Урок для 10 класса по теме: «Хозяйство Руси и положение различных групп общества в 14-15вв.»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРАКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПАРАНЬГИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ



Методическое объединение учителей гуманитарного-эстетического цикла


История








Технологическая карта и план-конспект урока

10 класс



Тема урока: «Хозяйство Руси и положение различных групп общества в 14-15вв.»









Выполнил: Гордеев В.М.

учитель истории и обществознания первой квалификационной категории


Проверил: Золотарева С.Я.

Руководитель ШМО учителей гуманитарного-эстетического цикла








с.Куракино

2013

  1. ФИО: Гордеев Василий Михайлович

  2. Место работы: МБОУ «Куракинская средняя общеобразовательная школа», Параньгинский район, Республика Марий Эл

  3. Должность: учитель истории и обществознания

  4. Предмет: история

  5. Класс: 10

  6. Тема урока: «Хозяйство Руси и положение различных групп общества в 14-15вв.»

  7. УМК: 1. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времен до конца 18в. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005

2. Компьютерная презентация

Технологическая карта урока


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

История

класс

10

Тип урока

Комбинированный



Тема урока

Хозяйство Руси и положение различных групп общества в 14-15вв

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знание основных исторических дат, событий, героических личностей.

Формирования навыков учебного сотрудничества на основе работы в группах

Формирование чувства патриотизма, толерантности

Решаемые учебные проблемы

Умение работать с первоисточниками, учебником, картами

Основные понятия, изучаемые на уроке

Починок, подсека, перелог, трехпольный севооборот, вотчина, поместье, помещики, подворники, захребетники, дворня, страдник, приказные люди, посадские люди

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютерная презентация

Методическое назначение средств ИКТ

Наглядность

Образовательные Интернет-ресурсы

Сообщество «Открытый класс»

Организационная структура урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель (окая по старославянски): Здравствуйте отроки мои дорогие. Есть ль среди вас князья и княгини, бояре и боярыни, суконники и кустари? Аль среди вас есть христиане-захребетники с холопами-дворовыми и страдниками? Иль к нам пожаловали тиуны с рядовичами и люди посадские? Здравия я вам всем желаю и прошу садиться.

— Из данной речи какие слова вам неизвестны?

— Вот мы с вами сегодня пройдем новую тему урока и узнаем-кто же они на самом деле?

— Но прежде мы повторим ранее изученный вами материал, ведь повторение – мать ученья.

2. Повторение


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знание основных исторических дат, событий, героических личностей.

Формирования навыков логического мышления, умения работать со схемами.

Формирование чувства патриотизма на основе изучения полководческого таланта А.Невского

Методы обучения

Опрос

Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности

Компьютерная презентация

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальный опрос+логическое мышление

Функции/роль учителя на данном этапе

Координатор

Основные виды деятельности учителя

Опрашивает, направляет

3. Изучение нового материала

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знание основных исторических терминов, положения хозяйства и различных сословий на Руси в 14-15вв..

Формирования навыков учебного сотрудничества на основе работы в группах

Взаимоподдержка и взаимодополнение при работе в группах

Методы обучения

Самостоятельная работа

Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности


Форма организации деятельности учащихся

Работа в группе

Функции/роль учителя на данном этапе

Консультант

Основные виды деятельности учителя

Ставить проблемы, консультировать, направлять

4. Закрепление изученного материала

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знание основных исторических терминов, положения хозяйства и различных сословий на Руси в 14-15вв..

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других, умение сформулировать и задавать вопросы.

Взаимоподдержка при защите творческих работ

Методы обучения

Защита творческих работ перед аудиторией,

Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности


Форма организации деятельности учащихся

Устное выступление

Функции/роль учителя на данном этапе

Контролер, корректор

Основные виды деятельности учителя

Поддерживает, поправляет, направляет

5. Рефлексия

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные


Умение анализировать

Самоконтроль, самокритика

6. Домашнее задание

Ответить на вопрос:

Какие общественные группы и почему были заинтересованы в объединении?

(вопр.№4, стр.140)

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знание причин стремления общественных групп к объединению страны

Умение самостоятельной работы с текстом учебника

Стремление добиться поставленной цели



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Информационная карта урока


Описание

Тип урока

Комбинированный

Класс

10кл

Тема

Хозяйство Руси и положение различных групп общества в 14-15вв

Образовательная программа, автор

А.Н.Сахаров. История России

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Данная тема занимает важное место в курсе истории – учащиеся должны знать социальную структуру общества разных периодов истории и отслеживать ее изменения.

Формируемые УУД

Личностные

Формирование ответственного отношения к учению, устойчивого интереса к предмету, уважительного отношения к наследию прошлого

Регулятивные

Формирование умения определять проблему урока, ставить цели и выполнить ее, умения оценивать выступления сверстников, владения основами самооценки

Познавательные

Формирование умения применять полученные знания для решения учебных и познавательных задач, умение работать с источниками, текстом, выделять главное и делать выводы

Коммуникативные

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, умение осуществлять взаимный и самоконтроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь и совместно работать, учитывать разные мнения.

Цель и задачи урока

1. Образовательные: дать общее представление о развитии хозяйства и основных группах общества после нашествия Батыя

2. Развивающие: развивать речь, умение высказывать свою точку зрения, умение слушать и оценивать, сопоставлять факты, исторические события

3. Воспитывающие: воспитание чувства патриотизма, толерантности, умение работать индивидуально и в группе.

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основной дидактический метод:

Метод самостоятельной работы обучаемых и

Частные методы и приемы:

Диалог

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Технология личностного развития

Описание методов оценивания, применяемые на уроке

Фронтальная работа, рефлексия

Средства

Слайды, проектор, текст, книга

Описание возможных

методических вариантов урока в зависимости от аудитории

Индивидуальная работа

Планируемые результаты

Личностные: развитие самостоятельности, любознательности

Предметные: умение работать с историческими источниками, текстом, учебником

Метапредметные: развитие сравнительного анализа, сопоставления, умение работать в группе, умение полученные знания применять в жизни

Ход урока


1 этап

Оргмомент, повторение ранее изученного материала

Цель

Настроить на изучение новой темы

Длительность этапа

15 мин

Иллюстративные и дидактические материалы

Слайды, учебник

Форма организации деятельности обучающихся

Проблемные вопросы

Функции преподавателя на данном этапе

Направляющий

Приемы и формы работы

Беседа

Форма контроля

Опросник


2 этап

Изучение новой темы

Цель

Выявляя причинно-следственные связи событий, происходивших на Руси 13-15вв. делать выводы о состоянии хозяйства страны и общественных групп

Длительность этапа

15

Иллюстративные и дидактические материалы

Слайды, учебник

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная, фронтальная, индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Направляющий, корректор

Приемы и формы работы

Работа с текстом, с учебником

Форма контроля

Вопросы, беседа


3 этап

Закрепление

Цель

Закрепление изученного

Длительность этапа

10мин.

Иллюстративные и дидактические материалы

Учебник

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальные выступления учащихся

Функции преподавателя на данном этапе

Направляющий, координатор

Приемы и формы работы

Формулирование собственной мысли, обсуждение

Форма контроля

На основе выступлений учащихся


4 этап

Рефлексия – 3мин.


5 этап

Домашнее задание


Структура и ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация учащихся. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

Учитель (окая по старославянски): Здравствуйте, отроки мои дорогие. Есть ль среди вас князья и княгини, бояре и боярыни, суконники и кустари? Аль среди вас есть христиане-захребетники с холопами-дворовыми и страдниками? Иль к нам пожаловали тиуны с рядовичами и люди посадские? Здравия я вам всем желаю и прошу садиться.

Слайд №2

Учитель: Из данной речи какие слова вам неизвестны? (ответы учащихся)

Учитель: Как вы думаете, какую проблему мы с вами будем решать на уроке? (примерный ответ: Мы на уроке должны узнать – кто же такие данные люди и чем они занимались)


  1. Повторение ранее изученного материала.

Учитель: Но прежде мы повторим ранее изученный нами материал, ведь повторенье – мать ученья.

Слайд №3

Учитель: Сопоставьте, пожалуйста, участников военных походов с датами.

(ответы учащихся учитель проверяет по щелчку мыши). А теперь скажите пожалуйста, в чем вы видите причины успеха Александра Невского в его победах? (примерные ответы учащихся:

Слайд №4

Невская битва: узнав о появлении шведов Александр с дружиной и ополчением стремительно подошел к Неве. Несмотря на малочисленность своих войск Александр неожиданно атаковал противника, стремясь отрезать его от кораблей. Среди шведов началась паника и вскоре они были разбиты.

Слайды №5,6,7,8,9

Ледовое побоище: В 1242г. на русские земли обрушился новый противник- рыцари Тевтонского ордена. Они овладели Псковом из-за предательства местного посадника и стали готовить вторжение на земли принадлежавшие Новгороду. Рыцари особым образом строили свое войско- их боевой порядок напоминал свинью. В центре и по бокам стояли тяжело вооруженные всадники, сзади- легкая конница и в центре- тяжеловооруженная пехота. Противника окружали, прорвав его строй.

Решающая битва с Орденом состоялась 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Зная тактику рыцарей Александр вывел дружину на лед. Прямо у крутого берега он поставил свой обоз. Перед ним выстроились основные силы- княжеская дружина. На флангах расположились полки правой и левой руки. И на правом фланге Александр спрятал засадный полк. Перед дружиной расположились лучники. Битва началась с атаки рыцарей в центр новгородского войска. «Свинья» прорвала новгородский строй, казалось победа близка, но тут рыцари уперлись в крутой берег, а развернуться им мешали телеги из обоза. Воспользовавшись остановкой противника Александр отдал приказ перейти в наступление полкам правой и левой руки, а вскоре удар нанес и засадный полк. Крестоносцы не ожидавшие такого поворота событий дрогнули. Вскоре их отступление превратилось в паническое бегство. В добавок ко всему лед не выдержал их тяжести и стал трескаться.)

Учитель: Правильно. Другими словами А.Невский сильные стороны противника превратил в слабые, или же вовсе против них же самих.

Это всем нам хороший пример, который пригодиться в жизни — умение находить выход из трудных положений.


3. Изучение нового материала.

Учитель: А теперь давайте перейдем к нашей теме.

Слайд №10

Учитель: В качестве эпитета я хочу вам в пример эпитет Марка Туллия Цицерона древнеримского государственного деятеля: «О tempora! О mores!» (О, времена! О, нравы). Какие же были времена в хозяйственной жизни нашей страны и нравы, положение различных социальных групп в 14-15 веках?

Как вы знаете – Русь в 14-15вв. находилась в зависимости от монголо-татар. А все началось с Батыева нашествия. Найдите, пожалуйста в учебнике где говориться об итогах Батыева нашествия? (Плано Карпини-папский посол в Монголию: татары «произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей… Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавших на поле».

Некогда многолюдный Киев «сведен почти ни на что: едва существует там двести домов; а людей… держат они в самом тяжелом рабстве» Слайд №11).

Учитель: Какие же нравы были у монголо-татар? Перед вами свидетельство Плано Карпини о нравах татар. Прочитайте и распределите их в 2 столбца. Слайд №12

  • Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран, человекоубийства между ними не бывает никогда…

  • вначале, правда, они льстивы, а под конец жалят, как скорпион. Одни достаточно чтут другого, и все они достаточно дружны между собою.

  • Взаимной зависти у них, кажется, нет.

  • Они коварны и обманщики и, если могут, обходят всех хитростью.

  • Женщины их целомудренны, и о бесстыдстве их ничего среди них не слышно…

  • Раздоры между ними возникают или редко, или никогда.

  • По сравнению с другими людьми они очень вспыльчивы и раздражительного нрава, и также они гораздо более лживы, чем другие люди.

Учитель: По каким признакам вы распределили данные высказывания? (примерный ответ: Положительные и отрицательные нравы) Слайды №13-14

Более двух веков наша страна была в зависимом положении от монголо-татар. Вот как описывает выдающийся русский поэт А.С.Пушкин уб участи России: (Слайд №15) «России определено было высокое предназначение… Ее необозримые равнины поглотили силу монголов… и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией…»

Если в то время в Западной Европе возводились готические здания, переписывались рукописи и сочинения, то на Руси до конца 13в. прекратилось каменное строительство, заглохли некоторые ремесла, составление летописей, переписка рукописей. Но, несмотря на это, жители Руси брались за дела – отстраивали избы, распахивали заброшенную пашню, налаживали промыслы…

(перед началом групповой работы возможно проведение физкультминутки)

Ребята, давайте мы с вами дальнейшее занятие построим следующим образом: разделимся на группы и каждая группа будет выполнять задания. Используя учебник ответьте на вопросы и совместно составьте маленький доклад для выступления. Слайд №16

  • 1 группа: Как шло восстановление сельского хозяйства и городов Руси?

  • 2 группа: Опишите положение крестьян и холопов?

  • 3 группа: Опишите положение ремесленников и купцов?


4. Закрепление.

(Выступления и дополнения учащихся по заданным вопросам)

Примерные ответы:

Слайд №17

Восстановление крестьянских хозяйств:

  • Стали обрабатывать заброшенные в годы нашествия поля

  • Появлялись новые участки («чисти», «сечи»)

  • Наряду с подсекой и перелогом шире применяли трехпольный севооборот

  • Рост урожайности

  • Охота, рыбная ловля, бортничество и др.

Слайд №18

Восстановление городов:

  • Возрождают свое мастерство: кузнецы, оружейники, литейщики, кожевники, сапожники, гончары, плотники, каменщики, иконники.

  • Новшество: литье пушек, чеканка серебряных монет.

  • Города – центры торговли

  • Развитие экономических связей между княжествами

Слайд №19

Крестьяне и холопы:

Крестьян называли «люди», «сироты», «изорники», «смерды», «христиане». В 15в. стали называть «крестьяне».

Крестьян, которые не имели ни земли, ни двора называли подворниками и захребетниками.

Крестьяне платили налоги (оброк) и несли повинности (барщина)

Холопов звали «полными людьми». Они составляли собственность своих господ.

Холопы делились на:

  1. Дворовых, исполняющих обязанности прислуги

  2. Страдников, работавших на барской пашне

  3. Приказных людей (тиуны, ключники, посельские), управляющих отдельными отраслями хозяйства

  4. Военных, ходивших с барином в походы

Причины частых погромов сел бояр крестьянами и холопами:

  1. Захват земель и передача их боярам, монастырям, дворянам

  2. Увеличение налогов и повинностей


Ремесленники и купцы:

Торговцев и ремесленников называли «посадские люди», из-за того, что они жили на посаде, близ крепости, где их «сажали» князья и бояре. Они играли существенную роль в хозяйственной и политической жизни: давали деньги на строительство, на всякие чрезвычайные расходы властей, нередко ссужали деньгами правителей.

Во время волнений посадские люди громили дворы богатых бояр и купцов в городах, поскольку те захватывали в них земли, дворовые места, слободы, кабалили городских жителей.

Нужно отметить неодинаковое положение ремесленников в городах — среди них были богатые владельцы отдельных дворов, больших мастерских, были и мелкие кустари, едва сводившие концы с концами, нередко закабалявшиеся в холопы.

Среди купцов наиболее богатыми являлись «гости-сурожане» (торговали с городом Сурожем (Судаком) в Крыму, другими южными странами) и «суконники» (вели торговлю, в частности, сукном с западными странами). Они имели богатые хоромы в городах, строили на свои деньги церкви. Основную массу купцов составляли мелкие торговцы.

5.Рефлексия. Слайд №20

Учитель: Спасибо всем за работу и ваши выступления. А сейчас я попрошу высказаться что у вас получилось на данном уроке и что не получалось.


6.Домашнее задание: Слайд №21

Учитель: Задание на дом. Используя матералы учебника ответить на вопрос: какие общественные группы и почему были заинтересованы в объединении?





Свежие документы:  Контрольный тест по истории Древней Греции

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: