Внеклассное мероприятие «Летающие танки»



Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО Пензенский автомобильно-дорожный колледж







Внеклассное мероприятие

«Летающие танки»

Автор разработки:

Преподаватель физики

Волобуева Е.А.









Пенза, 2010г

Внеклассное мероприятие: «Летающие танки».

Цели:

— вспомнить конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке;

— воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотверженно кующего в тылу материальную основу Победы;

— воспитывать волю к победе на исторических примерах;

— развивать аналитическое мышление на исторических примерах;

— развивать интерес к физике, химии, военной технике и отечественной истории.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, колонки.



Ход мероприятия.

Ведущий 1. Когда на рассвете 22 июня 1941 года вооруженные силы фашистской Германии вторглись в пределы Советского Союза, и над Родиной нависла смертельная опасность, весь наш народ поднялся на защиту своего Отечества. Силы и помыслы миллионов людей были направлены к одной общей цели- разгрому врага.

Экранизация песни «Священная война»

Ведущий 2. Наука и техника тоже встали на военную вахту. Как писал выдающийся физик С. И. Вавилов: «Научная громада — от академика до лаборанта и механика направила без промедления все свои усилия, свои знания на прямую, или косвенную помощь фронту».

Ведущий 1. В этом году отмечается 65 лет со Дня Победы и хочется отметить вклад ученых-физиков, конструкторов и химиков. Ведь не было бы победы только силами Советской армии на линиях фронта, без работы ученых и народа в тылу. Деятельность ученых в военные годы — это замечательный образец беззаветного служения своей Родине и своему народу, самоотверженного и напряженного творческого труда.

Ведущий 2.

От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.


Ведущий 1. Сегодняшнее мероприятие посвящено только одному из выдающихся достижений конструкторов и ученых химиков «Летающим танкам». Вы, думаете, я что-то напутал, и танки не летают? Летают, ведь так называли наши штурмовики Ил-2 в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий 2. Ученым потребовалось не мало знаний по физике и химии, чтобы поднять в небо 5 тонный самолет и приспособить его для штурмовых операций в условиях сильного огневого противодействия с земли. И сейчас мы попробуем разобраться, почему самолеты летают, ведь они намного тяжелее воздуха.

Студент 1. Самолет поднимается в воздух потому, что на него действуют две силы:

— подъемная сила крыла, обеспечивающая более высокое давление на нижнюю часть крыла, чем на верхнюю;

— сила двигателя или силовой установки, обеспечивающая набор высоты и дальнейшее перемещение самолета в воздухе.

Подъёмная сила крыла (обозначена на рисунке F) возникает благодаря тому, что поперечное сечение крыла представляет собой чаще всего несимметричный профиль с более выпуклой верхней частью. Благодаря специальной форме крыла во время движения воздух, проходя над крылом, разряжается, под крыльями самолета – сжимается. Давление под крылом будет больше, чем над крылом. Таким образом, воздушные течения снизу «приподнимают» крылья, а сверху как бы «подталкивают» крылья кверху. Следовательно, из-за разности давлений создается подъемная сила.

Подъёмная сила крыла тем больше, чем больше угол атаки, кривизна профиля , площадь крыла, плотность воздуха и скорость полёта, причём от скорости подъёмная сила зависит в квадрате. Угол атаки – угол, под которым поставлено крыло к направлению движения (этот угол у Ил-2 составляет 20), должен быть меньше критического значения a, при повышении которого подъёмная сила падает.

Подъёмная сила летательного аппарата, уравновешивая его вес, даёт возможность осуществлять полёт, лобовое же сопротивление тормозит его движение. Лобовое сопротивление преодолевается силой тяги, развиваемой силовой установкой. Силовая установка самолёту нужна для развития подъёмной силы и для перемещения в пространстве. Воздушные пропеллеры как бы «сверлят» воздух. Когда самолет движется очень быстро, то воздух начинает вести себя как твердое вещество.

Итак, сила тяги двигателя преодолевает силу торможения самолета (сопротивление воздуха), а подъемная сила преодолевает земное притяжение (силу тяжести). И самолет летит!
Пока подъемная сила равна силе земного притяжения, самолет сохраняет равновесие и летит прямо. Если увеличить скорость полета, самолет начнет подниматься вверх, поскольку увеличивается подъемная сила. Вот почему в это время пилоту следует опустить нос самолета.
Если же, наоборот, скорость полета уменьшается, пилот поднимает нос самолета. Если пилот не сделает этого, подъемная сила упадет: нос самолета начнет опускаться, и самолет снижается.
Ведущий 1. Боевой славе штурмовика предшествовал напряжённейший, хотя и не всем видный конструкторский труд, который вполне можно приравнять к подвигу. С первых дней войны советские ученые, конструкторы, инженеры были полны решимости отдать все свои знания и силы, весь свой труд и опыт великому делу разгрома фашизма.

«Все для фронта, все для победы!» — эти слова стали девизом миллионов.

Свежие документы:  Тест в форме ЕГЭ 17 век

Студент читает стихотворение

Ил-2 был на фронте везде и всегда.

Подмога пехоте и смерть для врага.

Он каждый день падал, с неба в огне,

И кровь пропускали дыры в крыле.


Взлетая в любую погоду, и ночью, и днем.

Упрямо шел к цели, давя всё огнем.

Вагоны снарядов и бомб он пронёс,

И отдал врагу, и победу принёс.




Ведущий 1. На фронтах Великой Отечественной войны самой широкой известностью пользовался наш штурмовик Ил-2. Ни одна армия не имела даже приблизительно равного ему по боевым качествам самолета-штурмовика. В необходимости специализированного бронированного самолета для действий на малой высоте против живой силы и техники противника военные специалисты и авиаконструкторы были убеждены давно. И не случайно в нашей стране разработка опытных образцов таких самолетов велась еще в начале тридцатых годов.

Сергей Владимирович Ильюшин — выдающийся советский авиаконструктор, создатель легендарных «летающих танков».

Студент 2.

Биографическая справка.

30 .марта 1894г. в деревне Дилялево (на берегу Кубенского озера в Вологодской области) родился Сергей Владимирович Ильюшин. Он был младшим, девятым ребенком в бедной крестьянской семье. Отец каждый год уходил на заработки и не раз нанимался землекопом на петербургский Морской канал. Учился Сергей Ильюшин в сельской земской школе, а в 15 лет пошел в чернорабочие. Он работал на фабриках под Костромой и в Иванове-Вознесенске, косил траву, чистил и копал сточные канавы. Узнав, что Коломяжский ипподром в Петербурге срочно превращают в летное поле к первой в России «авиационной неделе», Ильюшин подался туда и был зачислен по отцовской профессии — землекопом. Ипподром вскоре переименовали в Комендантский аэродром. Праздник состоялся осенью 1910 г., после чего аэропланы навсегда завладели умом Ильюшина. Однако в 1911 г. он вернулся в Дилялево и там зарабатывал на жизнь извозом, а годом позже отправился на Дальний Восток строить Амурскую железную дорогу, затем трудился на строительстве ревельского (таллинского) судоремонтного завода. В начале мировой войны Ильюшина призвали в армию, где стал писарем в пехотной учебной команде, но по его просьбе вскоре перевели в аэродромную команду Комендантского аэродрома уже знакомого Сергею. Рядом с аэродромом выросли два авиазавода. Ильюшин был обязан готовить новые аэропланы к полетам. В 1916 г. там же организовали солдатскую школу летчиков Всероссийского императорского аэроклуба. В нее был принят и Ильюшин. В начале 20-х гг. учился в Академии воздушного флота им. проф. Н.Е.Жуковского. В ней учредили Военно-научное общество — с моторной секцией, которую возглавил второкурсник Ильюшин. Кроме того, он руководит московским кружком молодых энтузиастов при Мастерских тяжелой и средней артиллерии («Мастяжарт»). Осенью 1923 г. он закончил строительство своего первого планера «Мастяжарт-1″ (он же АВФ-1) — легкого, прочного и довольно простого, весом 35 кг и длиной 5 м, при размахе крыла 9 м. Предназначался он для обучения летчиков. Через два года этот планер в Германии на международных состязаниях планеристов установил рекорд по дальности полета.
За вклад в развитие планеризма Ильюшин в 1933 г. получил военный орден Красной Звезды. После этого он занялся боевыми самолетами. Первой в этом направлении оказалась работа над проектом дальнего скоростного бомбардировщика. В 1934 г. начался серийный выпуск ильюшинского скоростного истребителя И-16 (он же ЦБК-12) мощностью 450 л.с., со скоростью до 437 км/ч и потолком в 7130 м. Испытывал эту машину сам В.П.Чкалов. И-16 хорошо показал себя над Испанией (в годы гражданской войны), в боях с японцами у реки Халхин-Гол, в Советско-финском вооруженном конфликте и на фронтах Великой Отечественной войны (особенно в ее начальный период). В этом самолете крылья и фюзеляж делали из фанеры и ткани (по каркасу из сосновых реек). Затем под руководством Ильюшина был создан ряд бомбардировщиков и бронированных штурмовиков, а также торпедоносец Ил-4.
После Победы Ильюшин наряду с военными самолетами проектировал и пассажирские. Он был трижды Героем Социалистического Труда и кавалером ордена Суворова 1-й и 2-й степеней, восемь раз награжден орденом Ленина (высшим в СССР), девять раз ему присуждали главные государственные премии



Ведущий 2. В 1939 под руководством С. В. Ильюшина создан бронированный одномоторный штурмовик Ил-2 (первоначально в серию пошёл одноместный вариант).

Осенью 1940 года летчик В. К. Коккинаки начал испытания. После небольших доводок он был принят и строился заводами серийно с апреля 1941 г. под маркой Ил-2. Эти штурмовики выпускались и в Самаре на заводе «Авиакор» — одном из крупнейших в России авиастроительных предприятий. Авиационный завод начал работу осенью 1941 года на базе эвакуированного в Самару из Воронежа производства Ил-2.

Ведущий 1. Опыт первого года войны показал, что одноместному штурмовику трудно отражать атаки вражеских истребителей с задней полусферы. Успехам на фронте сопутствовали очень большие потери. Бывало, что за 10 успешных боевых вылетов летчик получал звание Героя Советского Союза (а обычно после ста вылетов).

Во второй половине 1942 на фронт стали поступать усовершенствованные двухместные Ил-2. Благодаря удачному сочетанию мощного вооружения и надёжной броневой защиты Ил-2 стал основным самолётом советской штурмовой авиации в годы Великой Отечественной войны. Этот самолёт — классический образец штурмовика немцы называли — «чёрной смертью».

Студент читает стихотворение

Ил-2, гроза фашиста. Сила вражья нечиста.

«Черной смертью» прозван он у них не зря.

Он утюжит рвы пехоты, вырывает с корнем дзоты.

Танки рвет, возвращаясь на «Ура!»


Смерть лишь черная бывает, избавляет ли, карает.

Покарай, кто заслужил, его рукой.

С каждым вылетом яснее, кто слабее, кто сильнее.

Но на первом месте все же будет Ил — второй.


Ведущий 2. О создании Ил-2 было снято несколько фильмов и сейчас мы предлагаем посмотреть фрагмент одного из них.


Просмотр фрагмента фильма «Конструктор легендарных Илов» часть 2.

Ведущий 1. Ильюшин говорил: «…Самая совершенная, но выпускаемая в малых количествах военная техника не может сыграть значительной роли в современной войне. Поэтому при конструировании «Ила» мною были приняты все меры к тому, чтобы самолет был прост и приспособлен для массового производства, а также прост и доступен для массовой эксплуатации в боевых условиях». За время Второй мировой войны самолетов этого типа было выпущено больше, чем любого другого (36 163 машины)..

Сохранились отзывы лётчиков, воевавших на Ил-2.

Студент 3.

Валентин Григорьевич Аверьянов (лётчик, Герой Советского Союза):

Самолёт для этой войны был хороший и нужный. Да, он не очень сберегал экипажи, но как оружие — это была отличная машина… Да, пикировать он не мог, но за счёт работы на малой высоте был очень эффективным.


Николай Иванович Пургин (лётчик, Герой Советского Союза):

Осенью, 1941 года, нас эвакуировали в Буденновск, где стоял запасной авиационный полк. Оттуда перевели в Чистополь, под Казань, потом в Ижевск, Пензу. Вот так полтора года войны я скитался по запасным полкам, не сделав ни одного вылета. Только в Пензе на аэродроме Великая Михайловка стал летать на Ил-2. Ил-2 был устойчив к повреждениям. … Пикировать мог градусов под 45-60 он мог.


Штангеев Николай Иванович (лётчик):

Машина, конечно, не манёвренная, но очень живучая. Самолёт сохранял устойчивость в полёте, даже имея серьёзные повреждения. Обзор из кабины был отличный, да и сама кабина просторная.






Усов Валентин Владимирович (механик, воздушный стрелок):

Я думаю, что на то время это был единственный самолёт, который удачно сочетал в себе огневую мощь, неплохую манёвренность и броневую защиту… Конечно, 20-миллиметровый снаряд броня не держала, но на рикошет уходило очень много попаданий… Кроме того, бронекорпус и не полностью убирающиеся колёса позволяли сажать машину на живот. При этом, естественно, масляный радиатор сносило, но такие повреждения, возможно, было исправить в полевых условиях.


Хухриков Юрий Михайлович (летчик):

Воевали на Ил-2. Отличная машина по тем временам! Простая в управлении, живучая. Радиус действия был примерно 400 километров. Штурмовик нес 400–600 кг бомб, две пушки, три пулемета, один из которых был у стрелка, восемь РС и 10 дистанционных авиационных гранат для защиты задней полусферы. Мы уже летали на двухместных штурмовиках, так что задняя полусфера была защищена.


Среди летчиков, воевавших на Ил-2, был и наш земляк – уроженец с. Чемодановка Бессоновского района Карабанов Иван Андреевич (25 мая 1925 г.р.). Полный кавалер ордена Славы, сержант, воздушный стрелок штурмовика «Ил-2». На фронте с 1944 г. Сражался под Нарвой, Кенигсбергом. Совершил 102 боевых вылета, сбил вражеский истребитель. Имеет медаль «За отвагу».



Ведущий 2. Ил-2 действительно был надёжным боевым самолетом.

Помогали конструктору С.В. Ильюшину и ученые химики – Скляров и Кишкин. Они сделали реальностью возможность создания броневых корпусов самолета.».

Студент 4.

Биографическая справка.

Скляров Николай Митрофанович (1907 — 2005 гг.) -профессор, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, премии правительства РФ.

Н.М. Скляров занимался руководством и организацией работ по созданию авиационной брони, теоретическими обоснованиями прочности и трещиностойкости авиационных материалов. Опубликовал более 200 научных трудов по вопросам прочности авиационных материалов различных типов и классов.

Трудовой стаж Николая Митрофановича Склярова во Всесоюзном институте авиационных материалов — почти 70 лет. Причем первые три десятилетия он занимался созданием новых видов броневой защиты. За это время ему довелось разрабатывать не только надежные «доспехи» для новых боевых самолетов, но и выполнять несколько «штучных» заданий, полученных от руководства наших спецслужб. В 1940 году было принято решение изготовить партию бронированных автомобилей для обслуживания первых лиц государства.

Сергей Тимофеевич Кишкин родился в Луганске (30 мая 1906 г — 3 мая 2002г.) — советский ученый-металловед, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1957), академик АН СССР (1966), лауреат Ленинской (1984), 2 Сталинских (1942, 1949) и Государственной (1968) премий. Известен своими работами в области металловедения и физики металлов. С 1934 г. работал в ВИАМ. Преподавал в МВТУ, заведовал кафедрой в МАИ. Участвовал в создании жаропрочных сплавов для ГТД и высокопрочных конструкционных сталей для ЛА. Один из авторов брони для Ил-2. Награжден Золотой медалью им. Д. К. Чернова АН СССР. Автор книг: «Физические основы металловедения» (с соавторами), «Влияние облучения на структуру и свойства конструкционных металлов», «Исследование строения металлов методом радиоактивных изотопов».

Ведущий 1. Существует крылатое выражение «Броня крепка и танки наши быстры…», его можно отнести и к штурмовикам Ил-2. Именно, за крепкую броню советские летчики называли их «летающими танками».

Студент 5. Специальная защитная броня была разработана для штурмовиков Ил-2 во Всесоюзном институте авиационных материалов. Броню для «летающих танков» создали академики С.Т. Кошкин и Н.М. Скляров. Благодаря им, она приобрела невиданную до тех пор прочность. Исследователи проанализировали, как взаимодействуют между собой броня и пуля и снаряды авиационного оружия. По мысли С. Кишкина и Н. Склярова, кинетическую энергию пули следовало расходовать не на деформацию преграды, а главным образом на разрушение самой пули. Как же заставить разлететься на куски бронебойный сердечник пули или снаряда? Пронизав тонкий (3 мм) лист высокотвердой стали, сердечник пули разваливается на куски из-за несимметричности контуров пробоины. На основе исследований металлурги дали авиаконструкторам высокопрочные и легкие броневые системы.

Плоские листы марганцево-кремне-никеле-молибденового сплава, раскаленные до 880С, опускали на 7 секунд в горячее масло, а потом уже прессованием придавали им нужную форму и выкладывали на землю. При этом броня практически не коробилась а прочность стали достигала 200 кг/мм2 (вместо 70 кг/мм2). Это была самая прочная броня в мире. Затем Кошкин и Скляров предложили защищать экипаж самолёта экранной бронёй – поперечной конструкцией, состоящей из двух стенок. За спиной лётчика устанавливался лист вязкой, а за ним на расстоянии 40-50 мм лист твердой брони. Бронебойная пуля вырывала кусок из хрупкой второй стенки и сама при этом разрушалась, а её осколки в основную броню неизбежно попадали под углом и вреда причинить уже не могли. Этот принцип конструирования защиты Кошкин и Скляров назвали потом принципом активности брони. Экранную броню по началу хотели установить даже на танках, но это сильно усложняло их ремонт в полевых условиях. Экранированная защита штурмовика Ил-10 «держала» даже 20-мм снаряды. Для Ил-2 экранная броня подошла как нельзя лучше.

Ведущий 2.
Свидетели о лучшем штурмовике Великой Отечественной войны рассказывали такую байку.

Студент. Встретились на войне самолеты: «Дуглас» (ДС-3), «Пешка» (Пе-2) и «Горбатый» (Ил-2). Беседуют. Спрашивает прохожий:

— Почему ты такой толстый, «Дуглас»?

— Возил грузы, торговал, обогатился, потолстел.

— А ты, «Пешка», почему такая тощая?

— Мне приходилось удирать, били в хвост и в гриву. Эта тренировка помогла сохранить форму и развивать большую скорость.

— Ну, а ты, «Ил», почему такой горбатый?

— Потому что войну вынес на своем горбу.


Ведущий 1. Такая вот байка была в то время. Являясь основной ударной силой советской авиации, штурмовик Ил-2 сыграл выдающуюся роль в войне и оказал заметное влияние на ход боевых действий на советско-германском фронте.



Студенты исполняют песню «Черноморский сокол» Слова: Е.Сущенко

В небо птицей взмыли самолеты,
В облаках мелькнул последний «Ил».
Штурмовать фашистов шли пилоты,
Не щадя врага, огонь косил!


Всегда на цель, всегда на штурм
Идет вперед, героя мимо самолет,
За ним на «Илах» летят орлы,
Врага сметая с родной земли!

Здесь святая цель зовёт нас к бою,
А сердца отвагою полны.
Не видать фашистам здесь покоя,
Идут в атаку Родины сыны!

Мы придем в родной наш светлый город,
Будем зори мирные встречать.
Там цветет сирень и старый тополь,
А пока фашистов будем гнать!

 Ведущий: До тех пор пока существует государство, необходимо укреплять его мощь. Поэтому учёные разных областей  науки продолжают свою работу в этом направлении. Лучшие конструкторы всего мира трудятся над созданием военной техники, которая вбирает в себя новейшие высокие технологии, достижения физики, химии и  биологии.



Используемая литература.

  1. Полубояров М.С. Чемодановка / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 668.

  2. Артём Драбкин. Я дрался на Ил-2. Яуза, Эксмо; Москва; 2005

  3. Научно-популярный журнал «Химия и жизнь», №5, 1985г.

  4. // «Война в воздухе» Ил-2 №6,7.

  5. Евгений Черников «Бронированный штурмовик Ил-2.»

  6. Авиация и Космонавтика. Перов В., Растренин О. Штурмовик Ил-2.

  7. Крылья Родины. Евгений Черников. Ил-2 — гордость отечественной авиации.

  8. Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина (под редакцией Г.В. Новожилова).

  9. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.

  10. Игорь Андреев «Боевые самолёты», 1981 год.

  11. использован материал исследовательской работы Попова Руслана (10-й класс) руководитель: Валовень Светлана Александровна, учитель физики и информатики

Интернет-ресурсы.

https://ru.wikipedia.org

















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: