Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа c углубленным изучением отдельных предметов 36»
Республики Мордовия
Конспект урока по
истории
(Урок обобщения и систематизации знаний в 5 классе по разделам «Западная Азия, Индия и Китай в древности»)
Подготовила:
учитель истории
Гарбузова Оксана Рафаэльевна
Саранск
2013
«Не зная прошлого, не войдешь в мир будущего».
( восточная мудрость)
Форма урока: игра «Историческая эстафета».
Цели и задачи:
Образовательные
повторить изученный материал по темам «Западная Азия, Индия и Китай в древности»;
проверить знания ребят по изученной теме.
Развивающие
продолжить формирование у ребят навыков составления устного высказывания на заданную тему;
развивать умение логически мыслить и давать аргументированные, точные ответы на вопросы;
поощрять творческие способности у учащихся.
Воспитательные
формировать у ребят интерес к историческому прошлому разных народов;
научить быстро и четко организовывать свой труд.
Оборудование.
документы:
а) «Так говорил Конфуций»;
б) Из анналов Салманасара III (859-824 гг. до н.э.);
в) Исторические задачи.
Формы и методы учебной деятельности:
С помощью компьютерных технологий: разгадывание кроссворда, составление рассказа, работа с картой, знание терминов.
Групповая работа по изучению исторических документов и решению исторических задач.
План урока:
Организационный момент.
Проведение исторической эстафеты.
Подведение итогов.
Ход исторической эстафеты.
I. Вступительное слово учителя. Объявление целей и задач.
Здравствуйте ребята, мы рады видеть вас на этом необычном уроке истории.
Несомненно, в наше время очень важно знать историю не только своего народа, но и историю других народов мира, ведь Россия — это часть мирового сообщества и нельзя считать себя образованным человеком, если ты до сих пор не понял этого.
«Не зная прошлого, не войдешь в мир будущего» — гласит восточная мудрость. Вот и мы собрались, чтобы поговорить о далеком прошлом древнего Востока.
А чтобы было интереснее, мы организуем историческую эстафету и посмотрим, кто же лучше знает историю «Западной Азии, Китая и Индии в древности».
1 этап «Исторический кроссворд».
Чтобы разгадать его, вам предстоит дать полные и точные ответы на вопросы.
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
5 | Г | У | Н | Н | Ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 | К | И | Р |
| 2 |
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Н |
|
| Б |
|
|
|
| П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 | М | Е | Ж | Д | У | Р | Е | Ч | Ь | Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В |
|
| Д |
|
|
|
| Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| И |
|
| Д |
|
|
|
| С |
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Я |
|
| А |
|
| 8 | К | И | Т | А | Й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Я |
| Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 | А | Л | Ф | А | В | И | Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М |
|
|
|
|
|
|
По вертикали:
1) Как называлась столица Ассирийской державы, которая имела второе называние «логовище львов»? (Ниневия) 7 букв.
2) Кто учил в древней Индии, что главное — личное достоинство человека, а не его происхождение? (Будда) 5 букв.
3) Как называлось древнее государство, завоевавшее в VI в. до н.э. Вавилонское и Египетское царства. (Персия) 6 букв.
4) Кто по Библии был создан Богом и чье имя переводится с еврейского как «человек»? (Адам) 4 буквы.
По горизонтали:
5) От кого защищала Северный Китай «Великая китайская стена»? (гунны).
6) Как звали предводителя персов, великого полководца Древнего мира?
(Кир) 3 буквы.
Как называлась древняя страна, находившаяся между двумя реками Тигр и Евфрат? (Междуречье) 10 букв.
В какой стране были изобретены бумага, компас, шелковые ткани? (Китай) 5 букв.
Что изобрели финикийцы? (Алфавит) 7букв.
2 этап «Домашнее задание».
Дома вы должны были составить небольшой рассказ по картине «Возвращение ассирийского войска из похода», где было бы употреблено как можно больше исторических деталей. Одноклассники находят исторические детали в зачитанных рассказах.
3 этап «Работа с документом».
На столах у каждого ряда свой исторический документ, с которым вам нужно будет работать.
В-1. С какой целью ассирийские цари совершали свои походы в соседние страны? Что забирали с собой воины? ( «Из анналов Салманасара III»).
В-2 . Каждого ли образованного человека Конфуций считал настоящим ученым? (Так говорил Конфуций).
4 этап «Знание карты».
Этот этап предусматривает проверку ваших умений правильно ориентироваться по исторической карте.
Задание №1: Опишите местоположение Междуречье, природно-климатические условия, назовите главные города, вспомните правителя.
Задание №2: Опишите местоположение Индии, какие реки протекают, каковы природно-климатические условия, города.
Задание №3: Опишите местоположение Китая, природно-климатические условия, занятия населения.
5 этап «Реши задачу».
На этом этапе, вам необходимо разделиться на группы по 4 человека. Каждая группа получает историческую задачу, которую нужно решить.
6 этап «Знаешь ли ты термины?»
Нужно дать определение историческому термину:
1) брахман — индийский жрец;
2) каста — группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями;
держава — большое и сильное государство;
библия — священная книга христиан;
колонии — места поселения финикийцев, располагающиеся на территории разных государств.
7 этап «Кто это?» или «Что это?»
Вам необходимо отгадать, что или кто изображен на компьютерном мониторе.
Конфуций — древний китайский мудрец, живший в V в. до н.э.;
ассирийский воин;
бог Брахма — индийский бог, из частей тела которого произошло все касты;
Великая китайская стена, построенная в древнем Китае для защиты от нападения кочевников гуннов.
Учитель: Сегодня мы повторили темы истории стран «Западной Азии, Индии и Китая в древности». Остановились на главных моментах, постарались расширить свой кругозор.
Оценки.
Напутствие: Любите историю, интересуйтесь тем, чего пока не знаете, и вам откроется великий мир будущего.
Приложение № 1
Задача №1
В результате завоевания образовалось огромное Персидское царство. Наибольшего могущества оно достигло при царе Дарии I. Многие народы Дарий держал в повиновении и выколачивал из них богатую дань. Во все концы государства он посылал шпионов, которых называли «глаза и уши царя».
— Какими средствами Дарий I держал в повиновении покоренные народы? Охарактеризуете положение завоеванных стран.
Задача №2
Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
— Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?
Задача №3
Решите задачу:
На гадательных костях были найдены вопросы к богам:
«Правильно ли принести в жертву военнопленных?»
«Правильно ли закапывать рабов или нет?»
«Принести в жертву 30 человек, 10 быков?»
«Если головы люда принести в жертву, царь получит помощь?»
— Какие выводы можно сделать на основании этих письменных источников о хозяйстве, строе, верованиях древних китайцев?
Задача №4
Реши задачу
Знатные индийцы говорили: «Если не будет царской защиты, богатые люди будут обречены на смерть и гонения».
— Объясните смысл этого высказывания. О какой защите здесь идет речь?
Задача №5
В начале первого тысячелетия до нашей эры наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.
— Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? В каких странах были сходные природные условия?
Задача №6
В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличалось от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др.
— Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение.
Приложение № 2
Вариант № 1.
Из анналов Салманасара III (859-824 гг. до н.э.)
Салманасар III — царь Ассирии, вел борьбу с государством Урарту.
К Арзашку, царскому городу Араму урартского, я приблизился. Араму урартский испугался горечи моего сильного оружия и сильной битвы и оставил свой город. В горы Аддури он поднялся; за ним поднялся и я, сильную битву устроил я в горах, 3400 воинов поверг своим оружием, как Адад, туч над ними пролил я дождем, и кровью окрасил я горы, как шерсть, его лагерь я захватил, его колесницы, всадников, коней, мулов, телят, имущество и богатую добычу привел я с гор. Араму, свою жизнь спасая, убежал на недоступную гору. В моей могучей силе, как тур, раздавил я его страну, поселения превратил в развалины и сжег огнем.
С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны?
Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи?
Вариант №2.
Так говорил Конфуций
Стал однажды правитель расспрашивать Конфуция о том, кого можно считать ученым. Учитель сказал: «С утра до ночи отдает ученый все силы учению, ожидая, что к нему обратятся за советом.
Ученый не дорожит золотом. Его богатство — мудрость, его сокровище — верность. Живет ученый не во дворце, его дом — из глины, ворота бамбуковые, калитка камышовая. Домашние его выходят за ворота по очереди, ибо у них одно нарядное платье на всех. Едят они не каждый день».
— Всякого ли образованного человека Конфуций считал настоящим ученым?
Список используемой литературы
Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.- М 2005.
Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000
Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. — М., 2011.
Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997
Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1977
Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,1994
Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000.
7