Урок-семинар в 10 классе по теме «Из истории государства российского. Дворцовые перевороты XVIII века»


4


Конспект урока – семинара по истории в 10 классе

Филонова Галина Витальевна,

учитель истории высшей категории

МБОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл

Тема урока: «Из истории государства Российского.

Дворцовые перевороты XVIII века».





































Цели семинара:

— изучить статьи С. Платонова, Е.Анисимова, ознакомиться с Интернет-ресурсами и проанализировать, как происходили дворцовые перевороты, в чьих интересах и кто в них участвовал;

— сопоставляя разные версии, обнаруженные в источниках, дать характеристику правителям 1725-1762 гг.

— продолжить формирование умения самостоятельно добывать знания из разноплановых источников, высказывать критические суждения, находить нужные аргументы и примеры.

Оснащение:

— портреты и даты правления правителей XVIII века;

— изученная литература (выставка);

— видеофильм «Эпоха дворцовых переворотов»;

— скипетр и держава (макеты);

— компьютерная презентация «Дворцовые перевороты».

Подготовка к семинару: Класс делится на группы. Каждая группа получает опережающее задание: вопросы для обсуждения, рекомендуемый список источников и литературы, адреса Интернет-ресурсов. За неделю до семинара для каждой группы проводится консультация.

На уроке работает компьютерная группа по составлению презентации по теме.

Каждая группа при выступлении пользуется компьютером, подтверждает свои выводы цитатами из документов.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

— Дамы и господа, изображенные на портретах, управляли нашим государством – Российской империей в XVIII в. после смерти Петра Великого. Их правление великий историк В. Ключевский назвал «эпохой дворцовых переворотов». Сегодня мы попытаемся проанализировать:

1) как происходили дворцовые перевороты; 2) кто в них участвовал;

3) попытаемся дать личностную оценку деятельности правителей «эпохи дворцовых переворотов».

Петр Великий управлял Россией с 1682 по 1725 гг. Михаил Ломоносов писал о нем так:

«Рожденный к скипетру, простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов,

Домашних побеждал и внешних супостатов;

И, словом, се есть Петр, Отечества отец».

Показ видеофильма о последних минутах жизни Петра Великого. Его слова: «Отдайте все…». Но кому?

Работа в группах.

I группа характеризует Екатерину Алексеевну (1725-1727 гг.) по плану:

1) Петр умер, не распорядившись о наследнике. На престол претендовали два человека: Петр Алексеевич – внук Петра I и Екатерина Алексеевна – супруга Петра I. Ребенок или женщина?

2) Помощь Екатерине Меншикова и гвардии.

3) Кто же она Екатерина Алексеевна? (версии)

Свежие документы:  Интеллектуальная игра по истории "Поле чудес" по теме "Казачество"

4) Как выглядела Екатерина Алексеевна? Каков был ее характер? Как Петр при жизни относился к супруге?

5) Как управляла она Российской империей?

«При Петре она светила светом не собственным, но заимствованным от великого человека» С.Соловьёв.


II группа рассказывает о Петре II Алексеевиче (1757-1730 гг.).

1) Сын Алексея Петровича и Софии Шарлотты – внук Петра Великого.

2) Влияние на Петра II А.Д.Меншикова.

3) 6 мая Петр Алексеевич стал императором. Характеристика его правления. Болезнь императора и смерть в возрасте 15 лет.

4) Завещания нет. Как решался вопрос о престоле?


«А когда произнеслось имя Анны…

Тотчас чудное всех явилось согласие…»

Феофан Прокопович.


III группа анализирует правление Анны Иоанновны (1730-1740 гг.).

1) Курляндия.

2) «Кондиции» и их судьба.

3) Внешность и характер Анны Иоанновны.

«Эта грубая, двухметровая по высоте и восьмипудовая по весу, необразованная и ленивая женщина все свое время проводила за картами и в пирах. Особенно Анна любила стрелять по воронам».

4) Э.И.Бирон. Засилье немцев.

5) Анна Иоанновна «Кровавая» не оставила по себе доброй памяти ни государственной деятельностью, ни личной жизнью.


IV группа рассказывает о недолгом правлении Иоанна Антоновича (1740-1741 гг.).

1) Что нам известно о младенце?

2) Какова его судьба?


V группа рассказывает о приходе к власти и о правлении Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.).

«Во дщери Петр опять на трон взошел,

В Елизавете все дела свои нашел…

О матерь своего народа!

Тебя произвела природа

Дела Петровы окончать!»

Сумароков А.П.

1) Внутренняя и внешняя политика Елизаветы Петровны.

2) Забота о наследнике (Карл Петр Ульрих – Петр III)

«Великая Петрова дщерь

Щедроты отчи превышает

Довольство муз усугубляет

И к счастью отверзает дверь».

М.Ломоносов.


VI группа рассказывает по плану о Петре III Федоровиче (1761-1762 гг.).

1) Воспитание.

2) Государственная деятельность.

3) Невеста – принцесса София-Августа-Фредерика, а в будущем – Екатерина Алексеевна.

4) Заговор.


Урок заканчивается показом кадров видеофильма о восшествии на престол

Екатерины II. В класс входит ученица в костюме, стилизованном под эпоху

Екатерины II, со скипетром и державой (изготовленными учащимися) и говорит:

«Божию милостью, мы, Екатерина II,

Объявляем верным подданным нашим…

Россия вдоволь натерпелась от чехарды

Вокруг престола. России я обязана всем,

Даже именем – Екатерина!

Стремиться буду к общей цели – сделать всех счастливыми!»


Закрепление проводится по презентации, представленной компьютерной группой.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Кто я? Кто ты? Кто мы?"


Заключительное слово учителя.


— Так закончился темный период нашей истории. Дворцовые перевороты – насильственная смена правящих монархов или дворцовых группировок — совершались не во дворце, а выходили за пределы, совершались с участием гвардии и народа.

Учитель делает краткий обзор литературы и Интернет-ресурсов, использованных группами при подготовке к семинару.


ПРИЛОЖЕНИЕ:


  1. Интернет – ресурсы, использованные обучающимися при подготовке к семинару:

http://historydok.edu.ru – исторические документы, фотографии, биографии монархов;

http://home.comset.net/gals/index.html — Дом Романовых: биографии;

http://www.historia.ru/ — журнал «Мир истории»;

http://rulers.narod.ru – Всемирная история в лицах;

https://history.tuad.nsk.ru/ — История России с древнейших времен до наших дней;

https://historic.ru/ — исторический портал;

http://www.historicus.ru/- Историк – общественно-политический журнал.

  1. Использованная при подготовке к уроку литература:

  • Анисимов Е. В. Россия без Петра.- СПб., 1994.

  • АнисимовЕ.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра.- М.,1986.

  • Анисимов Е.В. Анна Ивановна.// Вопросы истории.- 1993.- №4, с. 30.

  • Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле.- СПб.,1998.

    • Волкова И. В., Курукин И. В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII-XX вв. // Вопросы истории.- 1995.- №5-6.

  • Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.- М., 2010.

    • Ключевский В.О. Курс общей истории.- М., Наука, 1994.

  • Наумов В.П. Елизавета Петровна.// Вопросы истории.- 1993.- №5.

  • Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.- М.,1994.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: