Урок истории для 6 класса «Древнегреческий театр»


Фролова О.О. вчитель вищої категорії. Новоолександрівська ЗОШ Єланецького р-ну

Всемирная история. 6 класс.

Тема : Древнегреческий театр

Цель: познакомить учеников с возникновением театра в Греции;

раскрыть содержание трагедии, сравнить их с комедиями, установить разницу;

развивать интерес к предмету и истории Греции;

воспитывать эстетичные вкусы, умения театралізовувати представления.

Тип урока: изучение нового материала с элементами игры.

Оборудование: карта Греции, цветные иллюстрации, схемы.

Ход урока

Учитель. Познакомьтесь с названием темы. Вы видите, что тема пойдет о древнегреческом театре: как он возник, кто был его организатором, кто такие актеры, что такое театр, трагедия, комедия. У нас есть две команды: «Юные историки» и «Знатоки искусства». Каждая команда за верный ответ получает фишки :

Красная – 10 баллов;

Синяя – 8 баллов;

Зеленая – 6 баллов;

Желтая – 4 балла.

(Ученики тянут жребий, кто первый будет начинать давать ответ на вопрос)

И. Дати ответ на вопрос.

Вопрос к командам (Ответы на вопрос смотри в дополнении №1)

  1. Дать характеристику Греции за три века из VIII – VI ст. до н.э.

  2. Каких вы знаете греческих богов? Какие проживали на горе Олимп.

  3. Как звали дочь Зевса?

  4. С каким праздником связано возникновение театра в Греции?

  5. Объяснить основные жанры древнегреческой драмы. Используя схему.

  6. Расскажите об основных элементах театра. Используя схему.

  7. Какой была одежда актера ? Используя схему.

  8. Почему в Греции театр называли «Школой для взрослых»?

  9. Какую трагедию создал Эсхилл?

  10. Что вы знаете об олимпийских играх?


ІІ. Выразить собственное мнение.

Чем отличается современный театр от древнегреческого?


ІІІ. Театрализует действо

Отрывок из трагедии «Прометей закован»

Гефест: (приковывает Прометея) бог неба Зевс приказал мне за твой грех приковать тебя к скали и пусть тело твое умирает в муках.

Прометей: Гефесте, как можешь ты! Не совершил я никакой грех. Разве это грех, что я научил людей науки, чисел, грамоты, научил сооружать дома, разжигать очаг. Ведь это польза. Стал возраст человека длиннее. Не мерзнет тело ее. Знания делают ее лучше, душу чище.

Гефест: Не могу миловать тебя Прометее, Зевс гневался и приказал пробить твою грудь твоим же железным гвоздем.

Прометей: Ну то злодійствуй Зевса раб! Однако, я знаю, кто в будущем лишит Зевса власти.

Гефест: То другое дело. Советую тебе уступить Зевсу, расскажи ему об этом, и ты не будешь обречен на муки.

Прометей: Если от меня сподівавсь узнать ты, что

Не мук таких нет, а ни хитростей

Чтобы ими Зевс вынудил сказать это

Аж пока здесь позорных не расскажет он.

Пусть пылающим бросает он пламенем

Завеет все снегами білоперими

Громами пусть угрожает подземными, —

Ничем меня сказать не сердце разбивает

Разбивает и не выпьет

Живущой крови –

Оно опять оживает

И смеется опять.

Зевс: (заходит и бросает стрелу у Прометея) Ну то умирай, срок витой раб!


IV. Веселая минутка. Игра «Кто быстрее!»

  1. Автор первых комедий в Древней Греции?

  2. Ставил свои трагедии знаменитый .

  3. Бог виноградства .

  4. Что носили в Греции?

  5. Что проводили раз в четыре годы?

  6. Бог всякого начала входа и выхода.

  7. Богиня счастья и удачи.

  8. Богиня дрязг.

  9. Богиня победы.

  10. Важному лицу . принадлежало на первом ряду .

  11. Место для зрелищ в Греции называли ?..

  12. Комедиограф .

  13. Дочь Деметри .

  14. Бог войны .

  15. Бежал в 42 километра .

  16. Выдающийся царь — .

  17. Богиня домашнего очага ?

  18. Отец истории .

Ответы: Аритосфен, Эсхилл, Дионисий, одел, олимпийские игры, Янус, Тихое, Ерида, Ника, место, театр, Аристофан, Прозерпина, Арес, марафонский, Перикл, Гестия, Геродот.


Учитель: История Давней Греции демонстрирует нам рождение общества нового образца. Греческий дух свободы повлек бурное развитие науки и культуры, усилил внимание к человеку ее потребностей. Поэтому греческую культуру называют гуманистической. В этом наибольшее значение развития человечества для формирования современной цивилизации.


V. Итог урока. Оценка работы учеников относится за результатами полученных фишек в течение урока


VІ. Метод «Рефлексия».

Сначала ученикам предлагают высказаться относительно того, выполнении ли все задания уроку, а затем выразить собственные мнения до того, чтобы они хотели изменить в ходе урока, какие задания или вопросы были тяжелыми.


VII. Домашнее задание. Подготовить сообщение о городах-колонии в Северном Причерноморье.


Дополнение №1

  1. За три века Греция из страны небольших сельских поселений превратилась в страну городов. Они раскинулись на большой территории – Балканском полуострове и на побережье Средиземного, Егейского и Черного морей. Эти города украшали храмы, статуи, были построены театры, стадионы, города славились своими мастерами, учеными, поэтами. Греция была страной высокой культуры. Наивысшего всплеска Греция достигла в V – ІV ст. до н.э. Эта культура стала достоянием Европейской цивилизации.

  2. По мнению греков, природой и жизнью руководили Боги. Проживали на горе Олимп. Верховным божеством был – Зевс – обладатель неба, грома, молнии. Главный храм и алтарь находились в небольшом городе – Олимпия.

Скульптор Фидий создал статую Зевса, которая была зачтена до семи чудес света. Эта статуя изготовлена из слоновой кости и золота. В левой руке Зевс держит посох, украшенный драгоценными камнями; а в правой – статую богини Победы.

  1. Афина – она была богиней мудрости, заботилась путешественниками, ораторами, ткачихами. Ведь она была покровительницей Афин, демократии. За легендой именно Афина подарила афинянам маслиновое дерево.

  2. Огромным достижением греческой культуры является театр. Его возникновение связано с праздниками в честь Бога виноградства и виноделия – Дионисия. Именно он подарил виноградную лозу и научил делать вино. Эти веселые праздники называли – Дионисиями. Музыка и танцы не стихали несколько дней. Здесь же разыгрывали сцены из жизни. К программам Дионисий входили конкурсы на лучший хор, пьесу, актера. Впоследствии для проведения Дионисий отводили специальное место – театр. Что означало зрелище.

  3. Схема 1. Трагедия — . Комедия — .

В трагедиях прославлялись мужество, героизм, способность человека пожертвовать жизнью ради своей страны.

  1. Театр – зрелище. Вокруг скалы ступеньками вырубали места для зрителей. Площадка для хора орхестра. Отсюда и современное название – оркестр. За ней устраивали сооружение для перевдягання актеров – скена, то есть сцена. Театрон – место для зрителей. Театрон был разделен на 13 клиньев. С обеих сторон его проходы для публики, актеров и хора. (Схема 2, 3)

  2. Котурни – ботинки на высоких підборах (20 см.), чтобы казаться выше ростом. Хитон, хламида — широкая, свободная одежда. В комедиях иногда обходились без одежды, цепляли хвосты, лохмотья, карикатуры. Маски – разделялись на комичных и трагических. (Схема 4) Мимику актера не могли увидеть из-за того, что зрители сидели далеко: через это самое маска могла передать с усиленной экспрессией чувство ужаса, боли, страдания. Комичные маски вынуждали зрителя хохотать. Вообще масок насчитывалось 28 видов. Кроме того маска усиливала голос и предоставляла ему большей звучности, что было необходимо для больших размеров давнего театра. Обязательным условием является сдержка условий изготовления масок. Во-первых, относительно пластичности костей и тела, во-вторых – цвету кожи, в-третьих – форма и цвет волос, прическа и украшения. Много морщин – преклонный возраст, не много – средний характер, гладкое чело – веселое настроение, сдвинутое – мрачность. Мужские маски были темного цвета, женские – белого. Болезненность – желтый цвет. Хитрость – рыжий. Цвет волос играл большую роль. Белые, седые, сивувате волосы передавали здоровье соединенное с несчастьем и страданием отражалось темным цветом. Красота – русым. Лукавство – рыжим. Коротко остриженные волосы были знаком несчастья, длинным наделялись, – солдаты, цари.

  3. Драматургия отбивала главные проблемы времени. Автор стал проповедником главных общественных и моральных идей, а театр превращался в арену борьбы за эти идеи. На театральных представлениях зритель чувствовал себя причастным к политической жизни. Присутствие на спектакле равнялось выполнению общественных долгов. Государство раздавало гражданам деньги на билеты. Поскольку представления длились с утра и до позднего вечера. Театр был «школой для взрослых», а авторов называли «вождями мудрости.»

  4. «Прометей закован.»

  5. Первые Олимпийские игры пришли из 776 г. до н.э.. Из этого времени они происходят раз в четыре года, а именно в високосный год. Сначала соревновались бегуны, а затем были введены прыжки, метания копья или диска, борьба, кулачные бои, соревнования на колесницах. Наградой стал — маслиновый венок. Женщинам запрещалось даже быть зрителями, это был сугубо мужской праздник. Последние Олимпийские игры состоялись в 393 году до н.э. они были прекращены с введением христианства. Лишь благодаря деятельности француза Пъера Кубертена, Олимпийские игры были возобновлены. Символ – огонь.
















Додаток 2 Схема 1












Схема 2

Схема 3

Схема 4

Свежие документы:  Внешняя политика России в XVII в

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: