Урок обществознания по теме «Участие гражданина в политической жизни страны» 10 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с. Птичник»

Биробиджанский район Еврейская автономная область









Конспект урока обществознания
в 10 классе

«Участие гражданина в политической жизни страны»





подготовила

учитель истории и обществознания

Ремпель Анна Петровна













Птичник 2010












Тема: УЧАСТИЕ ГРАЖДАНИНА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

§ 24.

Урок №2.

Цель:

  • формирование представления учащихся о политических демократи­ческих ценностях: демократическом политическом про­цессе, демократической политической культуры.

  • Развитие гражданского сознания и самосознания учащихся, их правовой культуры.

  • Воспитание уважения к мнению другого человека, способности к взаимодействию.

  • Развитие навыков самостоятельной работы с текстом;

  • Способствование расширению политического кругозора, умения ориентироваться в политической ситуации современной России;


Задачи:

углубить, обобщить и систематизировать получен­ные знания, способствовать формированию умения приме­нять их в нестандартных ситуациях, развитию творческого мышления учащихся.

подвести учащихся к пониманию, что именно через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса.

способствовать воспи­танию толерантности и гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в изби­рательных кампаниях.

Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Планируемые результаты:

После урока учащиеся смогут:

объяснить, в чем заключается право граждан на участие в управлении государством в условиях демократии и как это право может быть реализовано на практике;

проанализировать особенности российского законодательства в избирательной сфере, определить его слабые и сильные стороны;

задуматься о необходимости участия граждан в выборах.


Форма урока: ситуативная практическая работа с социальной направленностью.


Оборудование:

  1. Учебник Боголюбова «Обществознание» 10 класс

  2. Проектор, экран

  3. Презентация1, 2

  4. Раздаточный дидактический материал


Учитель: Мы продолжаем разговор по теме «Политическая сфера»

Слайд 1:

Тема урока : Участие гражданина в политической жизни

План:

  1. Сущность политического процесса

  2. Политическое участие

  3. Политическая культура



Задача нашего занятия: углубить, обобщить и систематизировать полученные знания, способствовать формированию умения применять их в нестандартных ситуациях и на экзамене.


  1. Разминка

Задание

Вставить пропущенную букву в слове и дать определение понятиям


1. Р.ф.рендум – всенародное голосование

2. К.нсенсус – согласие на основе поиска компромисса

3. П.рламент – высший законодательный орган, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан

4. Пл.р.лизм – принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей. Взглядов, программ, политических партий, существование легальной политической оппозиции

5. Д.мократия – власть народа

6. Политический абс.нтеизм — уклонение избирателей от участия в голосовании.

7. М.ж.ритарная система – тип избирательной системы

8. Сув.р.нитет — есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу.

9. выб.ры — одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления

10. П.рлам.нтаризм –1) государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству – парламенту; 2) политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях;





Приведите в соответствие понятия и определения

Ответ запишите в таблицу


А. Плюрализм

1. Всенародное голосование

Б. Выборы

2. Одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления

В. Демократия

3. Принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей, взглядов, программ, политических партий, существование легальной политической оппозиции

Г. Референдум

4. Власть народа



А

Б

В

Г









Приведите в соответствие понятия и определения

Ответ запишите в таблицу


А. Суверенитет

1. политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях;

Б. Абсентеизм

2. согласие на основе поиска компромисса

В. Парламентаризм

3. Выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу.

Г. Консенсус

4. уклонение избирателей от участия в голосовании.



А

Б

В

Г







Б) Повтор типов избирательных систем, их основных признаков


Задание1

Австралия. Выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победителем считается кандидат, набравший 50%+1 голос. К какому типу относится избирательная система Австралии. Ответ поясните.

Задание2.

Конгрессмены США избираются по одномандатным округам, насчитывающим равное число жителей. Какой тип избирательной системы иллюстрирует приведенный факт.

Задание3.

В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляются по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, в третья – 10 %. К какому типу относится избирательная система данной страны. Ответ поясните. Сколько мест получит каждая партия в парламенте, если в его составе 120 чел.



Вопрос: Какая избирательная система действует в РФ? Объясните ее суть.

Это интересно: чтобы пройти в парламент, партиям необходимо преодолеть с 2007 года 7% барьер. Для сравнения: Египет – 8%, Швеция- 4%, Аргентина – 3%.


Тест


1. Выберите в приведенном списке требования, являющиеся обя­зательными
для избирательной системы в демократическом обществе,
и обведите цифры, под которыми они указаны.

I) наличие возрастного ценза

2) наличие образовательного ценза

3) тайная подача голосов

4. информированность граждан о программах кандидатов

5. допущение привилегий при распределении голосов

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания

  1. Выберите в приведенном списке требования, являющиеся обя­зательными
    для избирательной системы в демократическом об­ществе,
    и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. имущественный ценз

  2. безальтернативность выборов

  3. ценз гражданства

  4. открытое голосование с информацией о кандидате

  5. равенство голосов граждан

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания



Учитель: Сегодня на уроке мы смоделируем ситуации, с которыми реально или гипотетически может встретиться избиратель. Ваша задача – проявить свою гражданскую позицию и знания в вопросах избирательного права


Разыгрывание ситуаций по группам

Группы называют основные нарушения

Ситуация № 1.

Председатель участковой избирательной комиссии:

— Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье. Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.

Ситуация № 2.

Из разговора с членом избирательной комиссии:

— Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.

Ситуация № 3.

Из беседы с наблюдателем.

— Подхожу к выездной группе, спрашиваю: “Сколько бюллетеней берете с собой?”. А они в ответ: “Не считаем, взяли пачку, вдруг к кому-нибудь еще заедем”. Подсчет голосов делали так, как будто мы – пустое место. Бюллетени не предъявляли, за кого проголосовали – ничего не известно. Попросил предъявить протокол голосования – отказали.

Ситуация № 4.

Из разговора с избирателем.

— Пришел на выборы рано, еще и наблюдателей не было. А члены комиссии что-то пишут и пачками бюллетени в урну бросают. А одна из девушек меня в кабинку завела, да и посоветовала мне за кого проголосовать. Ну а я не против – наверное, он — хороший человек.

ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ:

Ситуация № 1.

непредъявление пустых урн наблюдателям перед опечатыванием.

массовое вхождение избирателя в кабинку для голосования.

Ситуация № 2.

голосование за родственников.

устранение наблюдателей при подсчете голосов.


Ситуация № 3.

халатность при учете количества бюллетеней взятых выездной группой.

непредъявление наблюдателям бюллетеня при подсчете в развернутом виде.

отказ предоставить наблюдателю протокол для голосования.

Ситуация № 4.

отсутствие наблюдателей.

выброс фальсифицированных бюллетеней.

агитация в день выборов.


Подведение итога работы на данном этапе


Учитель: Политическая жизнь страны динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Взаимодействие субъектов политики порождает в обществе политический процесс. Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом.

Слайд: двуликий Янус

Историческая справка: Двуликий Янус

Был в римской мифологии и такой бог. Правда, сначала он числился древним царем Лациума, страны латинян, от всесильного Сатурна получившим дар ясно видеть все в прошлом и в будущем. Именно за эту двойную способность Януса стали изображать с двумя лицами: молодым, обращенным в будущее, и старым, смотрящим назад, в глубь времен. Потом, как и многие другие герои легенд, он постепенно превратился сам в двуликого бога начала и конца. Сегодня двуликим Янусом мы называем неискреннего человека.

Вопрос: Как вы понимаете это сравнение?

Вывод: Только открытые политические процессы , происходящие на глазах у всего общества и при сознательном политическом участии граждан ведут в будущее. Это подлинные демократические процессы, в которых граждане принимают участие, политическое участие

Расскажите, каким бывает политическое участие?

Политическое участие – это действия граждан с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Каким бывает политическое участие?

Политическое участие бывает опосредованным (представительным) и непосредственным (прямым)

Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей.

Непосредственное

— участие в деятельности политических партий

— обращение и письма, встречи с политическими деятелями

— участие в митингах

— участие в выборах.

Слайд 8, 9

Вывод : понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве


Задание (Слайд10)

Решение учебно-познавательной задачи

Учимся сравнивать

Французский просветитель 18 в. Ж.Ж. Русо, один из создателей теории общественного договора и сторонник народного суверенитета, полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренный народом, не имеет обязательной силы.

Современник Руссо, американский мыслитель и политический деятель, считал народ источником власти и заявлял о его праве учреждать правительство и принимать политические решения через избранных в него народных представителей.

Вопрос: Что общего и в чем различия приведенных взглядов Руссо и Джефферсона?

Работа в тетрадях

Слайд 11

Ответ:

Общее – идея народного суверенитета

Запись: понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве

Различия: Руссо – сторонник прямого (непосредственного ) участия , Джефферсон — сторонник опосредованного (представительного) участия

Учитель: Непосредственное участие граждан – это участие в выборах.


Слайд 12 «Витязь на распутье»

анализ картины В.Васнецова «Витязь на распутье»

(сюжет, предложенный автором, обращен к теме выбора.

На картине запечатлен момент тяжелого раздумья, размышления о выборе. Опущенная голова витязя говорит о сложности данного момента в жизни этого человека. Человеческий череп напоминает нам о бренности бытия. А может быть, и предупреждает: выбор должен быть продуманным. На камне высечены возможные пути, по которым может отправиться витязь. «Что выбрать?» — вот главный вопрос картины)

Участие в выборах – дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым эмоциям и впечатлениям, так как велика опасность попасть под влияние популизма


Работа с документом


Сущность популизма


«Популюс» в переводе с латинского — народ. От этого корня в европейских языках образовалось много слов, в том числе и в рус­ском языке слова «популярность», «популярный». Однако при всем созвучии популярность не тождественна популизму.

Популизм можно определить как выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обещаний для до­стижения определенных политических целей. Популизм, отмечает­ся в политологическом словаре, — это деятельность, имеющая це­лью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обе­щаний, демагогических лозунгов и т.д. Популист в современной по­литике — деятель, заигрывающий с массами. Популизм есть по сути дела использование группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах господствующих взглядов, настроений людей, сложив­шихся под влиянием тех или иных обстоятельств…

Безнравственность популизма заключается в том, что он мани­пулирует доверием людей, деформирует его. В истории человече­ства необходимость объединения усилий, в том числе и в осуще­ствлении конкретного политического курса, всегда вызывала по­требность во взаимных обязательствах (политиков, правителей, с одной стороны, и народа — с другой) и, следовательно, в их взаим­ном доверии…

Популизм, устанавливая зачастую не без лицемерия заведомо фиктивные взаимные обязательства (своего рода сделку, совершен­ную под влиянием обмана), разрушает доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и ценности. В этом заключается главный социальный вред популизма…

Малъко А.В. Популизм — тормоз демократии.


С4. Что такое популизм и в чем его сущность? –

Ответ: Популизм — это выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обеща­ний для достижения определенных политических це­лей. Сущность популизма в использовании группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах взгля­
дов и настроений людей

С5. Совпадают ли по смыслу словосочетания человек-попу­лист и популярный человек? Ответ поясните.

  • Словосочетания человек-популист и популярный человек не совпадают по смыслу

  • Популист — деятель, заигрывающий с массами, а популярный человек — тот, кто пользуется широкой известностью

Сб. В чем безнравственность и в чем социальный вред попу­лизма? Безнравственность популизма в том, что он мани­пулирует доверием людей Социальный вред популизма в том, что он разру­шает доверие людей к политику и политике, обес­ценивает даже самые прекрасные идеи и ценности

С7. Каков, на ваш взгляд, основной путь борьбы с популизмом в российском обществе? В чем его суть?

Правильно назван основной путь борьбы в России с популизмом — становление демократической по­литической культуры граждан и перечислены ее эле­менты: научные знания, ориентации на демократи­ческие ценности и нормы, модели поведения, со­гласованные с установленными демократически­ми правилами


Учитель: Мы давно забыли о достоинствах бога Януса. Когда мы называем кого-нибудь «двуликим Янусом», мы хотим сказать: неискренний, двуличный человек. Таким человеком и является популист. Нельзя поддаваться первым впечатлениям и эмоциям, ибо велика опасность попасть под влияние популизма

Запись: (от лат. Populous – народ) – это деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний.

Вывод: Предвыборные обещания требуют критического к себе отношения.

Учитель: чтобы не попасться на удочку популиста, необходимо обладать политической культурой.

Вопрос: Вспомним, что включает в себя политическая культура? (слайд)

Слайд 15.

Задание: 1 марта в области прошли выборы в муниципальные органы власти.

Прокомментируйте цифры, сделайте все возможные выводы

Задание стр. 272

Сформулировать причины необходимости активного участия граждан в политической жизни страны (1 группа) и причины политической пассивности части наших граждан (2 группы).

Необходимо участвовать в выборах потому, что:

(Предполагаемые ответы учеников).

Этим человек показывает свое неравнодушие к судьбе страны, своего региона, города или села;

Это показатель политической и правовой культуры гражданина;

Участие в выборах – это поддержка власти, того курса, который проводится в стране;

Выборы закладывают фундамент будущего страны;

Участвуя в выборах, человек чувствует причастность к жизни своего государства.

Причины политической пассивности:

(Предполагаемые ответы учеников)

Отстраненность части граждан от политики;

Ощущение, что “от меня ничего не зависит”, то есть, как бы человек не проголосовал – ничего не изменится;

Низкий уровень политической культуры;

Незнание программ партий и трудности с выбором;

Слабое и медленное освоение демократических ценностей, так как люди низко их оценивают.

Учитель

Абсентеизм (от лат. absens (absentis) — отсутствующий, англ. Absenteeism) — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.

«Абсентеизм»

(лат.absentis — отсутствующий) — одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит>, политика и т.п.

Учитель: Закончить наш сегодняшний разговор я хочу притчей

(Приложение: презентация 2)

В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично. И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно. Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен. Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Всё в твоих руках…»


Учитель: Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в выборах, право выбирать. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, в том, что участие в выборах – это дело не отдельных людей – это дело каждого. Что от каждого голоса и правильного решения зависит ваше будущее . Все в Ваших руках.


Домашнее задание: повторить §20-24











Использованная литература:


  1. Л.Н. Боголюбов Учебник Обществознание 10 класс

  2. Методические рекомендации. Пособие для учителя под редакцией Л.Н. Боголюбова М., Просвещение 2006

  3. Демократия: государство и общество.

  4. Школьный словарь по обществознанию.

  5. Сайт Фестиваль педагогических идей. Открытый урок 2007/2008 урок «Я – будущий избиратель» Автор Коломиец Ольга Михайловна ( ситуации, использованные на уроке)









12



Свежие документы:  Конспект урока по истории "Отечественная война 1812 года" 8-10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: