (исследуемого), даты жизни, место рождения, род занятий________________________________________________________________

III

1 Жена(муж) исследуемого Ф.И.О.____________________________________

2Дата жизни и место рождения________________________________________

3Дата и место регистрации брака_______________________________________

4 Род занятий мужа( жены)____________________________________________

Дата составления _______________. Кто составил______________

3. Слова учителя: Генеалогия веками вырабатывала нормы оформления сведений о родстве в виде различных таблиц, росписей, карточек. Устанавливались четкие правила заполнения этих документов: графика, символика, нумерация и так далее. Благодаря унифицированной системе знаков, своеобразному языку генеалогии, независимо от того, где составлен генеалогический справочник, прочесть его могут практически везде.


Французский историк Шарль Мартен сделал интересные подсчеты, у каждого из нас с вами один отец и мать, 2 деда и 2 бабушки,4 прабабушки и 4 прадедушки, значит 16 прапра. В 10 колене рода у каждого из нас по принципу геометрической прогрессии 1024 предка. Поэтому в родоведении разработана общая методика составления родословных таблиц. Выделяется два главных вида восходящее и нисходящее.

В восходящем родословии начинают с определенного человека, затем идут по восходящим ступеням или коленам  к отцу, деду, прадеду и т.д., от известного к неизвестному. Запись надо начать с себя, себя считают первым поколением, своих родителей вторым и так далее.

Если в восходящих поколениях записывают только прямые предки мужчины, такая таблица называется. Мужское восходящее родословие выглядит как линия, поскольку в каждом поколении показан только один предок мужского пола. Фамилия в мужских родословиях только одна. Например:

Показ слайд

1 Дадыкин Яков Андреевич * (1993)

2 Дадыкин Андрей Владимирович отец * (1969)

3 Дадыкин Владимир Семёнович дед * (1944)

4 Дадыкин Семён Ефимович прадед * (1905)

5 Дадыкин Ефим Емельянович прапрадед *(1855)

6 Дадыкин Емельян прапрапрадед * (1835).

Если эту схему дополнить именами жен сестер, братьев, то она будет смешанной восходящей. Составление родословной лучше всего начинать сразу со смешанной восходящей таблицы и вносит в неё всех членов семьи. Этот вид родословной обычно начинают, составлять по памяти живых членов рода не обращаясь, архивы. По ней сразу видно, какие вопросы у вас возникают.

В нисходящем родословии начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к потомкам.

Мужское нисходящее родословие указывает все потомство родоначальника, происшедшее только от мужчин, с указанием имени их супругов.

Смешанное нисходящее родословие показывает все потомство данного родоначальника, независимо от пола.

Родословие можно оформить в виде древа. В восходящем стволом обозначен человек, от которого оно строится, разветвлением — его родители, ветвями помельче — дедушки и бабушки и т.д. Издалека их не различишь, но в основании нисходящего родоначальник, а в кроне — потомки. Попробуйте, заполнить восходящее смешанное родословие.
В Западной Европе имели обыкновение раскрашивать свои родословные дерева: мужчин, имеющих потомство, писали на желтом фоне, не имеющих детей — на красном, замужних женщин  — на лиловом, девушек — на синем. Всех живых рисовали на зеленом фоне, мужчин — на более темном, женщин — на более светлом. Мужские имена писали в прямоугольниках или ромбах, женские — на кружках или овалах. Но это не правило, в России так делали редко.

Родословная таблица — это то же самое, но безо всяких вольностей и украшательства. Каждое поколение расположено строго на одной горизонтали. Старшинство лиц в каждом поколении идет слева направо. Восходящую таблицу начертить более-менее легко, нисходящую трудно, мешает разное  число имен в каждом поколении и потомков у каждого человека. Сейчас в составлении родословной таблицы помогают компьютерные программы. Показ нашего рода на компьютере. Слайд. Древо жизни. Существуют и другие способы оформления родства, например поколенная роспись.

Поколенная роспись – это нисходящая родословная, которая указывает основные сведения о человеке по поколениям. Номер поколения обозначают римской цифрой посередине листа. В начале первый строки пишут порядковый номер по родословный таблицы, затем указывают порядковый номер отца. В поколенных росписях такие слова как родился, женился, умер и другие заменяют условными знаками они перед вами. Слайд

В таблицах используют сокращения и знаки:
И. — имя (отчество исключено, восстанавливается по имени отца)
Ф.- фамилия
Т/П — титул, профессия (род занятий, социальное положение, специальность, звания, ранги, чины и т.п.)
* 1833 — родился в 1833 году
+ 1891 — умер в 1891 году
Х 1890 — женился в 1890 году
)( 1888 — развелся в 1888 году
(+) 1895 — погребен в 1895 году.
Каждому имени в таблице присваивают свой номер.

Поколенная роспись семьи Васильевых, владельцев села Каинки.

I поколение

1. Василий Василев т. Титулярный советник. Сын: Павел.

II поколение

2-1. Павел Васильевич Васильев п. чиновник канцелярии губернского правления + 1832г.

Жена : Анна Петровна.

Дети: Василий * 1818г.

III поколение


3- 2. Василий Павлович Васильев* 1818г + 1900г, т . профессор востоковедения (+) в Каинках.

Жена: Софья Ивановна Симонова + 1868г.

Дети: Александр, Николай, Сергей, Аглаида.


IV поколение

4-3. Александр Васильевич Васильев *1853г. +1929г.т. профессор математики (+) в Москве.

Жена: Александра Павловна Максимович.

Дети: Николай, Анна, Сергей.


5-3.Сергей Васильевич Васильев.

Дети: Раиса, Людмила.


6-3. Аглаида Васильевна Васильева ( Барановская).

Муж: Лев Барановский

Дети: Ольга, Елена, Владимир.

V поколение


7-4. Николай Александрович Васильев * 1880 + 1940гг. т. профессор философии

Жена:

Дети:

8-4. Анна Александровна Васильева (Крушинская).

Муж. Владимир Крушинский.

Сын: Леонид Крушинский. п . биолог, т. член – корреспондент АН.СССР


9-4. Сергей Александрович Васильев + 1962г. (+) в США.

Жена: Тамара Дейкарханова п. актриса.


10-6. Ольга Львовна Барановская ( Керенская).

Муж: Александр Фёдорович Керенский * 1881 +1970гг. (+) в США.

Дети : Олег, Глеб.

Правильно оформляйте свои родословные. Учитесь составлять поколенную роспись.

4 Задание на дом: Начать составлять поколенную роспись своей семьи.



Список использованной литературы

  1. Баикина А.И. Летопись студенческой научной лаборатории открытого типа «Моя родословная». – Тюмень: Вектор Бук, 2003.

  2. Большая советская энциклопедия. – М., 1970 – 1978. – Т. 1 – 30.

  3. Бычкова М.Е. «Что значит именно родные». – М.: Богород. печатник, 2000. – 152 с.: ил.

  4. Бычкова М.Е., Смирнов М.И. Генеалогия в России: История и перспективы. – М.: Территория, 2004. – 280 с.: ил.

  5. Веселовский С.Б. Ономастикон: Древнерус. имена, прозвища и фамилии. – М., 1974.

  6. Вспомогательные исторические дисциплины: Классич. наследие и новые направления: Материалы XVIII науч. конф., Москва, 26 – 28 янв. 2006 г. / Редкол.: В.А. Муравьев (отв. ред.) и др.; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин. – М.: РГГУ, 2006. – 457 с.

  7. Генеалогическая информация в государственных архивах России: Справочное пособие / Федер. арх. агентство, ВНИИДАД; Отв. сост. С.Н. Романова; Сост. Н.И Глуховская, М.П. Дьячкова, В.И. Завич и др. – М., 2004. – 280 с.

  8. Государственные архивы СССР: Справочник / Глав. архив. упр. при Совете министров СССР. – М.: Мысль, 1989. – Ч. 1 – 2.

  9. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Фамилии… – М., 1998.

  10. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебник для студ. вузов / Под ред. Г.А. Леонтьевой. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  11. Мартышин В.С. Твоя родословная: Учеб. пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. – М.: Шк. пресса, 2000. – («Воспитание школьников»: Б-ка журн.; Вып. 12). (Сер.: «Духовно-нравств. основы семьи»).

  12. Мартышин В.С. Уроки добротолюбия: Древо рода // Воспитание школьников. – 1998. – № 5.

  13. Мой род в истории: Учеб. пособие для осн. школы / Авт.-сост. и автор концепции, д.и.н. А.Г. Мосин. – М.: ТИД М 74; Рус. слово – РС, 2006. – 328 с.: ил.

  14. Никонов В.А. География фамилий. – М.: Наука, 1988.

  15. Русский провинциальный некрополь. – СПб., 1914. – Т. 1.







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: