Урок истории в 5 классе «Пунические войны»


Урок истории в 5 классе МКОУ ООШ №5

Учитель: Кучеренко Е.А.

Урок № 6 в разделе V «Древний Рим» Тип урока: комбинированный

Тема урока: «Пунические войны».

Цель: формирование у учащихся представления о Риме как о сильнейщей державе Средиземноморья.

Задачи:

  1. Образовательные:

— проанализировать причины и итоги Пунических войн, причины победы

римлян;

— охарактеризовать основные сражения Пунических войн;

— дать оценку действиям участников войн.

  1. Развивающие:

— развитие умений и навыков работы с историческим пространством

(картой) и историческим временем (хронологией), историческими

источниками;

— развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

  1. Воспитательные:

— формирование способности к духовному развитию, реализации

творческого потенциала в учебной деятельности на основе

традиционных нравственных установок и моральных норм;

— овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика,

самообязательство.

Планируемые результаты:

Предметные:

— развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

— освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

— рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

— выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

Личностные:

— формирование историко-географического образа, включая

представление о территории и границах Древнего Рима;

— понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

— формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные:

— способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

— выработка умения работать с учебной информацией;

— формирование умения определять цели своей деятельности и представлять её результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

— стратегия смыслового чтения и работа с текстом, материалами электронной презентации: поиск информации и понимание прочитанного, делать выводы из сформулированных посылок.


По программе должны изучить:

Причины Пунических войн. Первая Пуническая война, её итоги. Ход второй Пунической войны. Битва при Каннах. Ганнибал. Сципион Африканский Старший. Третья Пуническая война и окончательное падение Карфагена.


Образовательные технологии: технология развития критического

мышления средствами чтения и письма, игровая технология, ИКТ –

технология


Источники информации:

Программа по курсу: «История Древнего мира» В.И.Уколова

2010 год. Москва «Просвещение».

Рабочие программы «Всеобщая история» 5 – 9 классы Предметная линия учебников «Сферы», 2012 год, Москва «Просвещение»

Учебное пособие для учащихся: В.И. Уколова «История. Древний мир». 5 класс «Просвещение» 2010г.

(допущено Министерством образования и науки РФ).

Тетрадь – тренажёр: И.Е.Уколова «История. Древний мир» Москва «Просвещение», 2012 год

Электронное приложение к учебнику В.И.Уколовой «История. Древний мир»


Ресурсы (оснащение):

Настенная карта «Древняя Италия»

Карты атласа «История Древнего мира. 5 класс»

Проектор, экран.

Мультимедийная презентация «Пунические войны»

Презентация для самопроверки тестовой работы.

Раздаточный материал:

— Энциклопедическая информация о Пунических войнах.

— Лист с тестовыми заданиями, лист для ответов, рабочий лист урока,

лист для самооценки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний и умений учащихся.

Фронтально: Историю какого государства мы изучаем?

— Показать на карте, где возник этот город, определите его местоположение словами.

— Показать на карте моря, омывающие Апеннинский полуостров, острова вблизи полуострова, горы Альпы.

Индивидуально: Для того, чтобы вспомнить то, что мы уже изучили, выполним тестовые задания (Приложение 3).

Ученики выполняют тестовые задания. Ответы отмечают в листах заданий и переносят в листы ответов. Листы ответов сдают учителю. (Приложение 2)

Самопроверка по листам заданий. На слайдах презентации показываются правильные ответы и критерии оценивания.

Игровой момент «Крестики-нолики» — блиц-опрос.

1

2

3


4

5

6


7

8

9


Х – согласен с утверждением учителя

О – не согласен с утверждением учителя

  1. Республика – означает власть народа.

  2. Гуси Рим спасли.

  3. Бог Янус изображается с двумя лицами.

  4. Город Рим раскинулся на пяти холмах.

  5. Трибун – это защитник патрициев.

  6. Фамилия в переводе с латинского означает «семья».

  7. «Я должен, следовательно, я могу – таким был девиз римлян».

  8. «Пиррова победа» — это победа, достигнутая слишком дорогой ценой.

  9. Самниты подожгли Рим и заставили его жителей заплатить огромный выкуп.

Самопроверка. На слайде презентации показываются правильные

ответы.

  1. Переход к новой теме.

Фронтальная беседа:

Давайте вспомним, с кем воевали римляне в IV веке до н.э.? (с соседними племенами).

— Кто нападал на Рим и на кого нападали римляне? (галлы, этруски, самниты, латины, греки)

— Чем завершилась история Ранней Римской Республики? (римляне покорили Италию) – показать на карте.

Учитель: Завоевав Италию, римляне вплотную подошли к какой территории? (к острову Сицилия)

— Посмотрим на карту и атласы – какой город мог бы соперничать с Римом за господство над Сицилией? (Карфаген)

Значит, чтобы завоевать новые территории, нужно было воевать с кем? (с Карфагеном)

— А что мы знаем о Карфагене? (самая известная колония, основанная финикийцами)

Давайте сформулируем тему нашего урока – ученики озвучивают свои версии, например – «Войны Рима с Карфагеном».

  1. Стадия «Вызов» (целеполагание).

Учитель: Но тема нашего урока формулируется несколько иначе: «Пунические войны». Итак, начинаем работу с постановки целей нашего урока, для этого задаём себе «тонкие» и «толстые» вопросы. Перед вами рабочие листы урока, подпишите их, запишите тему урока и вопросы. (Приложение 4).

Предположительно:

«Тонкие вопросы»

«Толстые» вопросы

— Сколько было войн?

— Кто первым начал войну?

— Кто командовал войсками?

— Кто победил?

— Почему они так назывались?

— Причины войн?

— Основные сражения: где, когда, что происходило?

— Каковы итоги войн?

— Причины победы того кто победил?


Ученики затем проговаривают, какие вопросы они сформулировали. Пронумеровать вопросы.

  1. Стадия «Осмысление». Изучение нового материала.

Фронтально: Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?

У вас на столах – справочный материал о Пунических войнах – ознакомьтесь с ним. (Приложение 1). Откройте учебники на стр. 128 — прочитайте параграф. Рассмотрите карту в учебнике.

Ученики работают с источниками, находят требуемую информацию, сопоставляют формы выражения информации в запросе и в самом тексте, сопоставляют разные источники, отвечают на вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения.

  1. Стадия «Рефлексия».

Ученики осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач (используются материалы мультимедийной презентации «Пунические войны»)

Фронтально: — Итак, почему эти войны называются Пуническими? (слайд 1)

— Сколько всего было войн? (слайд 2)

— Где находился Карфаген? (слайд 3)

— Какие территории принадлежали Карфагену? – по карте (слайд 3)

— Каковы причины войн между Римом и Карфагеном? (слайды 4-5)

— Оцените готовность сторон к войне Что следовало предпринять Риму? (слайд 6)

— Сегодня будет много дат и событий. Как их лучше записать? В форме таблицы. (слайд 7)

— С какого вопроса начнём запись?

— Первая Пуническая война началась в 264 году до н.э. и длилась 23 года. Когда она завершилась? (слайд 8)

— Первая Пуническая война началась из-за острова, на который претендовал Рим. Назовите его.

— Где произошло решающее сражение между Римом и Карфагеном и чем оно закончилось? (слайды 9-10). Ученики заполняют таблицу

— Вторая Пуническая война началась через 23 года после первой войны и длилась 17 лет. Определите даты войны (слайд 11)

— Кто командовал войском Карфагена? (слайд 12)

Историческая справка о Ганнибале – сообщение ученика.

— Предположите, где будут происходить основные события второй Пунической войны?

— Расскажите о пути движения Ганнибала по карте и движущимся моделям, иллюстрациям к картинам «Переправа через реку Рону» и «Переход через Альпы» (слайды 13-14)

— Назвать основные сражения: где, когда?

— Битва при Каннах – сравнить войска, кто ими командовал? Расстановка сил. (слайды15-17)

Просмотр видеофрагмента. Кто победил?

— Определите дальнейший ход событий. 202 год до н.э. – битва при Заме. Где, когда, кто командовал? (слайды 19-20)

Просмотр видеофрагмента Кто победил?

Ученики заполняют таблицу.

— Как изменились территории владения Рима и Карфагена в результате Второй Пунической войны? (сопоставление двух карт – до и после) (слайд 21)

— Почему началась Третья Пуническая война. Сколько лет она длилась? Кто командовал римскими войсками? Чем закончилась? (слайды 22-24)

Ученики заполняют таблицу.

— Давайте сделаем вывод: Так какой же общий итог всех Пунических войн? (слайд 25)

Учитель: Посмотрите на свои таблицы «тонких» и «толстых» вопросов. На все ли вопросы мы ответили? Правильно, мы не ответили на вопрос – Почему победили те, кто победил, то есть римляне? На этот вопрос вы ответите дома.

  1. Домашнее задание: параграф 49, задание 2 стр. 80 в тетради-тренажёре и ответить на вопрос: Почему победили римляне?

  2. Самооценка.

Ученики заполняют лист самооценки (Приложение 5)

IX. Оценка учителя. Подведение итогов урока.






Приложение 1.

Справочный материал.

Пунические войны – войны между Римом и Карфагеном.

Пунические войны получили своё название из-за того, что римляне называли финикийцев-карфагенян – пунийцами или пунами.


Первая Пуническая война (264-241 г. до н.э.)

Вторая Пуническая война (218 – 201 г. до н.э.)

Третья Пуническая война (149-146 г. до н.э.)


Тит Ливий «История Рима от основания города»

Я приступаю к описанию самой замечательной из войн всех времён – войны карфагенян под начальством Ганнибала с римским народом. Никогда ещё не сражались между собой более могущественные государства и народы. Ненависть, с которой они сражались, была едва ли не выше самих сил: римляне были возмущены дерзостью побеждённых, по собственному почину подымавших оружие против победителей; пунийцы – надменностью и жадностью, с которой победители, по их мнению, злоупотребляли своей властью над побеждёнными.







Приложение 2.


Лист для ответов.

Фамилия _________________________________

1.

А

Б

В

Г






2.

А

Б

В

Г






3.___









Приложение 3.


Тесты по домашнему заданию

  1. Установи соответствие между понятием и их значением:

А. Форум 1. Совет старейшин.

Б. Республика 2. Главная площадь в Риме

В. Трибун 3. Государство, которым управляют выбранные на

определенный срок люди.

Г. Сенат 4. Защитник плебеев.

А

Б

В

Г






  1. Установи соответствие между датами и событиями.

А. 753 г. до н.э. 1. Установление республики в Риме

Б. 510 г. до н.э. 2. Осада Рима галлами

В. 387 г. до н.э. 3. Основание Рима

Г. 279 г. до н.э. 4. Победа Пирра над римлянами

А

Б

В

Г






  1. Найди и укажи номер позиции, лишний в перечне:

Консулы в Риме:

  1. Управляли государством.

  2. Созывали Сенат и Народное собрание.

  3. Командовали войском.

  4. Рассматривали проекты законов.

___



Крестики – нолики

Х – согласен, 0 – не согласен.



















Приложение 4.

Рабочий лист урока

Число ______________________________________________


«тонкие вопросы»

«толстые вопросы»















Тема урока:_________________________________________


Войны

Даты войны

Места решающих сражений

Итоги































Приложение 5.


Лист самооценки___________________________________________


На уроке я

Выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

Соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

Понятен /не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:


На что я должен (должна) обратить внимание, делая д/з





Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Запись и считывание информации . Носители информации" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: