Урок обществознания по теме «Участие гражданина в политической жизни страны» 10 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с. Птичник»

Биробиджанский район Еврейская автономная область









Конспект урока обществознания
в 10 классе

«Участие гражданина в политической жизни страны»





подготовила

учитель истории и обществознания

Ремпель Анна Петровна













Птичник 2010












Тема: УЧАСТИЕ ГРАЖДАНИНА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

§ 24.

Урок №2.

Цель:

  • формирование представления учащихся о политических демократи­ческих ценностях: демократическом политическом про­цессе, демократической политической культуры.

  • Развитие гражданского сознания и самосознания учащихся, их правовой культуры.

  • Воспитание уважения к мнению другого человека, способности к взаимодействию.

  • Развитие навыков самостоятельной работы с текстом;

  • Способствование расширению политического кругозора, умения ориентироваться в политической ситуации современной России;


Задачи:

углубить, обобщить и систематизировать получен­ные знания, способствовать формированию умения приме­нять их в нестандартных ситуациях, развитию творческого мышления учащихся.

подвести учащихся к пониманию, что именно через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса.

способствовать воспи­танию толерантности и гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в изби­рательных кампаниях.

Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Планируемые результаты:

После урока учащиеся смогут:

объяснить, в чем заключается право граждан на участие в управлении государством в условиях демократии и как это право может быть реализовано на практике;

проанализировать особенности российского законодательства в избирательной сфере, определить его слабые и сильные стороны;

задуматься о необходимости участия граждан в выборах.


Форма урока: ситуативная практическая работа с социальной направленностью.


Оборудование:

  1. Учебник Боголюбова «Обществознание» 10 класс

  2. Проектор, экран

  3. Презентация1, 2

  4. Раздаточный дидактический материал


Учитель: Мы продолжаем разговор по теме «Политическая сфера»

Слайд 1:

Тема урока : Участие гражданина в политической жизни

План:

  1. Сущность политического процесса

  2. Политическое участие

  3. Политическая культура



Задача нашего занятия: углубить, обобщить и систематизировать полученные знания, способствовать формированию умения применять их в нестандартных ситуациях и на экзамене.


  1. Разминка

Задание

Вставить пропущенную букву в слове и дать определение понятиям


1. Р.ф.рендум – всенародное голосование

2. К.нсенсус – согласие на основе поиска компромисса

3. П.рламент – высший законодательный орган, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан

4. Пл.р.лизм – принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей. Взглядов, программ, политических партий, существование легальной политической оппозиции

5. Д.мократия – власть народа

6. Политический абс.нтеизм — уклонение избирателей от участия в голосовании.

7. М.ж.ритарная система – тип избирательной системы

8. Сув.р.нитет — есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу.

9. выб.ры — одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления

10. П.рлам.нтаризм –1) государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству – парламенту; 2) политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях;





Приведите в соответствие понятия и определения

Ответ запишите в таблицу


А. Плюрализм

1. Всенародное голосование

Б. Выборы

2. Одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления

В. Демократия

3. Принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей, взглядов, программ, политических партий, существование легальной политической оппозиции

Г. Референдум

4. Власть народа



А

Б

В

Г









Приведите в соответствие понятия и определения

Ответ запишите в таблицу


А. Суверенитет

1. политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях;

Б. Абсентеизм

2. согласие на основе поиска компромисса

В. Парламентаризм

3. Выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу.

Г. Консенсус

4. уклонение избирателей от участия в голосовании.



А

Б

В

Г







Б) Повтор типов избирательных систем, их основных признаков


Задание1

Австралия. Выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победителем считается кандидат, набравший 50%+1 голос. К какому типу относится избирательная система Австралии. Ответ поясните.

Задание2.

Конгрессмены США избираются по одномандатным округам, насчитывающим равное число жителей. Какой тип избирательной системы иллюстрирует приведенный факт.

Задание3.

В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляются по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, в третья – 10 %. К какому типу относится избирательная система данной страны. Ответ поясните. Сколько мест получит каждая партия в парламенте, если в его составе 120 чел.



Вопрос: Какая избирательная система действует в РФ? Объясните ее суть.

Это интересно: чтобы пройти в парламент, партиям необходимо преодолеть с 2007 года 7% барьер. Для сравнения: Египет – 8%, Швеция- 4%, Аргентина – 3%.


Тест


1. Выберите в приведенном списке требования, являющиеся обя­зательными
для избирательной системы в демократическом обществе,
и обведите цифры, под которыми они указаны.

I) наличие возрастного ценза

2) наличие образовательного ценза

3) тайная подача голосов

4. информированность граждан о программах кандидатов

5. допущение привилегий при распределении голосов

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания

  1. Выберите в приведенном списке требования, являющиеся обя­зательными
    для избирательной системы в демократическом об­ществе,
    и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. имущественный ценз

  2. безальтернативность выборов

  3. ценз гражданства

  4. открытое голосование с информацией о кандидате

  5. равенство голосов граждан

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания



Учитель: Сегодня на уроке мы смоделируем ситуации, с которыми реально или гипотетически может встретиться избиратель. Ваша задача – проявить свою гражданскую позицию и знания в вопросах избирательного права


Разыгрывание ситуаций по группам

Группы называют основные нарушения

Ситуация № 1.

Председатель участковой избирательной комиссии:

— Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье. Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.

Ситуация № 2.

Из разговора с членом избирательной комиссии:

— Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.

Ситуация № 3.

Из беседы с наблюдателем.

— Подхожу к выездной группе, спрашиваю: “Сколько бюллетеней берете с собой?”. А они в ответ: “Не считаем, взяли пачку, вдруг к кому-нибудь еще заедем”. Подсчет голосов делали так, как будто мы – пустое место. Бюллетени не предъявляли, за кого проголосовали – ничего не известно. Попросил предъявить протокол голосования – отказали.

Ситуация № 4.

Из разговора с избирателем.

— Пришел на выборы рано, еще и наблюдателей не было. А члены комиссии что-то пишут и пачками бюллетени в урну бросают. А одна из девушек меня в кабинку завела, да и посоветовала мне за кого проголосовать. Ну а я не против – наверное, он — хороший человек.

ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ:

Ситуация № 1.

непредъявление пустых урн наблюдателям перед опечатыванием.

массовое вхождение избирателя в кабинку для голосования.

Ситуация № 2.

голосование за родственников.

устранение наблюдателей при подсчете голосов.


Ситуация № 3.

халатность при учете количества бюллетеней взятых выездной группой.

непредъявление наблюдателям бюллетеня при подсчете в развернутом виде.

отказ предоставить наблюдателю протокол для голосования.

Ситуация № 4.

отсутствие наблюдателей.

выброс фальсифицированных бюллетеней.

агитация в день выборов.


Подведение итога работы на данном этапе


Учитель: Политическая жизнь страны динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Взаимодействие субъектов политики порождает в обществе политический процесс. Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом.

Слайд: двуликий Янус

Историческая справка: Двуликий Янус

Был в римской мифологии и такой бог. Правда, сначала он числился древним царем Лациума, страны латинян, от всесильного Сатурна получившим дар ясно видеть все в прошлом и в будущем. Именно за эту двойную способность Януса стали изображать с двумя лицами: молодым, обращенным в будущее, и старым, смотрящим назад, в глубь времен. Потом, как и многие другие герои легенд, он постепенно превратился сам в двуликого бога начала и конца. Сегодня двуликим Янусом мы называем неискреннего человека.

Вопрос: Как вы понимаете это сравнение?

Вывод: Только открытые политические процессы , происходящие на глазах у всего общества и при сознательном политическом участии граждан ведут в будущее. Это подлинные демократические процессы, в которых граждане принимают участие, политическое участие

Расскажите, каким бывает политическое участие?

Политическое участие – это действия граждан с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Каким бывает политическое участие?

Политическое участие бывает опосредованным (представительным) и непосредственным (прямым)

Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей.

Непосредственное

— участие в деятельности политических партий

— обращение и письма, встречи с политическими деятелями

— участие в митингах

— участие в выборах.

Слайд 8, 9

Вывод : понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве


Задание (Слайд10)

Решение учебно-познавательной задачи

Учимся сравнивать

Французский просветитель 18 в. Ж.Ж. Русо, один из создателей теории общественного договора и сторонник народного суверенитета, полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренный народом, не имеет обязательной силы.

Современник Руссо, американский мыслитель и политический деятель, считал народ источником власти и заявлял о его праве учреждать правительство и принимать политические решения через избранных в него народных представителей.

Вопрос: Что общего и в чем различия приведенных взглядов Руссо и Джефферсона?

Работа в тетрадях

Слайд 11

Ответ:

Общее – идея народного суверенитета

Запись: понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве

Различия: Руссо – сторонник прямого (непосредственного ) участия , Джефферсон — сторонник опосредованного (представительного) участия

Учитель: Непосредственное участие граждан – это участие в выборах.


Слайд 12 «Витязь на распутье»

анализ картины В.Васнецова «Витязь на распутье»

(сюжет, предложенный автором, обращен к теме выбора.

На картине запечатлен момент тяжелого раздумья, размышления о выборе. Опущенная голова витязя говорит о сложности данного момента в жизни этого человека. Человеческий череп напоминает нам о бренности бытия. А может быть, и предупреждает: выбор должен быть продуманным. На камне высечены возможные пути, по которым может отправиться витязь. «Что выбрать?» — вот главный вопрос картины)

Участие в выборах – дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым эмоциям и впечатлениям, так как велика опасность попасть под влияние популизма


Работа с документом


Сущность популизма


«Популюс» в переводе с латинского — народ. От этого корня в европейских языках образовалось много слов, в том числе и в рус­ском языке слова «популярность», «популярный». Однако при всем созвучии популярность не тождественна популизму.

Популизм можно определить как выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обещаний для до­стижения определенных политических целей. Популизм, отмечает­ся в политологическом словаре, — это деятельность, имеющая це­лью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обе­щаний, демагогических лозунгов и т.д. Популист в современной по­литике — деятель, заигрывающий с массами. Популизм есть по сути дела использование группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах господствующих взглядов, настроений людей, сложив­шихся под влиянием тех или иных обстоятельств…

Безнравственность популизма заключается в том, что он мани­пулирует доверием людей, деформирует его. В истории человече­ства необходимость объединения усилий, в том числе и в осуще­ствлении конкретного политического курса, всегда вызывала по­требность во взаимных обязательствах (политиков, правителей, с одной стороны, и народа — с другой) и, следовательно, в их взаим­ном доверии…

Популизм, устанавливая зачастую не без лицемерия заведомо фиктивные взаимные обязательства (своего рода сделку, совершен­ную под влиянием обмана), разрушает доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и ценности. В этом заключается главный социальный вред популизма…

Малъко А.В. Популизм — тормоз демократии.


С4. Что такое популизм и в чем его сущность? –

Ответ: Популизм — это выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обеща­ний для достижения определенных политических це­лей. Сущность популизма в использовании группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах взгля­
дов и настроений людей

С5. Совпадают ли по смыслу словосочетания человек-попу­лист и популярный человек? Ответ поясните.

  • Словосочетания человек-популист и популярный человек не совпадают по смыслу

  • Популист — деятель, заигрывающий с массами, а популярный человек — тот, кто пользуется широкой известностью

Сб. В чем безнравственность и в чем социальный вред попу­лизма? Безнравственность популизма в том, что он мани­пулирует доверием людей Социальный вред популизма в том, что он разру­шает доверие людей к политику и политике, обес­ценивает даже самые прекрасные идеи и ценности

С7. Каков, на ваш взгляд, основной путь борьбы с популизмом в российском обществе? В чем его суть?

Правильно назван основной путь борьбы в России с популизмом — становление демократической по­литической культуры граждан и перечислены ее эле­менты: научные знания, ориентации на демократи­ческие ценности и нормы, модели поведения, со­гласованные с установленными демократически­ми правилами


Учитель: Мы давно забыли о достоинствах бога Януса. Когда мы называем кого-нибудь «двуликим Янусом», мы хотим сказать: неискренний, двуличный человек. Таким человеком и является популист. Нельзя поддаваться первым впечатлениям и эмоциям, ибо велика опасность попасть под влияние популизма

Запись: (от лат. Populous – народ) – это деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний.

Вывод: Предвыборные обещания требуют критического к себе отношения.

Учитель: чтобы не попасться на удочку популиста, необходимо обладать политической культурой.

Вопрос: Вспомним, что включает в себя политическая культура? (слайд)

Слайд 15.

Задание: 1 марта в области прошли выборы в муниципальные органы власти.

Прокомментируйте цифры, сделайте все возможные выводы

Задание стр. 272

Сформулировать причины необходимости активного участия граждан в политической жизни страны (1 группа) и причины политической пассивности части наших граждан (2 группы).

Необходимо участвовать в выборах потому, что:

(Предполагаемые ответы учеников).

Этим человек показывает свое неравнодушие к судьбе страны, своего региона, города или села;

Это показатель политической и правовой культуры гражданина;

Участие в выборах – это поддержка власти, того курса, который проводится в стране;

Выборы закладывают фундамент будущего страны;

Участвуя в выборах, человек чувствует причастность к жизни своего государства.

Причины политической пассивности:

(Предполагаемые ответы учеников)

Отстраненность части граждан от политики;

Ощущение, что “от меня ничего не зависит”, то есть, как бы человек не проголосовал – ничего не изменится;

Низкий уровень политической культуры;

Незнание программ партий и трудности с выбором;

Слабое и медленное освоение демократических ценностей, так как люди низко их оценивают.

Учитель

Абсентеизм (от лат. absens (absentis) — отсутствующий, англ. Absenteeism) — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.

«Абсентеизм»

(лат.absentis — отсутствующий) — одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит>, политика и т.п.

Учитель: Закончить наш сегодняшний разговор я хочу притчей

(Приложение: презентация 2)

В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично. И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно. Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен. Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Всё в твоих руках…»


Учитель: Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в выборах, право выбирать. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, в том, что участие в выборах – это дело не отдельных людей – это дело каждого. Что от каждого голоса и правильного решения зависит ваше будущее . Все в Ваших руках.


Домашнее задание: повторить §20-24











Использованная литература:


  1. Л.Н. Боголюбов Учебник Обществознание 10 класс

  2. Методические рекомендации. Пособие для учителя под редакцией Л.Н. Боголюбова М., Просвещение 2006

  3. Демократия: государство и общество.

  4. Школьный словарь по обществознанию.

  5. Сайт Фестиваль педагогических идей. Открытый урок 2007/2008 урок «Я – будущий избиратель» Автор Коломиец Ольга Михайловна ( ситуации, использованные на уроке)









12



Свежие документы:  В помощь 7-м классам при подготовке к круглому столу по теме «Культурные преобразования Петра I. Кто он, Пётр I, «созидатель» или «разрушитель»?

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: