«Внешняя политика России в системе международных отношений в период правления Александра –II» 8 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №63»

Города Прокопьевска Кемеровской области











Методическая разработка по истории в 8 классе

«ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»


Тема: «Внешняя политика России в системе международных отношений в период правления Александра –II»







Подготовила учитель истории

Жигулина Марина Николаевна














г.Прокопьевск, 2013


Блок уроков по истории России разработан для учащихся 8-х классов в рамках предпрофильной подготовки.

В основе блочно–модульной системы обучения лежит сочетание традиционных (репродуктивных) и активных форм обучения (семинар с элементами дискуссии, проблемный диалог, решение проблемных задач и т.п.), а также самостоятельного освоения учащимися учебного материала (конспектирование, разработка и составление логических схем, синхронических таблиц, работа с историческими источниками, составление характеристики исторической личности и т д.)

При подготовке и проведении уроков по теме используются межпредметные связи с обществознанием, литературой, риторикой.

Главные принципы занятий: «ученье с увлеченьем», «открывать знания вместе с детьми – это здорово».

Цели и задачи блока уроков:

Согласно государственного стандарта основного общего образования по истории, учащиеся могут и должны при изучении данной темы:

  1. Знатьпонимать:

    • Основные направления внешней политики Александра П, ее задачи и пути их решения;

    • Особенности внешней политики России в системе международных отношений изучаемого периода;

    • Особенности внешней политики России в Средней Азии, Кавказе на Дальнем Востоке;

    • Причины, основные события, итоги, последствия русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

  2. Уметь:

  • Соотносить события, происходящие в России с событиями в других регионах (Западная Европа, Средняя Азия, Кавказ, Дальний Восток, Балканский полуостров);

  • Использовать текст письма «О русской Америке» великого князя Константина Николаевича вице-канцлеру А.М.Горчакову для решения проблемной задачи: почему продали Аляску, была ли альтернатива?

  • Работать в сети Интернет, с дополнительной учебной литературой по выбору учащихся из списка, предложенного учителем:

    1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX век. М. Просвещение, 2005 г.

    2. Д.Д. Данилов, В.А. Клоков, С.С. Кузнецова, Н.С. Павлова, В.А. Рогожкин. Российская история XIX–начало XX века. М., Баласс. 2005

    3. О. Айрапетов. Внешняя политика Российской империи (1801-1914). Издательство: Европа, 2006 г.

    4. Российская дипломатия в портретах/ Под редакцией Игнатьева А. В., Рыбаченок И. С., Санина Г. А.— М.1992.

    5. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. Издание 2-е. М., 1993.

  • Показывать территории, присоединившиеся к России в результате проводимой внешней политики периода правления Александра П;

  • Рассказывать и описывать важнейшие события внешней политики Александра П, характеризовать исторические личности (А.М.Горчаков, М.Д.Скобелев), правильно применять исторические термины и понятия, фактами аргументировать свой ответ, определять свое отношение к историческим событиям;

  • Конспектировать историческую учебную литературу, работать с опорными конспектами, схемами, таблицами (информационная таблица «Военная реформа 1862-1874 гг.», синхроническая таблица – «Отношение России со странами Западной Европы накануне русско-турецкой войны 1877-1878 гг.»);

  • Обобщать основные события внешней политики России в системе международных отношений в период правления Александра П.

  1. Воспитывать:

  • Уважение к истории и традициям народов России (колонизация Средней Азии, Кавказа, освоение Дальнего Востока, пути решения межнациональных противоречий, уяснение понятий панславизм, пантуранизм, национально-освободительное движение, агрессия, экспансия), толерантность, уважение к правам и свободам человека;

  • Культуру общения, уважение учащихся друг к другу, умение вести цивилизованный диалог.

  1. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

  • Понимать исторические причины и историческое значение присоединения к России территорий Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа; значение Балканского вопроса для российской внешней политики; место России в системе европейских отношений, и значение дальневосточного региона для России.

  • Показать необходимость сотрудничества народов, вошедших в состав России во имя развития каждого из народов и пути решения межнациональных проблем.

Блочно — модульное обучение по теме выполняется в следующей последовательности:

I.Лекция –2 часа

(С элементами проблемного диалога)

II. Самостоятельная работа

Получение новых знаний.

Осознание противоречия.

Постановка

Учебной проблемы

(Формулирование вопроса или

Темы урока)


Учащихся-за пределами урока

III. Консультации

Введение нового материала за счет работы в библиотеке, сети Интернет.

Оказание помощи

В поиске решения учебной проблемы

(Выдвижение и проверка гипотез)

Промежуточный контроль.


IV. семинар–2 часа



IV.

(С элементами дискуссии)

V. тестирование


Воспроизведение знаний.

Выражение решения

(Научным языком в доступной форме). Понимание знания.

Представление и реализация продукта

(Доклад, реферат, сообщение, портфолио по теме)

Навыков.

V. самоконтроль–за пределами урока

Осуществление обратной связи с каждым учеником

Анализ урока

С позиции ученика.









Использование на каждом учебном этапе приемов подводящего и побуждающего диалогов для создания проблемной ситуации, выдвижения и проверки гипотез приводит к усилению коммуникативно — языкового компонента урока.

Каждый учитель должен помнить сам, и научить школьников, что хорошая современная речь – речь добрая и правдивая, умная, устремленная к истине, прекрасная своей стройной структурой и логикой.

Таким образом, использование при обучении учащихся блочно – модульной системы, проблемной технологии способствует формированию у школьников активного, инициативного, творческого, личностного и действенного отношения к учению, ставя на более высокую ступень уровень их обученности и обучаемости, языковой и коммуникативной компетентности.





Лекция–2 часа


ТЕМА: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II


Цели задачи лекции:

-дать общее представление о внешней политики Александра II и сформулировать вопросы и проблемы для обсуждения на семинарском занятии.

Учащиеся должны:

Знатьпонимать:

    • Основные направления внешней политики Александра II, ее задачи и пути их решения.

    • Особенности внешней политики России в системе международных отношений изучаемого периода,

    • Особенности внешней политик России в Средней Азии, Кавказе на Дальнем Востоке,

    • Причины, основные события, итоги, последствия русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Уметь:

  • Соотносить события, происходящие в России с событиями в других регионах (Западная Европа, Средняя Азия, Кавказ, Дальний Восток, Балканский полуостров).

  • Показывать территории, присоединившиеся к России в результате проводимой внешней политики периода правления Александра П.

  • Конспектировать, работать с опорными конспектами, схемами, таблицами (информационная таблица «Военная реформа 1862-1874 гг.», синхроническая таблица – «Отношение России со странами Западной Европы накануне русско-турецкой войны 1877-1878 гг.»).


Метод: обзорная лекция с элементами проблемного диалога.


Средства обучения:

— учебники истории;

— карта «Европа 1875-1914г.», «Русско – турецкая война 1877 – 1878г.г.»;

— электронные хроники исторических событий «Россия в период правления Александра II”, «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»;

— портреты: М.Д. Скобелева, А.М. Горчакова, М.Г. Черняева, Лорис – Меликова;

— папки «Методическая копилка школьника».


Оборудование: телевизор, компьютер, диски, DVD, экран, раздаточный материал (маркеры, ручки, листы бумаги и т.д.)


Основные термины: панславизм, агрессия, консенсус, репарация, экспансия.

Основные понятия: национально – освободительное движение, «Союз трех императоров», Сан – Стефанский договор, Берлинский конгресс, межнациональные противоречия, закулисная дипломатия

Основные даты:1855г., 1858г., 1860г., 1871г, 1875г, 1877 – 1878г.



Х о д у р о к а–2 часа (90 минут)


1. Оргмомент –2 минуты.


1. Вводно-повторительная беседа – 8 минут

Учитель задает учащимся вопросы по пройденному материалу и подводит к изучению нового материала:

  • В чем заключается суть восточного вопроса?

  • Каким было положение славянских народов, проживающих на Балканском полуострове?

  • Какова была позиция, какие цели преследовали Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, России в восточном вопросе?

  • Как складывались отношения России с Турцией в первой половине XIX века?

  • Каковы итоги Крымской войны?

  • В чем особенность внутренней политики Александра II?


II. Изучение нового материала

(Лекция с элементами проблемного обучения) — 80 минут


ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА


1.Внешняя политика России в системе международных отношений в 50-70-х гг. XIX века40 минут

  • Основные задачи внешней политики России.

  • Отношения со странами Западной Европы.

  • Политика России на Кавказе.

  • Завоевание Россией в Средней Азии

  • Завоевание территорий на Дальнем Востоке.

  • Продажа Аляски.


  1. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.- 40 минут

Причины войны.

  • Ход основных событий войны (хронологическая таблица).

  • Сан – Стефанский договор.

  • Берлинский конгресс.

  • Итоги и уроки войны


Методы изучения нового материала:

  • Монолого – проблемной лекции (учитель решает задачу сам, а учащиеся вникают в логику развития его мысли),

  • Диалого — проблемной лекции (учитель ставит задачу, а учащиеся принимают участие в ее решении);


Учащиеся работают на лекции по опорным конс­пектам, заготовленным и розданным им заранее. Конспект обязательно дорабатывается по ходу лекции и в ходе самоподготовки учащихся к семинару и тестированию (см. Опорный конспект). С помощью практических заданий на сравнение, соответствие, установление причинно – следственных связей учитель помогает ученикам осознать противоречия рассматриваемых вопросов темы и сформулировать учебную проблему.

По ходу лекции учитель и учащиеся вместе формулируют познавательные вопросы и проблемные задачи к семинарскому занятию.


Технология урока.

Тип противоречия, приемы побуждающего диалога

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы



Проблемная ситуация удивления

Между двумя или более положениями:

1шаг. Одновременно предъявить противоречивые факты теории или точек зрения.

2шаг. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

О фактах:

Что вас удивило?

-Что интересного заметили?

-Какие вы видите факты?

-Какие факты подтверждают правоту вашего высказывания?

О теориях:

-Что вас удивило?

-Сколько существует теорий?

-Сколько существует точек зрения?

Какой вопрос возникает?

Проблемный вопрос: В русско – турецкой войне 1877-1878г.г. Россия одержала победу. Воевавшие страны, Россия и Турция заключили мир. Европейские страны собирают новый кворум (Берлинскую конференцию) и пересматривают условия мира не в пользу России. Россия соглашается. Почему?


Между житейским представлением учащихся и научным фактом:

1шаг. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

2шаг. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

-Сколько в нашем классе мнений?

-Вы сначала как думали?

  • А как на самом деле?

  • Какие вы можете сделать выводы?

Проблемный вопрос: До сих пор многим не ясно: почему в 1867г продали Аляску? Что это? Глупость, недальновидность, чьи – то темные происки или вынужденная мера? Была ли альтернатива? (Задачи на анализ факта, события.)


«Яркое пятно». Можно использовать, фрагменты художественной литературы, шутки интересные факты, выражения знаменитостей и т.д.

  • Что вас удивило?

-Какие факты подтверждают правоту данного высказывания?

Проблемная ситуация:

«…Бой отважный, бой неравный Один с Европой продолжал…». В чем Ф.М. Тютчев увидел именно так охарактеризовал деятельность русского дипломата? В чем его историческая роль А.М. Горчакова?

Результат: развитие творческих способностей












Подводящий диалог


Вспомните…

Итак, на прошлом уроке….

С этими фактами мы уже знакомы…

Какую тему вы повторяли…

С какими понятиями вы уже знакомы…

Чем это событие похоже на уже изученное нами…

Структура

Система посильных ученику вопросов, подводящих его к открытию мысли

Признаки

  • Пошаговое, жесткое ведение мысли ученика;

  • Переживание учеником удивления от открытия в конце диалога;

  • Почти невозможны неожиданные ответы учеников;

— идет до последнего вопроса на обобщение

Примечание:

В структуре подводящего диалога используются как репродуктивные (вспомните, выполните уже привычное и т.д.), так и продуктивно – познавательные задания (проанализируйте, сравните, установите соответствие, выделите главную мысль)

Развитие логического мышления


Для научной организации труда, как у учащихся, так и самого учителя, необходимым является использование методических папок с памятками, алгоритмами, приемами: алгоритм работы с текстом, книгой; алгоритм анализа исторических фактов, событий; постановки вопросов; составления опорных конспектов, работы с терминами, понятиями.

По окончании лекции учитель делит класс на группы. Каждой группе выдается пакет с вопросами и практическими заданиями семинара. Учитель кратко напоминает учащимся условия проведения семинара, требования к подготовке к семинару. Назначает время для групповых консультаций.



Примерный опорный конспект.


ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПЕРИОДА ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА – II

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА


1.Внешняя политика России в 50-70-х гг. XIX века.

А) Последствия Крымской войны 1853-1856г.г.

Б) Основные задачи внешней политики России.

В) Отношения со странами Западной Европы.

Г) Политика России на Кавказе.

Д) Завоевание Россией в Средней Азии

Е) Завоевание территорий на Дальнем Востоке

Ж) Продажа Аляски.


  1. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

А) Причины войны.

Б) Ход основных событий войны (хронологическая таблица).

В) Сан – Стефанский договор.

Г) Берлинский конгресс.

Д) Итоги и уроки войны


Внешняя политика России в 1850 – 1870гг.

Цель


Основные направления внешней политики России.



Использование противо­речий. Горчаков




1871 — конференция в Лондоне — восстановле­ние прав на военный флот и укрепление на Черном море


Покровительство борьбе балканских народов


Причины русско – турецкой войны

Театр военных действий на Балканах, Кавказе

— мирные условия для проведения внутренних реформ.

  • Выход из международной изоляции;

  • Восстановление роли России как великой державы;

  • Отмена унизительных условий Парижского мира;

  • Укрепление границ с соседними государствами в Средней Азии, Дальнем Востоке.

По ходу лекции учащиеся заполняют

— синхроническую таблицу;

— 1875 — восстание в Боснии, Герце­говине

— -1875 — война Сербии и Черногории против Турции; восстания в Болгарии — сбор пожертвований, добровольцы;

— поддержка борьбы балканских народов;

— Турция отвергла мирное урегулирование балканской проблемы





  • Имамат прекратил свое существование. Чечня и Дагестан вошли в состав России. Россия прочно утвердилась на Кавказе


  • Овладение Ташкентом.

  • Овладение Самаркандом (1873 – признание зависимости от России)

  • Основан г. Красноводск

  • Овладели г. Геок – Тепе. Ашхабадом



  • Айгунский договор (граница между Россией и Китаем устанавливается по реке Амур до впадения в него реки Уссури; Уссурийский край – в совместном пользовании)


  • Подписан Пекинский договор (Уссурийский край (Приморская область) – владение России).


  • Русско–японский договор (Курильские острова – признавались территорией России, о. Сапхалин – совместное владение);

— русско – японский договор (о.Сахалин – территория России, Курильские острова – территория Японии)


Политика России в Средней Азии и, Кавказе, на Дальнем Востоке












1864г.-

Конец

60-хг.г.



1865-

1868г


1869-

1881г



1858г.




1860г



1855г


1875г.






Русско – турецкая война 1877-1878г.г.



Союзники России

Ход войны


Русско — турецкая

Сан-Стефано 1878 г.



Берлинский трактат 1878г.



Историческое значение


— Румыния, Сербия, болгарское ополчение


— июнь 1877 — форсирование Дуная, осада Плевны

Ноябрь 1877 — капитуляция 40-тыс. гарнизона

— оборона Шипки. Генерал Гурко

— январь 1878 — переход через Балканы, взя­тие Софии, Адрианополя, угроза Константи­нополю.

— Кавказ: крепости Баязет, Ардаган, Каре



— независимость Сербии, Черногории, Ру­мынии

— образование Болгарского государства

— автономия Боснии и Герцеговины

— к России — Южная Бессарабия, Карская область


— Болгария разделена на три части

— Босния и Герцеговина — Австро-Венгрия


— освобождение балканских народов от турец­кого ига, расширение сфер влияния России


Исторические имена:

А.М. Горчаков, М.Г.Черняев, К.П. Кауфман, М.Д. Скобелев, Н.Г. Столетов, А.И. Барятинский, М.Т. Лорис – Меликов, Н.И. Святополк – Мирской, Ф. Ф. Радецкой, Э.И. Тотлебен, Д.А. Милютин, Шамиль, Мухамед Аминь.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ


1. Внешняя политика России в системе международных отношений в 50-70-х гг. XIX века – 40 минут

«…Бой отважный, бой неравный. Один с Европой продолжал.»

Ф.М. Тютчев



Парижский договор 1856 года, заключенный после Крымской войны, лишил Россию права иметь военный флот и военные крепости на Черном море. Поэтому главная задача (главное направление) внешней по­литики России в это время — борьба за отмену ограничений, нало­женных Парижским миром, установление контроля над проливами из Черного моря в Средиземное.

Познавательная задача.

Почему пора­жение в Крымской войне ослабило позиции России на междуна­родной арене, в том числе и позиции царизма в Европе.

Сформулируйте основные выводы и уроки, вытекшие из Крымской войны (1853-1856г.г.)


Учитель акцентирует внимание учащихся на

Вопросе: почему такое большое значение имел для

России выход «в Черное и Среди­земное моря:

-торговые пути;

  • Усиление международного авторитета

  • Защита южных рубежей;

  • «Защита братьев славян» (идеологические).

Цель внешней политики России:

Создание мирных условий для проведения внутренних

Реформ.


Основные направления внешней политики России:

  • Выход из международной изоляции;

  • Восстановление роли России как великой державы;

  • Отмена унизительных условий Парижского мира

  • Укрепление границ с соседними государствами в Средней Азии, Дальнем Востоке.

(Направления прописываются в тетради)

Учитель побуждает учащихся к осознанию противоречий международной политики и роли исторической личности А.М. Горчакова в истории России.

Русской дипломатии во главе с министром иностранных дел

А. М. Горчаковым удалось разрешить эту важнейшую для России зада­чу мирным путем.


Учитель

Ученики

Использует побуждающий к проблеме диалог

Учащиеся предлагают варианты поиска доказательств, определяют прием работы с историческими фактами.

Вы удивлены? Почему?








Вот, именно…

А как вы думаете, можем ли мы проверить фактами данное утверждение?


Какой прием работы с историческими фактами мы можем использовать для доказательства данного утверждения?



Вот это правильно.

Давайте составим синхроническую таблицу

  • Нельзя не согласиться с тем, что крупные Европейские государства не были заинтересованы в усилении России на Балканах. Это не было в их интересах…

  • Я присоединяюсь к сказанному. Но хотелось бы высказать предположение: наверное, на международной арене сложились для этого благоприятные условия, обстоятельства.


— Можем



  • Давайте вспомним особенности развития стран Запада в данный период и посмотрим, что помешало им противостоять активным действиям России.

— в поддержку, хочу предложить составить синхроническую таблицу. В первый столбик внесем факты основных событий внешней политики стран Запада, а во второй участие и позицию России в отношении этих событий.



Учитель использует прием мозгового штурма. Сначала на доску выписываются все факты, которые удалось вспомнить учащимся из курса «Новой истории XIX в.». Затем происходит их отбор. Можно предложить учащимся проверить свои знания, используя исторический справочник, материал учебника. Исключая лишнее, учитель и учащиеся составляют конечный вариант синхронической таблицы на доске, а ученики в своих рабочих тетрадях.










Синхроническая таблица.


Западная Европа

Россия

1859г. – война между Францией и Англией


1863-1864г.г.- польское восстание. Вмешательство Англии и Франции


1866г. — война Пруссии против Австрии

1867г. – Австро — Венгрия

1870-1871гг.- франко – прусская война. Объединение Германии.






1871г. — международная конференции в Лондоне


1873-1878г.г. – «Союз трех императоров»



1878г. — Угроза нападения Германии на Францию

  • Нейтралитет

  • Улучшение отношений с Австрией

  • Подрыв франко – русских отношений

— кризис в отношениях России, Англии и Франции;

  • Подавление восстание, преследование повстанцев

  • Россия сближается с Пруссией

  • Благожелательный нейтралитет России в отношении Пруссии.

  • Горчаков заявляет, что Россия больше не считает себя связанной с обязательствами Парижского договора.

  • Протест Англии, Австрии, Турции.

  • Россия приступает к созданию военного флота, восстановлению разрушенных и строительству новых военных укреплений на Черном море.


Россия на международной конференции в Лондоне (1871г.) добилась отмены унизительных для нее статей Парижского договора

  • Россия стремилась не допустить усиления союза Германии и Австро – Венгрии, одновременно нейтрализовать и Англию, раздраженную успехами России в Средней Азии.


Окончательный распад «Союза трех императоров»


Учитель

Ученики

Использует побуждающий диалог

Учащиеся формулируют выводы.

Итак, синхроническая таблица составлена. Можете ли вы теперь

Сформулировать выводы?










Все ли согласны с данными точками зрения? Какие есть еще мнения?

-Страны Запада решали свои внутренние проблемы. Между крупными европейскими державами в конце 60- х начале 70-х г.г. XIX в. обострились противоречия. А это значит, что России, используя эти противоречия, удается на Лондонской конференции 1871г. Официально разрешить важнейшую для нее зада­чу мирным путем — отменить унизительные условия Парижского мира.

  • В 1873г. России входит в состав Союза трех императоров. Таким образом, Россия окончательно выходит из международной изоляции.


  • Я присоединяюсь к точке зрения своих товарищей.


Учащиеся записывают вывод в тетрадь после таблицы:

Используя противоречия между западноевропей­скими державами, России удалось разрешить важнейшие для России зада­чи мирным путем:

-отменить унизительные условия Парижского мира;

-выход из международной изоляции


Учитель и учащиеся используют в диалоге речевые конструкции согласия и возражения (межпредметная связь: история, риторика)

Далее лекция сопровождается знакомством с краткой биографией А.М. Горчакова.

Портрет А.М. Горчакова, слова Ф.М. Тютчева о нем размещены на доске.

Важные факты из биографии русского дипломата записываются в тетради.

Учитель использует прием «яркого пятна»:

«…Бой отважный, бой неравный Один с Европой продолжал.». В чем Ф.М. Тютчев увидел именно так охарактеризовал деятельность русского дипломата? В чем его историческая роль А.М. Горчакова?

«…Бой отважный, бой неравный Один с Европой продолжал…»

Почему Ф.М. Тютчев именно так охарактеризовал деятельность русского дипломата? В чем его историческая роль?







В ходе подготовки к семинару учитель предлагает учащимся с целью развития познавательного интереса по выбору выполнить творческое домашнее задание: поработав с различными историческими источниками, собрать материал о А.М. Горчакове; наиболее интересные факты продемонстрировать на уроке в виде сообщения, доклада – на оценку (материал пополнит «портфолио» по предмету).)


Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.


Имперская политика России всегда была направлена на захват чужих территорий и расширение своих границ.

С конца XVIII века Россия не жила в мире и трех лет. Российские границы продвинулись на запад за счет территории Белоруссии, Литвы, Правобережной Украины, Польши и Бессарабии (конец XVIII в.), на севере – Финляндии, на юге – Кавказских и Закавказских ханств, части территории Турции и Ирана. Россия активно вмешивалась во внутренние дела Афганских ханств, Китая, вступая в противоречия с ведущими капиталистическими государствами.

В период правления Александра II полем деятельности для российской экспансии были избраны относительно слабые в военном и экономическом отношении государства Средней Азии – Бухарское, Кокандское, Хивинское, Гератское ханства, Кабульский эмират и ряд вассальных к этим государствам бекств, а также значительные земельные пространства на Дальнем Востоке.


Работа с контурной картой.

Учащиеся отмечают территории, вошедшие в состав Российской империи в последней четверти XIXв.


Завоевание государств Средней Азии.


Начало 60-гг. XIX века — завершается добровольное принятие российского подданства казахами. Но их земли по-прежнему подвергались набегам со стороны соседних среднеазиатских государств Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханств.

Министерство иностранных дел не желало обострять отношений с Англией, которая считала Среднюю Азию районом своего влияния.

Поддержка военных экспедиций в Средней Азии осуществлялась негласно.

Вопрос присоединения Средней Азии к России имел широкую поддержку в промышленно–купеческих кругах.

Учитель ставит проблемный вопрос:

Для России Средняя Азия имела не только военное, но и экономическое значение. Почему? Учащиеся рассуждают, используя уже имеющиеся знания об особенностях развития Средней Азии.

Завоевание Средней Азии осуществлялось как военным путем, так и дипломатическим, используя противоречия и вражду между ханствами.


Имена российских генералов:

М.Г. Черняев), К.П.Кауфман, М.Д. Скобелев, Н.Г. Столетов

(Портреты, краткие биографические справки)

Даты (на доске):

  • 1865 – овладение Ташкентом.

  • 1868г. – овладение Самаркандом

(1873 – признание зависимости от России)

  • 1869 – основан г. Красноводск

  • 1881г. – овладели г. Геок – Тепе, Ашхабадом

Территории включены в состав Туркестанского генерал – губернаторства (К.П. Кауфман).

Работа с контурными картами.

Учащиеся отмечают территории, завоеванные Россией в Средней Азии.

Работа с текстом учебника. Учитель просит учащихся отметить положительные и отрицательные последствия завоевания Россией территории Средней Азии (познавательно – продуктивное задание на сравнение).

Используется метод анализа



Последствия завоевания Россией Средней Азии

«+»




«-»





Учитель

Учащиеся

Использует побуждающий диалог для обозначения проблемного вопроса.

Учитель напоминает учащимся о необходимости использовать в споре речевые конструкции согласия, возражения, вывода

Приводят аргументы.

Работают над речевыми и коммуникативными навыками (использование в споре речевых конструкции согласия и возражения, вывода).

Формулируют проблемный вопрос для дальнейшего обсуждения на семинаре.


Используя материал таблицы, какие можно выделить противоречия?



























Итак, сколько же разных мнений у нас в классе?

Кто же прав, чьи аргументы прозвучали более убедительно?


Выберите для обсуждения на семинаре дискуссионную тему, чтобы она была интересна участникам спора.

  • Политика российского правительства в отношении народов Средней Азии была не только миролюбивой, но и агрессивной.

— Но в конечном же итоге, в Средняя Азии было ликвидировано рабство, стала развиваться промышленность, железнодорожное строительство, значит завоевание способствовало экономическому и культурному развитию территории.


  • Да, разумеется, это так, но народы Средней Азии были лишены своей государственности.

— Нельзя не согласиться с тем, что правительство России в Средней Азии и Кавказе пыталось проводить гибкую политику.


  • Да, это так. Тогда, почему межнациональные проблемы продолжали существовать?


  • Средняя Азия использовалась Россией как источник дешевого сырья и рынка, а это значит, что она была колонией России.


  • Много мнений


Учащиеся анализируют ответы одноклассников.



Была ли Средняя Азия колонией России?



Завершение Кавказской войны.


Стремясь завершить присоединение Кавказа, русское правительство направляет на борьбу с горцами значительные силы.

Работа с картой, текстом учебника. Демонстрация фрагментов фильма


Перед демонстрацией фрагментов фильма учитель ставит подводящий вопрос: Перечислите причины, которые позволили России победоносно завершить Кавказскую войну?


Прием мозгового штурма.

Учащиеся:

  • Использование разобщенности кавказского народа;

  • Сосредоточение значительных сил;

  • Тактика «кольцо блокады» (А.И. Барятинский);

  • Подкуп местной знати, лидеров;

  • Предоставление почетных условий для сдачи Шамилю;

  • Экономическая экспансия и. т.п.


Имена каких русских писателей связаны с войной на Кавказе?


  • Учащиеся называют:

  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри».

  • Л.Н. Толстой «Хаджи — Мурат»

  • И. Приставкин «Ночевала тучка золотая»


  • Учитель предлагает учащимся вспомнить: какие проблемы были поставлены писателями в этих произведениях; привести примеры современных межнациональных проблем?


П

Сформулируйте основные принципы решения межнациональных конфликтов.



редлагает учащимся выполнить к семинару

Практическое задание: сравнить панславизм

И пантуранизм, используя алгоритмы работы

С терминами


Имена: А.И. Барятинский, Шамиль, Мухамед Аминь


Имамат прекратил свое существование. Чечня, горные области Дагестана входят в состав России. Май 1864г. – подавлен последний очаг сопротивления черкесских племен. С завершением Кавказской войны Россия прочно утвердилась на Кавказе. Горские народы Кавказа вошли в состав России. Что способствовало их культурному и экономическому развитию.

Учитель может предложить учащимся сравнить завоевания России на Кавказе и в Средней Азии.


Завоевание территорий на Дальнем Востоке.

До середины XIX века Россия не имела официально признанных границ со своими соседями на Дальнем Востоке. Что изменилось в период правления Александра –II?



Учитель ставит вопрос.

Главный вопрос

Дальневосточной политики

России – вопрос о границах.

Учитель просит вспомнить пройденный материал:

— экспедиции адмирала Г.И. Невельского (побережье татарского пролива и Сахалина (1850 – 1855 гг.);

— генерал – губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева (берег Амура (1854 – 1855г.г.);

  • Для освоения, охраны и защиты земель вдоль Амура создано в 1851г. Забайкальское, в 1858г. Амурской казачье войско.

Российско –китайские отношения.


Воспользовавшись затруднительным положением Китая, которому Франция и Великобритания объявили войну в конце 50-хгг XIX века «опиумную войну» (Россия не поддержала), генерал – губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев – Амурский занял левобережную территории реки Амур, которую в 1558г. Китай по Айгунскому мирному договору вынужден был законодательно отдать России.


Учащиеся работают с текстом учебника, карта:

  • Айгунский договор 1858г. (граница между Россией и Китаем устанавливается по реке Амур до впадения в него реки Уссури; Уссурийский край – в совместном пользовании) (стр. 174);

  • 1860г. – подписан Пикинский договор (Усурийский край (Приморская область) – владение России).

Возникшие в Усурийском крае города Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Николаевск и другие города открывали широкое поле для «русских переселенцев».


Русско – японские отношения.


В 60 — 80ые годы XIX века численность «русских переселенцев» с западных территорий России на Сахалине превысила в несколько раз численность местного населения, что дало России возможность диктовать свои условия Японии в признании Сахалина и прилегающих островов своей территорией.

  • 1855г. – русско – японский договор (Курильские острова – признавались территорией России, о. Сапхалин – совместное владение);

  • 1875г. – договор (о.Сахалин – территория России, Курильские острова – территория Японии)


Россия стремилась избежать открытого конфликта с Японией.


До сих пор многим не ясно: почему в 1867г продали Аляску? Что это? Глупость, недальновидность, чьи – то темные происки или вынужденная мера? Была ли альтернатива?

(Задачи на анализ факта, события.)


Продажа Аляски.


Перед демонстрацией фильма учитель сам ставит вопрос


Демонстрация фрагмента фильма «Аляска» (6 мин.)




Учитель предлагает учащимся самостоятельно познакомиться с текстом выполнить практическое задание при подготовке к семинару:

— «Как продавали Аляску?» (В тексте обсуждаются различные позиции по вопросу продажи Аляски; анализируется «Из письма великого князя Константина Николаевича вице – канцлеру А.М. Горчакову 22 марта 1857г.»).

— поработать с дополнительной информацией с использованием ИНТЕРНЕТА, справочной литературы.

(Возможные рассуждения учащихся:

  • Притязания США на территорию Аляски («не продашь – возьму даром»);

  • Аляска не приносила существенного дохода государству;

  • Пример (Наполеон продал США Луизиану, Мексика – Калифорнию, отнятие у Мексики — Техаса)

  • Расположенность Аляски, большие затраты на содержание;

  • Позиция великого князя Константина Николаевича (глава морского штаба России): «надо продать, иначе отнимут»;

  • Доброжелательные отношения, деловое сотрудничество России и США (желание сохранить эти отношения);

  • Столкновение интересов европейских государств.

  • Состояние колонии: практическая неосвоенность территории, столкновения с местным населением, малочисленность русского населения, экономическая нестабильность Аляски, использование доступных полезных ископаемых и т.д.;

  • Компенсация потерь в Крымской войне.

  • Не способность России в случае войны защитить Аляску.


Противоречия (из материалов фрагмента фильма):

  • Беспечность российского правительства.

  • США не ставили вопрос об Аляске принципиально. «Россия навязала США сделку…».

  • Ничтожная плата США за громадное приобретение (7 млн. 200 тыс. долларов).

  • Деньги за Аляску Россия так и не смогла привезти в страну (судно с золотом

«Оркней» затонуло).


Учитель подводит итог с одновременной демонстрацией по карте территории России последней четверти XIX:

Внешняя политика правительства Александра II на Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке в основном (кроме, пожалуй, продажи Аляски) носила активный характер, и основные задачи ее были решены.Многонациональное государство Российская империя к последней четверти XIX века простиралась от Вислы и Балтийского моря до берегов Тихого океана и от берегов Северного Ледовитого океана до границ с Ираном (Персией) и Афганскими княжествами.


2. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.


П

Учитель ставит продуктивно – познавательный вопрос: Почему Балканы являются очагом международной напряженности?


ричины войны.

К началу 70-х годов XIX в. значительная

Часть Балканского полуострова еще

находилась под властью турок.

В их руках были (показ по карте):

Болгария, Македония, Босния, Герцеговина,

Албания, Эпир, Фессалия.

Лишь Греция официально являлась независимым государством.

Сербия, Румыния признавали сюзеренитет турецкого султана и платили дань.

Черногория фактически завоевала самостоятельность, но не имела юридического статуса независимого государства.

Для балканских народов самой насущной задачей являлось освобождение от турецкой оккупации, образование национальных, независимых государств.


Разложение турецкой феодальной системы и постепенное превращение Османской империи в полуколонию развитых капиталистических государств – процессы ускоренные Крымской войной, имели глубокие последствия для народов Балкан, находившихся под турецким владычеством.


Обострение кризиса в Османской империи

Учащимся предлагается, работая в группах, найти из дополнительных исторических источников информацию об основных особенностях развития Турции национально – освободительного движения балканских народов в 60-х начале 70-х годов XIX века. (Сборник «Всемирная история» Т.18, М 1998г. С. 166, 217 — 222).


К началу 70-х гг. XIX века. Османская империя была на грани банкротства. Страна погружалась в болото финансовой зависимости от держав Запада.

Первое место в импорте Турции занимали английские товары. К продуктивному использованию полученных займов страна была не готова (султаны питали разорительное пристрастие к строительству дворцов, военного флота).

1875г. – в Турции было объявлено частичное государственное банкротство.

В итоге к 1876г. было получено 14 займов, задолженность по ним составляла 6 млрд. франков. По сути дела, турецкое правительство утратило контроль над финансами страны. Не выполнение Турцией обещаний по кредиторской задолженности вызвало недовольство кредиторов, особенно Англии.

Османская империя находилась в условиях распада. Либеральные элементы турецкого общества пытались при посредстве реформ предотвратить распад империи, ввести Конституцию, однако страх перед освободительным движением угнетенных народов обрекал их на неудачу.



Причины русско – турецкой войны 1877 – 1878г.г.:

  1. Национально – освободительное движение народов Балканского полуострова, для которых освобождение от турецкой оккупации, образование национальных, независимых государств становится главным вопросом.


Восставшие писали в своем воззвании: «биться за свободу или умереть до последнего человека»

Происходил геноцид целых регионов славянского населения.

В это время усилилась борьба балканских народов против ту­рецкого ига:

  • 1875 Сербия и Черногория объявили Турции войну.

  • В1875 г. вспыхнуло восстание в Боснии и Герцегови­не,

  • В 1876г. — в Болгарии. (Даты выписываются на доске и тетради).

Учащиеся приводят примеры героической борьбы балканских народов против турецкого ига.


Имена: Васил Левский — Христо Ботев, Любен Каравелов,


Вывод:

Исход борьбы балканских народов зависел не только от собственных усилий, но и от международной обстановки, от столкновения интересов крупных европейских государств по так называемому восточному вопросу. К числу этих государств относились в первую очередь Англия, Россия,

Австро – Венгрия.

2) Вмешательство великих держав.

Западные государства вынуждены были обратить внимание на события в Османской империи.

Россия оказала братьям-славянам всестороннюю поддержку.


Учащиеся по ходу лекции заполняют таблицу.


Позиции ведущих капиталистических государств

По Балканскому вопросу

Англия


Австро– Венгрия


Германия


Россия



Англия выступала защитницей целостности Османской империи. Это было традиционным средством противодействия внешнеполитическим планам России. Имела собственные планы территориальной экспансии на Ближнем Востоке.


Австро – Венгрия решительно выступала против освободительного движения в соседних балканских областях и образования там самостоятельных славянских государств. Для нее каждый успех национально – освободительного движения южно – славянского народа означал приближение того дня, когда тоже самое могло произойти и с ней. Влиятельные круги рассчитывали включить южно–славянские территории западной половины Балкан в свой состав, начав с захвата Боснии и Герцеговины. Тогда из двуединой монархии Австро – Венгрия превратилась в триединое государство. Сторонники триединой программы готовы уступить Восточную часть Балкан России.


Германия с целью сближения с Австро – Венгрией поддерживала ее экспансионистские планы на Балканах. Подталкивала Россию и Турцию к войне.

Бисмарк: «если Русский паровоз выпустит свои пары где–нибудь подальше от герменской границы», то Германия получит свободу рук по отношению к Франции. Вел сложную дипломатическую игру. Он хотел лишить Францию потенциальных союзников. А больше всего русско – английской войны. Однако опасался, что балканский вопрос может привести к русско – австрийской войне. Усиление России никак не удовлетворяло Бисмарка. Политика лавирования между Австрией и Россией. Упорно работал над достижением австро – русского согласия на основе раздела Балкан на сферы влияния между Россией и Австро- Венгрией. Стремился подтолкнуть Англию к захвату Египта, тем самым рассорить Англию с Францией.


Россия считала необходимым оказать помощь восставшим славянам, надеясь восстановить свой престиж, подорванный в Крымской войне. Не желая обострять отношения с Австро – Венгрией, русское правительство решило проводить вмешательство в Балканские дела в контакте с Австро –Венгерской империей («Союз трех императоров» 1873г.). Стремилась мирным путем решить балканскую проблему.


  1. Общеевропейская опасность:

Если бы в сербско–турецкой войне победила бы Турция, то вмешательство России стало бы неизбежным, и ей бы было не легко избежать осложнений отношений с Австро -– Венгрией.

Победа Сербии могла ускорить развал Османской империи. В этих условиях началась бы схватка великих держав за турецкое наследство.


Учитель, подводя итог своему повествованию, просит учащихся еще раз сформулировать основные причины русско – турецкой войны? (Причины выписываются на доске и в тетради)


В разгар освободительной борьбы Сербии против Турции по предложению

А.М. Горчакова Россия, Германия, Австрия потребовали от Турции уравнения в правах христиан и мусульман. Россия организовывает ряд конференций европейских государств, на которых были выработаны предложения по мирному урегулированию кризиса. Турции, подстрекаемая Англией, отвергла эти предложения.


Учитель ставит вопрос:

Почему императора Александра –II пытался мирным способом урегулировать Балканский вопрос (побуждает учащихся к высказыванию своей точки зрения).


Учащиеся:

Опасения императора Александра –II:

  • Новая война с Турцией может обратится в войну европейских государств против России (опыт Крымской войны);

  • Россия не была готова к войне (решала внутренние вопросы, связанные с модернизацией России, военная реформа не завершена);

  • Военная компания не сулила материальных выгод.

  • Не хотелось терять статус великой державы;

  • Роль защитника славянского народа;

  • Общественное мнение (газеты, журналы и т.д.)

Российская армия накануне войны: Учащиеся вспоминают основные итоги военной реформы Д.А. Милютина. Работа со схемой.


Военная реформа накануне войны не завершена:

  • Не хватка командных кадров, способных вести современную войну;

  • Отсутствие должного материального обеспечения;

  • Не хватка современного вооружения;

  • Великий князь Константин – главнокомандующий русской армией, обделен военным талантом.


Хронология основных событий войны 1877 – 1878 г.г.

Учащиеся составляют по ходу урока хронологическую таблицу.

Учитель раскрывает ход военных действий, с сопровождающим пока­зом по карте «Русско-турецкая война 1877-1878гг.», отмечая географические особенности отдельных те­атров военных действий (горы, перевалы, реки и т. д.)


Учащиеся на контурных картах отмечают основные места сражений.

-в январе 1877г. цар­ское правительство заручилось нейтралитетом Австро-Венгрии,

— в марте 1877г. – заручается согласием Румынии на пропуск российских войск.

— 12 апреля 1877г. Россия объявила войну Турции.

ТЕАТР БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ




На Балканском полуострове

На Кавказе




На Балканском полуострове.


Союзники России

На стороне России участвовали румынская армия и болгарское ополчение.


В июне 1877г. русские войска под командованием генерала М. И. Драгомирова форсировали реку Дунай. (В Болгарии восторженно встречали освободителей «Братушек»);

  • Создано болгарское народное ополчение (генерал Н.Г. Столетов)

  • Ошибки главного командования приводят к тому, что командующие отдельными отрядами стали действовать самостоятельно.

  • Август–декабрь 1877г. героическая битва за Шипку. Шипкинский перевал имел большое стратегическое значение (Генерал Гурко)

  • Турецкие войска захватывают Плевну, отряд Гурко – под угрозой окружения.

  • Развернулись ожесто­ченные бои под Плевной.

  • Падение Плевны (работа с текстом учебника) (Э.Н.Тотлебин)

  • Турецкие войска оказались не подготовлены к ведению длительной обороны в зимних условиях. С падением Плевны наступает перелом в ходе войны. Русская армия перешла в наступление


Демонстрация фрагментов фильма «Русско – турецкая война» (6 мин.) (Шипкинсий перевал, Плевна)

  • Январь 1878 — переход через Балканы Западный отряд генера­ла Гурко в труднейших условиях при 20-градусном морозе), взя­тие Софии,

  • Одновременно началось насту­пление русской армии:

Генералы Ф. Ф. Радецкой, М. Д. Скобелева и Н. И. Святополк-Мирского) окружили и взяли в плен 21-тысячную турецкую армию Вессель-паши.

  • Начало января 1878 г. в сражении под Филипполем была разгромлена 50-тысячная армия Сулейман-паши.

  • 8 января русские войска без боя заняли Адрианополь, вышли к Мраморному морю (М.Д. Скобелев)

  • 18 января – выход к Стамбулу (Константи­нополю)- угроза взятия (дипломатическая активность европейских держав)


На Кавказе.

Основные битвы: Баязет, Ардаган, Карс, Батум, Эрзурум — успех России

(Генерал Лорис – Меликов).

Изучение исторической личности (краткая историческая справка)

М.Д. Скобелев — «Белый генерал»

(Учитель предлагает учащимся целью развития познавательного интереса к предмету подготовить к семинару историческую справку, доклад).

Работа с документом:

«О Балканском переходе русской армии (из воспоминания В. Немировича — Данченко)».

(Тема войны — это всегда большая возможность для военно-патриотического воспитания, и учитель всякий раз должен исполь­зовать эту возможность, показывая на отдельных примерах массо­вый героизм русских солдат, офицеров и генералов.)


Учитель

Учащиеся

Какие нравственные качества русского солдата вы можете назвать?

А вы способны на проявление таких качеств? (Импровизация)



Как вы можете прокомментировать слова прозвучавшей в фильме русской песни «Дубинушка»?

Почему слова песни вызывают у большинства людей чувство горечи, душевной боли?



— стойкость, храбрость,

  • Выносливость,

  • Взаимовыручка,

  • Терпение,

  • Самопожертвование,

  • Патриотизм

  • И т.д.

  • Ставка использовала солдат «как пушечное мясо»

  • Ошибки, просчеты российского командования тяжелым бременем ложились на плечи солдата

  • Массовый героизм, самопожертвование

Русских солдат

  • Вера в царя батюшку, в величие России

  • Вера в славянское братство

— «Все вынесет на своих плечах русский солдат»

Какие можно сделать выводы?














— Опасения Александра II были не напрасны:

  • Не хватало талантливых командиров, способных вести современную войну;

  • Отсутствовало должное обеспечение армии

  • Не хватка современного вооружения;

  • Тяжелые природные условия

Все это в целом компенсировалось людскими жертвами и стойкостью, и массовым героизмом русских солдат.

  • Авторитет российской армии был восстановлен.

  • Модернизация для русской армии была жизненно важной.

-Русская армия надолго запомнилась народам Балкан как армия освободителей.

Имена каких русских генералов – героев Русско — турецкой войны вам удалось запомнить?

М.Д. Скобелев, Н.Г. СтолетовЛорис – Меликов,

Н.И. Святополк – Мирской, Ф. Ф. Радецкой,

Э.И. Тотлебен

Исторические имена учащиеся записывают в тетрадь.

Успехи русской армии напугали западные державы:

  • Англий­ская эскадра вошла в Мраморное море, в стане объявлена частичная мобилизация военного флота.

  • — Англия и Австро-Венгрия пытаются создать коалицию против России.

Европейские государства принудили Россию отказаться от взятия Константи­нополя и закончить войну.

Учитель ставит проблемный вопрос: В войне участвовали Россия и Турция. Россия одержала победу. Воевавшие страны заключили мир. Европейские страны собирают новый кворум (Берлинскую конференцию) и пересматривают условия мира не в пользу России. Россия соглашается. ПОЧЕМУ?










Подписание мирного договора (Сан – Стефанский 1878г.).


Работа с текстом.

В феврале 1878г. в Сан-Стефано был подписан предваритель­ный Сан-Стефанский мирный договор, по которому:

  • России была возвращена часть Бессарабии, потерянная в Крымской войне, и присоединены крепости Карс, Баязет, Батум и Ардаган.

  • Черногория и Румыния получили независимость.

  • Босния, Герцеговина и Болга­рия получили автономию.

  • 1,5 млрд. руб. контрибуция Турции России

(Учитель демонстрирует условия Сан-Стефанского мирного договора по карте.)


Сан – Стефанский договор не был проведен в жизнь.


Позиции Европейских держав после подписания Турцией и Россией

Сан – Стефанского договора:


Государства

Позиции Европейских держав после подписания Сан – Стефанского договора.

Закулисная дипломатия


Англия



Австро– Венгрия



Германия



Россия



Вывод



Англия опасалась, что Россия, включив Болгарию в сферу своего влияния, станет Средиземноморской державой. Близость границ Болгарии к Константинополю ставила под постоянную угрозу столицу Турции. Грозит России разрывом дипломатических отношений. Отправляет в Мраморное море военную эскадру и проводит частичную мобилизацию флота.


Австро – Венгрия против создания большого славянского государства на Балканах. За раздел сфер влияния в Болгарии. Претендует на Боснию и Герцоговину. Начинает мобилизацию в придунайских областях и в Далмации. Требует созыва европейской конференции по пересмотру условий Сан – Стефанского договора.


Россия стремилась сосредоточить усилия Англии в Афганистане.

Надеялась на ответную дипломатическую поддержку Германии.

Надежды не оправдались. Руководство России считало дальнейшую войну не желательной


Германия. Бисмарк выступил за созыв европейской конференции. Публично устранился от активной поддержки русскому правительству. Советовал России в целях сохранения мира согласиться на созыв конгресса.


Закулисная дипломатия.

Россия стремилась расколоть складывающуюся против нее коалицию:

-30 мая 1878г. – русско- английское соглашение (Россия отказывается от планов создания «Великой Болгарии», некоторых завоеваний в Малой Азии. Граница Болгарии отодвигалась от Константинополя. Англия не возражала против других условий Сан – Стефанского мирного договора.



Англия:

4 июня 1878г. подписывает с Турцией конвенцию по оккупации о. Кипра, в обмен на поддержку Турции против России.


— 6 июня 1878г. – подписание соглашения между Англией и Австрией о совместной политической линии на предстоящем конгрессе. Англия обязалась поддержать притязания Австро – Венгрии на Боснию и Герцоговину.


Т.О. расстановка сил на европейском конгрессе в большей степени была предопределена. Под давлением Англии и Австро-Венгрии Рос­сия согласилась на созыв европейской конференции.


Учащиеся делают вывод:

Против России складывалась коалиция. Европейские государства стремились ослабить позиции России на Балканах. Россия боялась остаться в международной изоляции, была не готова к новой войне, решала внутренние проблемы по реализации либеральных реформ.


Берлинский конгресс 1878 г.

Дипломатическая борьба была сложной и напряженной.

У

Почему А.М. Горчакова современники называли «Вторым железным канцлером»?

частники: Англия, Россия, Германия, Турция, Австро – Венгрия, Франция, Италия, Иран и балканские государства (в качестве наблюдателей).

Встретились два железных канцлера (Горчаков и Бисмарк).

Председатель — канцлер Бисмарк.



Учащиеся выделяют условия Берлинского трактата, работая с текстом учебника:

-Болгария была разделена на три части, одна из кото­рых составила Болгарское княжество, а две остались за Турцией.

  • Независимость Сербии, Черногории, Румынии

  • Босния и Герцеговина переданы под управление Австро-Венгрии (вводит войска).

  • Сокращены приобретения России на Кавказе.

  • Англия оккупирует остров Кипр

  • 300млн. руб. контрибуция


Сравнение условий Сан – Стефанского договора и Берлинского тракта осуществляется с использованием карты.

(В практическое задание семинара включается задание на сравнение данных исторических событий)


Значение войны.

  • Итог русско-турецкой войны 1877-1878 гг. значи­телен, она сыграла большую роль в освобождении балканских сла­вян.

  • Происходит освобождение Болгарии.

  • Оформление полной независимости Сербии, Румынии, Черногории.

  • Восстановлен авторитет российской армии;

  • Рост авторитета России в славянском мире.

  • Удалось на время избежать европейской войны


Турция.

После берлинского конгресса значительно ускорился процесс экономического подчинения Османской империи великим державам. Быстрыми темпами усилилась финансовая зависимость страны. В 1879г. Турция объявила о своем полном финансовом банкротстве.

1881г. – Муххаремский декрет (создано Управление оттоманского государственного долга, получавшего исключительно широкие права и привилегии.) Во главе Управления стоял совет из представителей держав – кредиторов: Англии, Франции, Германии, Австро – Венгрии, Италии.

Усиливалась не только экономическая зависимость Турции, но и политическая.


Вывод:

  • Плодами побед российского оружия в русско – турецкой воспользовались европейские страны.


  • Не были разрешены полностью задачи национально – освободительного движения балканского народов. Под властью Турции остались области с многочисленным нетурецким населением (Южная Болгария, Македония, Албания, Фессалия, Эгейские острова). Боснию и Герцеговину оккупировала Австро – Венгрия.


  • На конгрессе в Берлине 1878г. проявились русско – герменские и русско – австрийские противоречия. Ситуация была чревата большой европейской войной, Россия была к ней не готова. Этими обстоятельствами можно объяснить уступчивость русской дипломатии.


  • Берлинский конгресс искусственно перекроил карту Балканского полуострова, создал многочисленные поводы для новых конфликтов в этом районе и обострения международной обстановки в целом.


  • Балканские страны и после освобождения оставались ареной соперничества европейских государств. Европейские державы вмешивались в их внутренние дела, активно воздействовали на внешнюю политику. Балканы стали «пороховым погребом» Европы.
































Список использованной литературы


  1. Е.Л. Мельникова. Проблемный урок или как открывать знания с учениками.

  2. Н.С. Кочетов. Нестандартные уроки в школе. История. Волгоград: Учитель. 2002

  3. Н.С. Кочетов. История России с древнейших времен до 2001 года. Ч.1-2. Волгоград: Учитель. 2005

  4. А.К. Макарова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. Формирование мотивации учения. М., Просвещение. 1995

  5. УМК по История России под. Ред. А.А. Данилова и Л.Г. Косулина

  6. Всемирная история Т 17,18 изд. Минск Литература 1998г.

  7. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах. Изд Учитель

  8. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX век. М. Просвещение, 2005г.

  9. Д.Д. Данилов, В.А. Клоков, С.С. Кузнецова, Н.С. Павлова, В.А. Рогожкин. Российская история XIX – начало XX века. М., Баласс. 2005

  10. О. Айрапетов. Внешняя политика Российской империи (1801-1914). Издательство: Европа, 2006 г.

  11. История России. Том 2. С начала XIX века до начала XXI века. Под редакцией А. Н. Сахарова. Издательство: АСТ, Ермак, Астрель. 2006 г.

  12. Татищев С. С. Император Александр II, его жизнь и царствование. Книга 2. М., 1996.

  13. История Дипломатии/ Под редакцией академика Потемкина В. П. М., 1945.

  14. Российская дипломатия в портретах/ Под редакцией Игнатьева А. В., Рыбаченок И. С., Санина Г. А.— М.1992.

  15. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. Издание 2-е. М., 1993.

  16. Федоров В. А. История России 1861-1917 гг. М., 1998.

  17. История внешней политики России второй половины XIX века. М., 1997.

  18. Киняпина Н. С. Внешняя политика России второй половины XIX века. М., 1963.

  19. Манфред А. З. Образование русско-французского союза. М., 1975.

  20. Манфред А. З. Русско-французские отношения конца XIX века // Манфред А. З. Очерки истории Франции XVIII – XX веков. Москва. 1961. С. 308 – 347.



















Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Звуки [м], [м]. Буквы М, м»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: