Урок истории по теме
«НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА»
Конспект урока разработан для ученика 7 А класса Иванова Петра, находящегося на индивидуальном обучении (дистанционное обучение)
Характеристика обучаемого – ребенок одаренный: очень хорошо развита речь, богатый словарный запас, ясно и четко выражает свои мысли, отлично рассуждает логически, по психологическому развитию полностью соответствует своему возрасту (специфика заболевания ребенка (ОДС) позволяют заниматься с ним по общеобразовательной программе)
Оборудование для урока- учебник «История России XVI—XVIII в» Данилов, Косулина для 7-х классов, электронная карта России 17-18 век, исторические документы «Челобитные царю Петру 1» в формате word, презентация «Народные восстания в первой половине 18 века» , карточка для рефлексии, компьютер, интернет, программа «skype»
В уроке применяется технология — ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА (постановка учебной проблемы и поиск ее решения)
Цели урока:
Образовательные. Сформировать знания учащегося об основных причинах народных выступлений в царствование Петра I; рассмотреть ход восстаний и их историческое значение.
Развивающие. Развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений; находить сущность, соотносить имеющиеся знания и новые, анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы; продолжить развивать умения работать с тестами.
Мотивационные. Воспитание социально значимых черт личности (самостоятельность, дисциплинированность, гражданственность, инициативность).
Форма обучения — индивидуальная
ПЛАН УРОКА
1. Причины народных восстаний
2. Астраханское восстание 1705 года
3. Восстание Кондрата Булавина 1707-1708 гг
4. Башкирское восстание 1705-1711 гг
5. Религиозные выступления
6. Выступления работных людей
7. Значение народных выступлений
8. Рефлексия
ХОД УРОКА (в скобках указывается применение технологии)
Учитель | Ученик | |
Организационный момент (2 минуты) |
| Приготовление к уроку, настрой, отсылаю файл с презентацией |
Подводящий к теме диалог (3-5 минут,) | — Итак на прошлом уроке мы с тобой познакомились с экономическим положением России в 1 четверти 18 века , чего добилась Россия в правление Петра 1?
Верно, а теперь скажи (подводящий тип диалога) за счет какого сословия в стране происходит экономический рост?
Конечно, и усиление экономического гнета на крестьян приводит к обнищанию последних.
Теперь давайт попробуем определить и тему сегодняшнего урока: (побуждающий тип диалога) Как ты думаешь, к чему могло привести ухудшение жизни крестьян в нашей стране?
Правильно, это тема нашего урока
| — увеличение товарооборота ; -рост купеческого сословия ; -усиление торгово-экономических связей с Зап.Европой.
— за счет основной массы населения, т.е. крестьянства
— К восстаниям
Высылаю презентацию с названием урока, планом урока. |
Формулирование проблемы (8 мин) | Учитель вводные слова к 1 пункту плана: Но не только экономический гнет лег на плечи основной массы населения , война уносила жизни солдат, требовались все новые и новые рекруты, которых набирали из крестьян, 10 тысяч крестьян насильно направлялись на строительство городов, каналов, крепостей, произвол чиновников на местах – все эти факторы усугубляли положение населения России. И одним из первых и крупных восстаний стало восстание в Астрахани в 1705 году Учитель: Высылаю тебе челобитные жителей Астрахани царю, прочитай их и назови причины, послужившие началом восстания (комбинированный работа с источником, побуждающий тип диалога)
Движущей силой восстания в Астрахани были стрельцы. Они заняли город и ближайшие районы и собирались идти на Царицын и северный Кавказ. Но Петр 1 был очень обеспокоен начавшимся восстанием, не столько из-за его массовости или требований восставших ,сколько из-за другого фактора. Посмотри на карту, найди г. Астрахань и попробуй определить, почему Петр1 был обеспокоен восстанием именно в этом районе ? (комбинированный – работа с картой и подводящий тип диалога) В марте восстание было жестоко подавлено царскими войсками под предводительством Шереметьева.
-Какой вывод можем сделать?
|
В это время ученик открывает 3 слайд «Причины восстаний», где он разглядывает картины «Рекрутский набор в армию», «Постройка Санкт-Петербурга»
Ученик получил файл с челобитной читает и называет причины -ЗАСИЛИЕ И ПРОИЗВОЛ ИНОСТРАНЦЕВ, -ЖЕСТКИЕ МЕРЫ ВВЕДЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ МАНЕР Далее открываем слайд 4 «Астраханское восстание», где изображена карта России в начале 18 века.
-Ученик находит г. Астрахань и определяет, что Астрахань – восточные ворота России, ослабление границ здесь привело бы к появлению риска вторжения на юго-востоке России.
-Проводить более мягкую политику по отношению к населению. |
Формулирование проблемы (8 мин) | Сейчас мы будем обсуждать причины другого крупного восстания этого периода, перенесемся северо-западнее Астрахани -восстание под предводительством Кондратия афанасьевича Булавина. Прочитайте текст учебника на стр. 133 1 абзац (комбинированный работа с текстом учебника и подводящий тип диалога) — В чем ты видишь причину восстания?
Запиши дату восстания 1707 год-1708 год Теперь давай из причины восстания попробуем выяснить ,кто же мог участвовать в этом восстании? (подводящий тип диалога) Началось восстание с того, что казацкий атаман попытался уничтожить царский отряд, прибывший для поиска и возвращения беглых крестьян осенью 1707 года. Но его отряд был разбит и Булавин бежал в Запорожскую Сечь. Оттуда он начал рассылать «прелестные письма» от слова прельщать, т.е. призывать казаков и крестьян объединяться для борьбы. На его призы отозвались из Тамбова, Воронежа, Борисоглебска и Укрины – около 7 тыс человек , с таким войском Булавину удалось отбить казачьюю столицу Черкасск. Его войска захватили г. Изюм, Саратов, Царицин, но царским войскам удалось подкупить знатных казаков и в результате заговора Булави был убит. Потеряв предводителя войска Булавина еще продолжали стихийно сопротивляться аж до конца 1710 года. Лишь в результате того ,что политика к крестьянам была ослаблена , а у казаков сохранили самоуправление – восстание удалось успокоить. Какой вывод можем сделать? |
— ограничение казачьего самоуправления -принудительные работы людей -борьба с беглым крестьянством (ученик записывает в карточку)
— казаки -беглые крестьяне
— Царю надо было ослабить давление на народ |
Формулирование проблемы (8 мин) | Оставим Дон и рассмотрим третьее по плану восстание, вспыхнувшее на Урале, на землях Башкирии. Прочитай на стр. 134 1 абзац и попробуй понять причины и социальный ссотав восставших по аналогии с предыдущим восстанием
Каков состав учатников восстания, а почему духовенство?
Почему мы говрим, что это восстание носило яркий национальный характер?
Запиши дату восстания 1705-1711 годы. В связи с тем, что восстание носило яркий националистический характер, восставшие обрушили весь свой гнев и на русское мирное население, проживающее здесь, на территории башкирии – были разорены многие поселения русских ,а сами башкиры стали обращаться к мусульманским правителям османской империи и крымскому хану, с просьбой принять их в свое подданство. Но царским войскам удалось окончательно подавить сопротивление в 1711 году
Подумай, как можно было бы избежать этих выступлений? | — произвол царских чиновников -издевательства и оскорбления личности и национальных и религиозных верований -нуважение к культуре башкиров — повышение налогов -наборы в армию -захват земель
-местное население – башкиры (возглавили знать и духовенство) т.к. задеты религиозные взгляды населения.
-выступления были направлены против русских, прибывших на их территории и не считавшиеся с культурой, религией и традицией местного народа.
— Проводить более мягкую национальную политику. |
Формулирование проблемы (8 мин) | Подведение итогов Перечислить основные причины восстаний 1 половины 18 века | Жесткая и непродуманная политика по отношению к основной массе населения России. |
Выдача домашнего задания (5 минут) | Прочитать параграф 17. И заполнить в карточке 2 последних графы с восстаниями Религиозным и работных людей. Вклеить в тетрадь. | Записывет д/з |
АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА
Цикл умственных действий школьника от создания учителем проблемной ситуации до решения проблемы проходит в несколько этапов:
возникновение проблемной ситуации,
осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
доказательство гипотезы,
проверка правильности решения проблем.
В начале урока, с применением технологии проблемного диалог была поставлены цели – способствовать:
1) историческому и логическому мышлению – считаю, что это было достигнуто путем выдвижение гипотез, на поставленные мною проблемные вопросы (логические умозаключения на фоне исторических процессов)
2) развитие нравственных и гражданско-патриотических взглядов – достигнуто в ходе изучения темы, где поднимались вопросы о величии и мощности нашей армии, усилении роли России в международном сообществе, экономическом и культурном развитии нашего народа и страны.
3) осознание картины мира, фактов и новых понятий и терминов – так же достигнуто в ходе урока – ученик узнал новые термины и факты, появившиеся в нашей теме, узнал значение этих слов и применили их на сегодняшнем уроке.