Урок истории в 5 классе «Победа греков над персами в Марафонской битве»
Тулепова Ольга Григорьевна, учитель истории МБОУ «СОШ №13»
Урок истории в 5 классе
«Победа греков над персами в Марафонской битве»
ЦЕЛЬ:
Обучающая: познакомить обучающихся с героической борьбой греков против персидской агрессии, подвести обучающихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве, а также установить связь Марафонской битвы с Олимпийскими играми;
Развивающая: развить умение правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные картосхемы, работать с терминами, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная: способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств характера как мужество и стойкость, любовь к Родине на примере героической борьбы древних греков за свою независимость, а также воспитанию здорового образа жизни.
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: мультимедийная презентация, анимационные картосхемы «Марафонская битва», выставка иллюстраций по теме «Марафонская битва», подготовленная обучающимися, листы с уровневыми заданиями, карточки зеленого, синего и красного цвета для самоанализа.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
(Слайд 1) ПРЕЗЕНТАЦИЯ
2.Подготовка обучающихся к восприятию новой темы. Целеполагание.
(Слайд 2) Беседа:
— Какова тема прошлого урока? («Олимпийские игры в древности»)
— Что вам больше всего запомнилось из изученного материала? (повторяются сведения по теме)
— Скоро в России пройдут Олимпийские игры в г.Сочи. Какое значение имеют Олимпийские игры? (проявление патриотизма, воспитание ЗОЖ)
— Какими качествами должен обладать участник Олимпийских игр? (выносливость, смелость, сила, ведение здорового образа жизни)
— Какие виды спортивных состязаний Олимпийских игр вам известны? (плавание, борьба, бег и т.д.)
— Какие разновидности бега вы знаете? (спринт, кросс, марафон)
(Слайд 3)- Марафонский бег. Что это за дистанция? Познакомимся с информацией о марафонском беге. (Чтение статьи)
— Ребята, с чем бы вы познакомились подробнее из этой статьи?
— Свяжите полученную информацию и попробуйте сформулировать тему урока.
(Слайд 4)- Молодцы! Запишите тему в тетрадь. («Победа греков над персами в Марафонской битве»)
— Подумайте над целями урока. (Высказываются мнения)
3. Изучение нового материала.
— Давайте вспомним географическое положение Греции и Персии.
(Слайд 5) Работа с картой (у доски учащийся)
— Покажите Персию.
— Какие завоевания совершила Персия?
— Покажите Грецию.
— Сравните территории данных стран. Сделайте вывод.
Беседа:
(Слайд 6)- Сравните персидского воина и греческого воина. Сделайте вывод.
— Так почему же Греция сумела отстоять свою родину? Попробуем разобраться.
Слово учителя:
(Слайд 7) В V веке до н.э. персидскому царю Дарию I захотелось подчинить себе Грецию. Так начались Греко-персидские войны — войны между Персией и древнегреческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость.
В города Эллады прибывали персидские послы. Они нагло заявляли: «Наш повелитель, царь царей, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды». Жители многих полисов считали безнадёжным сопротивляться персам и покорились Дарию. Лишь в двух крупнейших городах Афинах и Спарте – поступили иначе. Когда персидские послы прибыли в Афины, горожане в гневе убили их, столкнув со скалы. А спартанцы бросили послов в колодец со словами: «Там на дне вы найдёте достаточно и земли и воды!».
Летом 490 г. до н.э. пришла в Афины страшная весть: «В Марафонской бухте показались корабли персов. Вооружайтесь!»
(Слайд 8)На должность стратега Народное собрание избрало Мильтиада.
Работа со словарем:
Стратег – военачальник. (запись термина)
— В каком значении сейчас употребляется это слово?
— Можно ли олимпийского спортсмена назвать стратегом?
ФИЗМИНУТКА
(Слайд 9) — Свою стратегию выбрал и Мильтиад в Марафонской битве 490 г. до н.э. (запись даты)
(Слайд 10)- Так Мильтиад использовал особое построение своего войска – фалангой.
Работа со словарем:
Фаланга — плотно сомкнутый строй пехоты у древних греков. (запись термина)
— Посмотрим, как же проходило сражение.
(Слайд 11-12) Наблюдение анимационных карт и анализ:
— Подумайте, почему же все-таки греки победили персов? (стратегический план Мильтиада, патриотизм и храбрость греков).
(Слайд 13) Физминутка
4. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения (работа в парах по алгоритму).
(Слайд 14) Алгоритм
1. Договоритесь в паре, кто будет ученик №1, а кто ученик №2.
2. На основе прослушанного материала ученик №1 рассказывает ученику №2 ход Марафонской битвы, используя карту (стр.156-157).
— покажите на карте владения Персии и Греции;
— покажите на карте г.Марафон, Афины, Платеи;
— покажите путь персидского войска в Грецию;
— покажите место сражения;
— каков итог битвы;
— выделите причины победы греков;
— покажите расстояние между городами, с которым связан марафонский бег.
3. Ученик №2 выделяет новые значимые даты, личности, термины и расшифровывает их.
— дата Марафонской битвы;
— Мильтиад
-Дарий 1
-стратег
-фаланга
4. Совместно выявляются ошибки.
— Молодцы! Возникли ли трудности при работе? На какие факты нужно обратить внимание?
(Слайд 15)5. Систематизация и обобщение новых знаний (уровневое задание).
Задание 1 уровня:
Вставьте подходящие по смыслу слова.
В ______г. до н.э. состоялось Марафонское сражение. На Грецию напал персидский царь _____. Только два греческих города выступили против персов: _________ и ____________. Афиняне избрали нового ___________, который руководил войском. Мильтиад построил свою армию в виде ___________.
«Радуйтесь, мы победили!» — сказал юный греческий воин, пробежав от Марафона до Афин. В память об этом подвиге на олимпийских играх проводится спортивное состязание — ___________________.
Задание 2 уровня:
Найдите и исправьте ошибки в тексте.
Летом 490г. до н.э. гонец принес в Афины страшную весть: «В Марафонской бухте показались корабли римлян. Вооружайтесь!».
Все способные сражаться встали в строй. На должность стратега Народное Собрание избрало стратега Дария, хорошо знавшего военные приемы персов.
Он применил новое построение войска фалангой. Греки так же, как и персы, имели огромную армию, конницу и лучников. Но греки не смогли победить персов. В память об этой битве на олимпийских играх проводится марафонский бег.
Проверяют консультанты (это те обучающиеся, которые быстро и правильно справились с заданиями).
— Ребята, что нового вы сегодня узнали?
(повторяется материал: выделяется главное, упоминается связь с олимпийскими играми, говорится о роли патриотизма).
— Цели урока совпадают с результатом
(Слайд 16) 6. Организация подачи домашнего задания.
Параграф 34, рассказ по карте.
(Слайд 17) 7. Подведение итогов урока.
— Почему вы так оценили урок?
— Какой вид работы вам понравился больше?
— Что не понравилось?
— Какие рекомендации вы можете дать одноклассникам, учителю?
5