Урок обобщения по сказкам. Башкирское устное народное творчество


Тема: Урок обобщения по сказкам башкирского устного народного творчества.

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении башкирских сказок.

Задачи:

I. Дидактические.

  1. Восстановить в памяти учащихся разновидности, содержание сказок, их характерными особенностями.

  2. Вырабатывать навыки правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения

II. Коррекционные.

  1. Формировать умение воспринимать мир чувств и переживаний героев, обращая внимание на психологическое состояние персонажей, на мотивы их поступков.

  2. Развивать устную речь учащихся, учить их свободно, последовательно и связно излагать свои мысли.

  3. Развивать познавательную активность, внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.

III. Воспитательные.

  1. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, сострадания, отзывчивости, верности дружбе.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Оборудование: презентация к уроку «Башкирские сказки», выполненная в программе Microsoft PowerPoint 2010, компьютер, экран, проектор, мышка.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель: положительная мотивация учащихся к учебной деятельности, психологическая подготовка к общению и предстоящему занятию.

Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

«Сказка – не сказка без чудес.

Заходи в волшебный лес…»


Проверяют свои рабочие места. Эмоционально

настраиваются на урок.

Актуализация знаний

Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе


Постановка учебной задачи

— Кстати, ребята, с какими сказками мы знакомились на прошлых уроках?

— У них есть автор?

(Слайд №1-2)



— Сегодня мы с вами проводим заключительный, обобщающий урок по сказкам. Подведём итог всей проводимой на предыдущих уроках работе по этому жанру.

— Вопросы, на которые я вас просил ответить на прошлом занятии, мы проверим по ходу урока.

— В процессе всей работы на уроке мы с вами должны ответить на главный вопрос: К чему нас учат сказки?

Ответы детей на вопросы учителя (Это один из древних жанров башкирского народного творчества).



Обобщение и систематизация знаний

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении сказок.


























Гимнастика для глаз перед чтением отрывков из сказки

Цель: подготовить учащихся к чтению текста учебника



































Физкультминутка

Цель: сменить вид деятельности и привести мышцы в тонус



























Контроль усвоения знаний












1.- Для начала давайте вспомним всех главных героев сказок.

Молодцы!

(Слайды №3-4)


— Усложним задачу. Попробуйте определить героев сказок по моим словам.

(Слайды №5-6 – «Узнай героя сказок»).

Справились с заданием!


2.Вопросы по текстам.

— Давайте вернемся к сказкам о животных.

— Какой герой у нас глупый, а кто у нас хитрая?

— Как обманула лиса медведя («Лиса и медведь»)?

— Как собака поняла, что волк, медведь и лев – слабые и трусливые, что нет на свете никого сильнее человека («Как собака нашла себе хозяина»)?

(Слайды №7-8)

— Переходим к волшебным сказкам.

— Мы с вами читали сказку «Волшебное кольцо».

— Давайте найдем в тексте описание как егету досталось волшебное кольцо, но перед этим надо подготовить наши глаза к чтению.

Гимнастика для глаз.



Работа с текстом сказки в учебнике

Поиск и чтение

( стр.66-70)

-Какому охотнику пошел егет в гости?

— Почему именно кольцо взял егет?

— Как кольцо помогало егету в его житейских делах ?

Кто украл кольцо и как собака с кошкой сумели вернуть егету кольцо?

Молодцы!

Беседа о бытовых сказках.

Какие сказки называются бытовыми?

— К чему научился Аминбек?

— Кто помог Аминбеку стать правителем города?

(Слайды 9)

Чтение по ролям («Богатырские сказки»)

— Встал Акъял-батыр, подошел к человеку и спрашивает: — Эй, человек, кто ты и что делаешь здесь? (стр.89)

-Подошли батыры к человеку и спрашивают его: — Егет , что ты делаешь? (стр.90)

— Вдруг слышит – кто-то стучится в дверь. – Кто там? – спрашивает Урман-батыр. (стр.90)


-Давайте на время оставим наших героев одних, так как пришло время физкультминутке.

Физкультминутка


— Вспоминаем шуточные сказки

— Какая сказка изображена на слайде? («Алдар и шайтан»)

(Слайд 10-13)


А теперь мы возвращаемся к главному вопросу нашего урока:

К чему нас учат сказки?

Молодцы, ребята!

Мы ответили на главный вопрос нашего урока, и кажется, урок можно закончить. Но не забывайте, что в гостях у нас сегодня присутствовали герои сказок и они прощаются с нами.



Вывод урока:

— У наших сказок счастливый конец, как, и во всех сказках: добро побеждает зло. По своему содержанию народные сказки делятся на: 1) богатырские (о подвигах батыров); 2) бытовые (о жизни народа, его повседневных трудах и заботах); 3) о животных (которые наделяются обычно качествами людей: хитростью, добротой, глупостью, умом, храбростью, трусостью и т д.); 4) шуточные сказки проникнуты добродушным юмором , в них обычно говорится о глупцах, которые вызывают смех.

Дети перечисляют героев (Лиса, медведь, воробей, собака; старик, старуха, егет, Аминбек, Акъял-батыр, Урман-батыр, Тау-батыр, два лентяя и т.д.)


Учитель читает слова героя и дети должны угадать этого героя.



Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.











Ответы на вопросы учителя (стр.67)







Учащиеся выполняют гимнастику для глаз.



Чтение учащимися отрывка «по цепочке» с последующими ответами на вопросы













Учащиеся с помощью стрелок находят правильные ответы



Учитель читает вопросы, а дети находят ответ и читают.















Рассказ по рисункам





















Ответы детей. Варианты ответов детей







Рефлексия

Цель: оценить результат собственной деятельности

Давайте подведём итоги урока

— Какую задачу ставили перед собой?

— Удалось ли нам ответить на поставленный вопрос?



Отвечают полными ответами на вопросы и заканчивают высказывания


Домашнее задание

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании

В качестве домашнего задания, я хочу предложить вам следующее: каждому из вас в сказках понравился какой – то эпизод. Нарисуйте к нему иллюстрацию. Мы соберем рисунки в одну электронную книгу, которые вы, ребята, сами озвучите, и полученную сказку мы преподнесем в подарок нашим маленьким друзьям из начальной школы.

Выставление оценок за урок. Поощрение учащихся, особенно отличившихся во время урока.

До свидания, урок окончен!

Учащиеся выбирают любимый эпизод сказок, рисуют к нему иллюстрацию




Свежие документы:  Конспект урока на тему "Прилагательные. Степени сравнения прилагательных"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: