Урок на тему «Описание характеристики Китай»


«Описание характеристики Китай»

Урок-практикум.

Цель урока: получить, закрепить, усовершенствовать:

знания:

  • сформировать представление о роли Китая в истории мировой цивилизации и экономики;

  • рассмотреть факторы и причины, определяющие важнейшие экономико-географические особенности Китая; ;

  • в ходе практической работы рассмотреть важнейшие экономические проблемы Китая;

  • проанализировать экономику Китая и её особенности – структуру, уровень развития, географию, направления развития;

умения и навыки:

  • умение анализировать текст

  • развитие коммуникативных навыков и умений. (работа в двух различных по составу группах)

  • развитие устной речи при рассказе нового материала

  • продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.

  • умение отстаивать свою точку зрения, при подготовке и подборе необходимого материала.


Урок – практикум с использованием элементов критического мышления при работе с текстом.


Учебно-наглядный комплекс: учебник “Экономическая и социальная география мира” (Максаковский В.П., изд. “Просвещение”, 2007), карты: политическая и экономическая Азии, компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал.

Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Общие сведения о стране, ЭГП и ПГП. Экономика Китая: промышленность, сельское хозяйство. Работа в первичных группах.

  3. Работа в группе № 2

  4. Контроль качества знаний

  5. Подведение итогов урока



Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Работа в группах (первый состав). Анализ текста и составление общего доклада- рассказа группы.

3. Работа в группах (второй состав ). Защита своего доклада. Знакомство с докладами участников группы.

4. Контроль качества знания


1. Организационный момент.

Учащиеся, заходя в класс, выбирают фанты, имеющие разные формы: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. На обратной стороне этих фигур написаны цифры. Так в группе — круг — 5 фантов и все они подписаны от 1 до 5, так же подписаны и другие фигуры.

Первоначально учащиеся собираются в группы по подобию геометрических фигур, группа – круг, группа – квадрат и так далее. ( количество учащихся внутри группы, зависит от количества человек в классе).



2. Работа в группах. (первый состав)

На столах, (заранее совмещенных по 2), лежат инструкции № 1 с заданиями. Учащиеся выполняют задания, используя учебники и атласы. Каждый в группе делает конспект своего будущего ответа.

Работая внутри группы учащимся необходимо выбрать, обсудить информацию и придти к единому мнению. Так чтобы внутри группы, все участники рассказывали одинаковый материал.

Для работы группам, выделяется 20 — 25 минут.

Учитель контролирует работу групп. Просматривает конспект группы, при необходимости помогает.

( Учащимся в группах, можно предложить сделать презентацию для своего ответа, на следующий урок, или есть возможность сразу во время урока.)


По истечении времени, учащиеся меняют местоположение, собираясь по принципу от 1 до 5, для этого на столы, необходимо выставить карточки с номерами от 1 до 5. Все учащиеся с цифрой 1, собираются за столом с карточкой 1, и так далее. На столах лежит инструкция № 2.


3. Работа в группах (второй состав ).

В новом составе каждый учащийся рассказывает свою информацию, проверяя степень

освоенности, задавая наводящие вопросы.

Для выполнения этого задания отводится 20 минут.


4. Для контроля степени усвоения материала, по желанию преподавателя, можно задать уточняющие вопросы учащимся из различных групп, либо дать выполнить тесты. Примерное время 10 минут.


    1. Релаксация

На доске нарисован силуэт дерева с ветками, учащиеся подходят к доске, выбирают смайлики с подходящим настроением и приклеивают их на ветки дерева.


  1. Подведение итогов урока.



Приложения:




Группа 1.

Инструкция № 1

Ознакомитесь с информацией в учебнике, (стр. 238, стр. 260) , выберите факты, доказывающие, что :

  1. Китай опережает другие страны, регионы в развитии отдельных отраслей экономики.

  2. Что определенные проекты Китая имеют мировой уровень развития.

  3. Опишите современные достижения Китая.


Примерные ответы.


Достижения Китая.

  • 3-ий по экономический мощи центр мирового хозяйства. 1-ый по ВВП в 2011 году, но по душевому показателю наравне с Индией.

  • Первое место в мире по производству 26 видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

  • Первый запуск космического корабля в 2003 году.

  • Одна из крупнейших программ развития гидроэнергетики, каскадные ГЭС на реке Янцзы

  • Крупнейшая в мире ГЭС на Хуанхэ

  • Сооружены первые АЭС

  • Проект сооружения магистрального нефтепровода из Восточной Сибири в Дацин

  • Первое место по производству телевизоров и стиральных машин


Группа № 2

Инструкция № 1

Ознакомитесь с информацией в учебнике (стр. 236). Выберите факты, показывающие, какие причины замедляют развитие различных отраслей экономики страны, как в области промышленности, так и в сельском хозяйстве.


Примерные ответы.

Что мешает в развитии

  • Оборудование многих предприятий сильно устарело,

  • в половине деревень нет электричества

  • В сельском хозяйстве преобладает ручной труд

  • Экстенсивное кочевое или полукочевое скотоводство

  • На значительной части территории, преимущественно западная часть, наличие пустынь , больших горных массивов, высокогорья не позволяют заниматься сельским и лесным хозяйством.


Группа № 3

Инструкция № 1

Ознакомитесь с информацией в учебнике (стр. 236). Выберите факты, описывающие отрасли промышленности хорошо развитые в стране. Объясните, какие факторы размещения повлияли на развитие этих отраслей.


Примерные ответы.

Отрасли промышленности и факторы их размещения

1. Основу топливно-энергетического комплекса образует угольная промышленность:

— Датунский угольный бассейн – в северной части страны

2. 4/5 электроэнергии базируется на ТЭС

3. Основа металлургического комплекса крупные комбинаты полного цикла

— ориентация на собственный уголь и железную руду, или на их грузопотоки

4. машиностроение преобладание универсальных предприятий

— ориентация на крупные города, морские порты, металлургические базы

5. химический комплекс ориентируется на продукты коксо- и нефтехимии, горно-химическое и растительное сырье.

— для размещения характерно сочетание крупных комбинатов с множеством мелких и средних предприятий

— Выделяют развитие 2 направлений

производство минеральных удобрений

производство бытовой химии фармацевтики

6. Текстильная промышленность – главная в легкой промышленности

Ориентируется на местное сырье, потребление на внутренний рынок


Группа № 4

Инструкция № 1

Ознакомитесь с информацией в раздаточном материале № 1 и учебнике (стр.239), выберите факты, описывающие развитие сельского хозяйства. Опишите деление страны на районы, по степени использования в сельском хозяйстве; по необычным названиям связанными с характерными особенностями природы.



Примерные ответы.

Сельское хозяйство.

  • Зерноводческий- северный район с черноземными почвами – главная житница страны с посевами яровой пшеницы и гаоляна (сорго).

  • «Желтый Китай»- зерноводческо – хлопководческая специализация. Центр – Великая Китайская равнина. Преобладание озимой пшеницы, хлопчатника. Желтый цвет –преобладание лессовых пород желтого цвета.

  • «Зеленый Китай» , «Страна небесного изобилия»- район поливного рисосеяния, чайные плантации. Это житница страны, где при искусственном орошении 2-3 урожая в год риса, пшеницы, овощей.

  • Тропическая часть Южного Китая — рис, сахарный тростник. Область мкссоного климата, с ландшафтами влажных тропиков – район выращивания разнообразных тропических фруктов.

  • «Сухой Китай» — населен некитайскими народностями (монголы, тибетцы, уйгуры), преобладает экстенсивное кочевое или полукочевое скотоводство с немногочисленными очагами оседлого земледелия.

  • «Холодный Китай» — район Тибетского нагорья – район отгонного животноводства Высокогорные пустыни и полупустыни, выращивают морозоустойчивый ячмень.

  • Рис – известно более тысячи сортов, с различными вкусовыми качествами, рисовая солома идет на корм скоту и птице, на изготовление бумаги, шляп, циновок, сумок, веревок. На рисовых полях, залитых водой, выращивают рыбу.

  • Китай – родина чая. Сейчас Китай — монополист по экспорту зеленого чая.



Группа № 5

Инструкция № 1

Ознакомитесь с информацией в учебнике (стр. 236),используя карты атласа, опишите экономико-географическое положение Китая. Выделите положительные и отрицательные черты его ЭГП.


Примерные ответы.

Экономико-географическое положение Китая.

— 3-е по размерам территории в мире.

— Отрицательное – часть границ проходит по труднодоступным горам

— Восточная часть страны имеет выходы к морям тихого океана.

— Глубинные районы имеют выход к морю по реке Янцзы.

— Страна находится в 3 климатических поясах, умеренный, субтропический и тропический.

— На востоке омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана. У берегов Китая есть много островов, среди них наиболее крупные Тайвань и Хайнань

— На севере КНР граничит с Казахстаном, Монголией, Российской Федерацией, на северо-востоке — с КНДР, на юге — с Вьетнамом, Лаосом, Мьянмой, Бутаном, Непалом, на западе — с Индией, Афганистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном.

— Государственная граница Китая проходит преимущественно по природным границам, особенно труднодоступные на юго-западе и юге страны, где высятся хребты Каракорума, Гималаев и Бирманских гор. Более доступными являются южная граница с Вьетнамом. 

Выгодным является близость Китая к экономически высокоразвитыми — Японии и Южной Кореи. 
Особенностью экономико-географического положения Китая является то, что через его территорию пролегают кратчайшие наземные пути от берегов Тихого океана до стран Европы.

— Моря открывают широкий выход в океан и огромные возможности для связи с внешним миром.

— Природа многообразна и богата. На севере возвышаются горные хребты, покрытые лесами, на юге – тропические леса.


Инструкция № 2

(общая для всех групп)

Вы собрались в группу, где присутствуют участники с номерами от 1до 5. Выберите последовательность рассказа вашей информации, кто первый, кто последующий. Задача каждого участника рассказать свой материал, используя при необходимости свой конспект, атлас. Каждый участник должен внимательно выслушать новый для него материал, сделав при этом необходимые краткие записи. Можно и нужно задавать вопросы докладчику для выяснения не понятных моментов.

После того, как все выступят, преподаватель предложит вам уточняющие вопросы, и тестирование, в котором нужно выбрать варианты, характеризующие Китая, стой или иной стороны развития экономики.

Каждый член группы несет ответственность перед всей группой, за рассказ материала, за освоение материала. Постарайтесь не подвести свою группу.


Вопросы для проверки степени освоения знаний.

Закончите вопросы , описывающие характеристику Китая.

  1. Основой топливно-энергетического комплекса является уголь или нефть?

  2. Эта страна разделена на 23 провинции ?

  3. Религия – конфуцианство или синтоизм ?

  4. « Торговать или умереть !» — так говорят бизнесмены этой страны ?

  5. Эта страна занимает  1–е  место в мире по добыче угля , железной руды , выпуску хлопчатобумажных тканей ?

  6. Средняя продолжительность жизни в этой стране – 71 год ?

  7. Это государство , перешедшее от второго типа воспроизводства населения  к  первому ?

  8. Страна – монополист по экспорту зелёного чая ?

  9. Большая часть электроэнергии в Китае вырабатывается на

  10. 12. В какой части страны расположены главные земледельческие районы: «жёлтый Китай» и «зелёный Китай»?

  11. Уровень урбанизации в Китае: высокий / средний / низкий

  12. «Китай является страной, сравнительно ____ природными ресурсами».

  13. Основная зерновая культура, выращиваемая в Китае: гаолян / кукуруза / пшеница / рис

  14. На какие главные земледельческие районы делится Китай.

  15. Китай — родина: чая или кофе ?

















Дополнительный материал по сельскому хозяйству. Для группы № 4

 Сельскохозяйственные районы Китая

Китай известен как один из главных мировых производителей продукции сельского хозяйства Внутри страны выделяют шесть сельскохозяйственных районов.

Первый район можно назвать преимущественно зерноводческим. Он охватывает почти весь Северо-Восток с плодородными черноземовидными почвами и ландшафтами лесостепи. Это одна из главных житниц страны с посевами яровой пшеницы и гаоляна – разновидности сорго, которая была известна в Китае еще в XII в. К этому району относится и часть Северного Китая.

Второй район имеет зерноводческо-хлопководческую специализацию. Ядром его служит Великая Китайская равнина (Северо-Китайская низменность). Идеально ровная поверхность этой равнины, образованная наносами Хуанхэ и других рек, представляет собой типичный антропогенный сельскохозяйственный ландшафт, почти полностью окультуренный. Это главная в стране область возделывания озимой пшеницы и хлопчатника, вторая после северо-восточной область возделывания сои, которая культивируется здесь уже в течение тысячелетий.

Земледелие на Великой Китайской равнине с ее субтропическим муссонным климатом, характеризующимся довольно холодной и сухой зимой, осуществляется при искусственном орошении. Поэтому воды Хуанхэ, Великого канала, пересекающего равнину в меридиональном направлении, широко используются для этой цели.https://www.xliby.ru/uchebniki/geograficheskaja_kartina_mira_posobie_dlja_vuzov_kn_ii_regionalnaja_harakteristika_mira/i_142.png

Рис. 1. Сельскохозяйственные районы Китая

На западе к Великой Китайской равнине примыкает также входящее в этот район Лёссовое плато, расположенное в среднем течении Хуанхэ; мощность лёссовых покровов здесь достигает 600 м. Площадь его превышает 600 тыс. км2, а живет на этой территории 80 млн человек. Основной зерновой культурой здесь также является озимая пшеница, но есть и посевы хлопчатника. Распространение лёссов и желтоземов привело к тому, что весь этот обширный район стали нередко именовать желтым Китаем.

Третий район имеет четко выраженную рисоводческую специализацию. Он занимает в основном ту часть Восточного Китая, которая находится в бассейне Янцзы. Климат в районе субтропический, муссонный.

Главный район поливного рисосеяния – аллювиальные низменности по нижнему и среднему течению Янцзы. В различных направлениях их бороздят каналы, которые используются для судоходства, орошения, рыболовства и служат водохранилищами в период паводковых вод. К югу от Янцзы обычно собирают два урожая риса в год. Кроме риса здесь возделывают также пшеницу, хлопчатник, различные бобовые и масличные культуры. А знаменитые чайные плантации расположены на склонах холмов, в основном к югу от долины Янцзы.

Особую роль на западе этого района играет провинция Сычуань с центром в г. Чэнду. И не только потому, что это одна из самых больших по населению провинций Китая. Но и потому, что она занимает довольно обособленную, отгороженную горами Сычуаньскую котловину, из-за распространения красноземов называемую также Красным бассейном. Жаркое, влажное лето и теплая зима обеспечивают здесь круглогодичную вегетацию растений, здесь выращивают почти все сельскохозяйственные культуры, известные в Китае, и не случайно за нею издавна закрепилось образное наименование «Тяньфу чжи го» – Страна небесного изобилия.

Самой примечательной чертой ее культурного ландшафта служат искусственные террасы, узкими лентами опоясывающие склоны холмов и гор. Это одна из житниц страны, где при искусственном орошении за год собирают по два-три урожая риса, пшеницы, овощей. Здесь возделывают также сахарный тростник, чай, табак, цитрусовые. За всем районом бассейна Янцзы и Сычуанью утвердилось название зеленый Китай.

Четвертый район охватывает тропическую часть Южного Китая, расположенную к югу от хребта Наньлин. Это область типичного муссонного климата, распространения желтоземов и красноземов, для этой области характерны ландшафты влажных тропиков. Главная зерновая культура здесь рис, который дает два и даже три урожая в год. Этот район поставляет также разнообразные тропические и субтропические фрукты. Из технических культур главная – сахарный тростник.

Пятый район имеет специализацию на пастбищном животноводстве и охватывает зону степей, пустынь и полупустынь Северо-Западного Китая и Внутренней Монголии. Земледелие здесь ведется только в оазисах, расположенных в Джунгарской и Кашгарской котловинах. Это так называемый сухой Китай.

Наконец, шестой район специализируется на отгонном животноводстве, при котором летом скот пасется на высокогорных пастбищах, а зимой в долинах. Территориально он в основном совпадает с самым обширным в мире Тибетским нагорьем, поверхность которого образуют высокогорные, преимущественно щебнистые пустыни и полупустыни. Не случайно этот район называют высоким Китаем или холодным Китаем. Основная продовольственная культура здесь – местный морозостойкий ячмень цинкэ. А посевы яровой пшеницы доходят до высоты 4000 м.










Используемая литература.



Использованная литература:

  1. Учебник Максаковского В. П. Экономическая и социальная география.

  2. География. Тематические тесты. Для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. 9 – 11 класс. А.Б. Эртель, Легион. Ростов-на-Дону. 2011 год

  3. С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская: Развитие критического мышления на уроке. Авторский коллектив: И. В. МуштавинскаяС. И. Заир-Бек Издательство: Просвещение. 2010 год.


Ссылки на Интернет – источники

  1. Сайт — Все о Китае : https://www.ni-hao.ru


  1. Интернет – библиотека: https://www.xliby.ru


8


Свежие документы:  Конспект урока на тему "ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: