Урок истории Казахстана 7 класс «Раннефеодальные государства в VI-IX веках на территории Казахстана»


Тургеневская средняя школа

Аршалынский район

Акмолинская область

Республика Казахстан



Урок истории Казахстана

7 класс

Тема: Раннефеодальные государства в VIIX веках на территории Казахстана.















Подготовила и провела учитель истории Абельдинова Баян Хайруллаевна











История Казахстана 7 класс

Тема: Раннефеодальные государства в VIIX веках на территории Казахстана.

Цель:

Образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Раннефеодальные государства в VIІХ веках на территории Казахстана».

Развивающая: Умение выделять причинно-следственные связи, умения ориентироваться в хронологии и соотносить с конкретными историческими событиями, сравнивать аналогичные процессы и явления, работать с контурной картой, систематизировать знания.

Воспитательная: Воспитывать уважение к истории Родины, воспитание патриотизма, добросовестного отношения к труду, положительного отношения к знаниям.



Тип урока: повторительно-обобщающий (комплексное применение знаний).

Методы: словесный, наглядный практический, проблемно-поисковый, интерактивный.

Оборудование: контурные карты, жетоны, концептуальные карты, рефлексивные карты, рисунки, интерактивная доска, карта успеха.





Знание – сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает.

(Китайская пословица)















Ход урока:

І. Оргмомент

А) психологический настрой

Б) образование рабочих групп (карта успеха)

ІІ.

Вступительное слово:

  • Мы закончили изучение раздела «Государства раннего средневековья на территории Казахстана» (VI-ХІ вв.)

Проблемное задание: Определить особенности раннефеодальных отношений в Казахстане.

  1. Актуализация знаний.

учитель

Учащийся

А) Вспомните, что такое феодальный строй?

А) Это такой порядок жизни, при котором вся земля и власть принадлежали феодалам-землевладельцам, эксплуатировавшим зависимых крестьян (барщина, оброк), господствовало натуральное хозяйство.

Чб) Что составляет главное содержание истории в период раннего средневековья?

Б) переход к классовому обществу, образование государств.

В) Дайте определение ранне феодального государства?

В) это такое государство, которое на всей завоеванной территории защищает жизнь и собственность феодалов- землевладельцев и помогает превращать свободных людей в зависимых крестьян.

Г) А какие ранне феодальные государства существовали на территории Казахстана и как они назывались?

Г) Тюркскийкаганат (552-603)

Западно-тюркский каганат (603-704)

Тюргешский каганат (705-756)

Карлукское государство (ІХ- нач ХІ)

Кимакский каганат (ІХ-нач ХІ)



2. Расселение тюркских племен на территории Казахстана (VIXІв)

— работа с контурными картами по группам: нанесите границы государств, существовавших на территории Казахстана (VIXІв)

— взаимопроверка с образцом на интерактивной доске.



3. викторина — Древо знаний (вопросы репродуктивного характера)



  1. Время существования этого государства: 603 – 704? (Западно-Тюркский каганат)

  2. Основатель Тюргешской династии? (Уч — Елик)

  3. Назовите хронологические рамки существования Карлукского каганата? (756-940).

  4. Столица Кимакского каганата. (Карантия)

  5. Назовите правителей Восточно-Тюркского каганата. (Бильге-каган, Культегин)

  6. В каких источниках впервые встречается сведение о тюрках? (В китайских)

  7. Анагуй был правителем какого государства? (Жужанского /Аварского/)

  8. Какой из каганов получил титул «елхан»? (Бумын)

  9. Основное занятие населения раннефеодальных государств? (кочевое скотоводство)

  10. Государство огузов существовала? (IX нач. XIв)

  11. Основные племена Тюргешского государства? (черные и желтые тюргеши)

  12. На сколько аймаков делилось Огузское государство? (на 12)

  13. Три ветви жикиль, три ветви бекиль, булак, кокеркин, тухси входили в состав жителей какого государства? (Карлукского)

  14. Шахмалик – это правитель какого государства? (Огузского)

  15. На чьи земли в Х веке часто стали нападать Караханиды? (Кимаков)

4. Исторический диктант

Концептуальная карта -работа в группах

І группа – Исторические персоны.

1. Бумын 1). В 627 г он направил часть своих войск на

2. Иштеми помощь Византии

3. Мукан 2). В борьбе с арабами он получил прозвание

4. Тардуш «бодливый» или «рогатый»

5. Тон 3). Первый каган Тюркского каганата

6. Учелик 4). Захватил Хорезм

7. Сулу 5). Северное Ци и северное Чжоу платили

8. Шахмалик дань этому кагану

6). Младший брат кагана Бумына возглавил

поход 10 Тюркских туменов на запад Великой

степи

7). основатель Тюркской династии

8). Первый правитель Западно-тюркского

каганата


ключ: 1-3; 5-6; 3-5; 4-8; 5-1; 6-7; 7-2; 8-4


ІІ группа – Хронология тюрков.


1) 542 1. Тюргеши свергли господство Западных Тюрков

2) 552 2. Огузкий правитель Шахмалик захватил Хорезм

3) 603 3. Первое упоминание этнонима «Тюрк» в китайских

4) 627 летописях

5) 704 4. Падение Тюргешского каганата и образование

6) 756 государства карлуков

7) 840 5. Каган Тон направил часть своих войск на помощь

8) 1041 Византии

6. Образовался Тюркский каганат

7. Распад Тюркского каганата на Западно- Тюркский и Восточно-Тюркский

8. Карлуки в союзе с кыргызами нанесли поражение Уйгурскому каганату


Ключ: 1-3; 2-6; 3-7; 4-5; 5-1; 6-4; 7-8; 8-2


ІІІ группа — Историческая терминология


1. Каган 1) Вождь племени Кимаков 2. буруки 2) Простой народ у Тюрков

3. Карабудун 3) Военачальник у огузов

4. Шад-тутик 4) Исполнял судебные функции

5. Кюль еркин 5) Воспитатель наследника Джабгу

6. Сюбаши 6) Высший титул Тюркского правителя

7. Инал 7) Советник Джабгу

8. Тархан 8) Наследник Джабгу



Ключ: 1-6; 2-4; 3-2; 4-1; 5-7; 6-3; 7-8; 8-4.

5. Написание эссе:

Письмо путешественника: Что я увидел в тюркской стороне?-

Авторский стул-презентация лучшего эссе



6. Работа на интерактивной доске, тестирование.

7. Диаграмма Венна: общее и особенное в истории раннефеодальных государств

Общие признаки характерны для всех государств:

  • Разложение родоплеменных отношений;

  • Образование классов;

  • Хозяйство смешанное (кочевое и полукочевое скотоводство, оседлое земледелие);

  • Междоусобицы;

  • Опасность завоевания извне.

8. Разрешение проблемного вопроса.

Особенности раннефеодальных отношений в Казахстане:

  • Основа имущественного неравенства – частная собственность на скот;

  • Сохранение патриархально-родовых пережитков;

  • Собственность феодала – считалась собственностью рода, общины;

  • Феодальная знать использовала родовую организацию для угнетения бедных крестьян-кочевников;

  • Применение труда рабов в домашнем хозяйстве феодала.

ІІІ. Рефлексия.

IV.Подведение итогов.

V.Д/з. Повторить таблицу «Государства в VIXI вв.»

Свежие документы:  Урок в 5 классе «Моде – основатель государства гуннов. Западная и Южная империя гуннов»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: