Урок истории на тему «Победа греков над персами в Марафонской битве»


Урок подготовил учитель истории МБОУ СОШ №20 станицы Подгорной Георгиевского муниципального района


Тема урока: Победа греков над персами в Марафонской битве

Цели урока:

1. Показать героическую борьбу греков против персид­ской агрессии, подвести учащихся к пониманию при­чин победы греков в Марафонской битве.

2. Продолжить формирование умений составлять рас­сказ, анализировать исторические документы, делать несложные выводы.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н.э.», ТСО, атлас


Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Представление

  2. Проверка готовности к уроку


  1. Актуализация ранее изученного.


  1. Индивидуальная работа по карточкам


Карточка 1.

Дайте характеристику развитию греческих полисов (торговля, земледелие, скотоводство, отношения с соседями)

Карточка 2.

Для чего мальчиков спартанцев воспитывали как военных? Почему и в мирное время была нужна сильная, боеспособная армия?

Карточка 3.

Чем отличался спартанский государственный строй от афинского?

Карточка 4.

Что вам нравится, а что не нравится в спартанском воспитании?


  1. Фронтальный устный опрос


— Вспомните, что такое полис?

— Расскажите об особенностях Спарты, как полиса

Устраивая Олимпийские игры, эллины демонстрировали свою силу, ловкость и упорство. Все эти качества так нужны были воинам при защите своей родины от нападения персов. Дело в том, что в начале V в. до н.э. владыка огромной Персидской державы, могущественный царь Дарий Первый задумал подчинить себе всю Элладу. Первым серьезным испыта­нием для греков стало Марафонское сражение.

Задача для учащихся: Почему греки смогли победить в Марафонской битве?


III. Изучение новой темы.

План

  1. Угроза порабощения греков.

  2. Марафонская битва.

  3. Причины победы греков.

Новые слова: стратег, фаланга, Марафон, Мильтиад.


  1. Работа по карте и беседа с учащимися


  • Где находится территория, на которой проживали племена персов? (Это побережье Персидского залива.)

  • Кто был самым могущественным царем Персидской державы? (Да­рий Первый.)

  • Какие государства Балканского полуострова покорили персы? (Фракию, Македонию, Фессалию

  • К границам какого государства приблизились персы? границам Греции.)

  • Почему персы стремились к новым завоеваниям? (Новые земли, бо­гатства нужны были персидской знати.)


  1. Рассказ учителя.


Персидский царь Дарий отправляет своих послов в города Греции для того, чтобы жители без сопротивления покорились ему. Многие полисы Греции так и сделали, посчитав, что сопротивление бесполезно. Лишь Афины и Спарта решили оказать сопротивление сильному противнику. Первыми вступили в бой при Марафоне афинские воины. Это произошло летом 490 г. до н. э.


  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.


Задание: прочитать стр. 151 Марафонская битва. Выяснить, как проходила битва.

  1. Работа с историческим документом.


Геродот. История, VI

112. Окончив боевое построение после того, как выпали счастливые предзнаменования, афиняне быстрым шагом по данному сигналу устре­мились на варваров. Расстояние же между обоими противниками было не меньше 8 стадий. При виде подходящих быстрым шагом врагов персы приготовились отразить атаку. Поведение афинян показалось персам, ка­залось безумным и даже роковым, так как врагов было немного и притом они устремились на персов бегом без прикрытия конницы и лучников.

Так думали варвары. Афиняне бросились на врагов сомкнутыми рядам врукопашную и бились мужественно. Ведь они первыми из всех эллинов* насколько мне известно, напали на врагов и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987.— С. 140.


  1. Вопросы и беседа по прочитанному.


Чем закончилась битва при Марафоне? (Победой греков.)

Что помогло грекам победить сильного противника? (Помощь жителей города Платеи. Мужество, храбрость греческих воинов. Талант военного предводителя Мильтиада. Греки защищали свою Родину, это давало им силы для борьбы.)


  1. Закрепление изученного на уроке.


1. Начало заполнения таблицы в тетрадях. «Греко-персидские войны»


Дата

Сражение

Результаты сражения

1) 490 г. до н. э.

Марафонская битва

Победа греков


2. Решение задачи.

В честь победителей при Марафоне была сделана надпись на гробнице:

Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава.

Здесь поразили они гордые персов войска.

Пешими поднялись против Азии, против конницы сильной,

Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать.

Объясните смысл этой надписи. Можно ли догадаться на ее основе, ка­кова была одна из главных причин победы греков в войне с персами?

Ответ: Благодаря мужеству греческие воины выиграли битву при Ма­рафоне.

IV. Итог урока

  1. Домашнее задание

  1. Прочитать § 28 учебника Михайловского.

  2. Подготовить развернутый ответ на вопрос «Как про­ходила Марафонская битва?».

  3. Для любознательных!

Какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге афинского юноши, принесшего весть о победе в Марафонской битве? (Марафонский пробег, 42 км 195 м.)

  1. Оценка работы класса


Дополнительная информация.

К VII в. до н. э. пешие воины — гоплиты являлись отборными войсками любой армии. Гоплиты носили одинаковую одежду и имели одно и тоже воо­ружение, в то время как большая часть армии не имела специальной формы.

Чтобы защитить тело, гоплит прикрывал грудь и спину пластинами, которые назывались панцирем. Вначале панцирь состоял из двух бронзовых пластин соединенных по бокам кожаными ремнями.

Позднее гоплиты носили более гибкие панцири, сделанные из кожи и бронзы. Для защиты нижней части ног у них были бронзовые наколенники, которые назывались поножами. Гоплиты имели кожаные и бронзовые щиты и вида оружия: длинное копье (в рост очень высокого человека), которое было их главным оружием, и короткий железный меч.

Шлемы делали из бронзы, их гребень часто украшали конским волосом. С теЧением времени форма шлемов менялась.

В давние времена воины сходились в битве один на один, в отличие от них, гоплиты сражались организованным строем, который назывался фалангой. Такое построение требовало жесткой дисциплины, упорных тренировок и прекрасной координации.

фаланга — это длинный строй воинов, состоявший обычно из восьми ше­ренг. Место убитого или раненого занимал тот, кто стоял позади него. Каж­дый воин был защищен частью своим щитом, а частью щитом воина, стоявшего справа. Крайний справа оставался частично незащищенным, поэ­тому правое крыло фаланги было наиболее уязвимым местом. В сражении полководец пытался атаковать врага именно с этой, более слабой стороны.

Атакуя, фаланга устремлялась вперед, и объединенный вес людей и щитов обрушивался на врага. Две противоборствующие фаланги до тех пор теснили друг друга, пока одна из них не отступала.

Свежие документы:  Конспект урока "Изготовление коника из полоски бумаги" 3 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: