Внеурочное мероприятие по истории «Блокада Ленинграда» 9 класс


Внеурочное мероприятие « Блокада Ленинграда».

( Интеллектуальная игра для учащихся 9 класса С(К) ОУ VIII вида)


Ершова Антонина Анатольевна,


учитель истории,


БОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», п. Шексна, Вологодская область.


Цель: Активизация познавательной деятельности учащихся в нестандартных ситуациях.

Задачи:

  • повторить и закрепить знания учащихся по изученной теме;

  • развивать логическое мышление, память, внимание, устную речь, самостоятельность;

  • повышать интерес к предмету, формировать положительную мотивацию к изучению истории России, к изучению истории Великой Отечественной войны;

  • воспитывать чувство патриотизма, вырабатывать активную гражданскую позицию.

Оборудование: презентация; 10 экземпляров карточек с номерами «1», «2», «3»; купюры достоинством в «1 ум»; молоток для аукциона, карты с заданиями, дипломы победителей.

Правила игры:

Учащиеся получают по 5 фишек. 1фишка — «1 ум». Игроки делают ставку в «1 ум».

Ведущий называет вопрос. При правильном ответе ставка удваивается. Если игрок ошибся, «ум» уходит в кассу интеллектуального казино.

Время: 40 минут.


Ведущий:

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.

Память. Без нее человек не может жить. Память – это то, что связывает нас со своими корнями. Помнить своих предков, знать их судьбы очень важно, потому что прошлое неотделимо от  настоящего и будущего. Сегодня я приглашаю вас в интеллектуальное казино, на игру, посвящённую блокадному Ленинграду.


I раунд

«Тестовый»

Ведущий задаёт вопрос и даёт 3 варианта ответа, игроки должны выбрать правильный ответ и поднять табличку с соответствующей цифрой: 1, 2, 3.

1. Блокада. Далеко как это слово
От наших с вами мирных дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи вмёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах.
Своих детей на кладбище везти.

Что такое блокада:

1) окружение

2) атака

3) прорыв

2. Сколько дней длилась блокада:

1) 560

2) 872

3) 900

3.Какая зима в блокадном Ленинграде была самая холодная:

1) 1941-1942 годы

2) 1942-1943 годы

4. Что первым делом разрушили фашисты при нападении на Ленинград:

1) аэродром

2) продуктовые склады

3) водопровод

5. Ладожский лед
Страшный путь!
На тридцатой,
последней версте
Ничего не сулит хорошего…
Под моими ногами
устало хрустеть
Ледяное
ломкое
крошево.

Как прозвали ленинградцы дорогу по льду Ладожского озера:

1) дорога жизни

2) дорога счастья

3) дорога спасения

6. В первую очередь из Ленинграда увозили:

1) технику

2) детей

3) фонды музеев

7. Самым знаменитым культурным событием в блокадном Ленинграде было исполнение 7 симфонии. Кто её автор:

1) Серафимович

2) Шостакович

3) Янукович

8. Эта поэтесса стала живой легендой для своих сограждан. Они называли ее «ленинградской мадонной». Вот строки из ее стихотворения:

Я говорю с тобой под свист снарядов

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда

Страна моя, печальная страна…

1) О. Бергольц

2) А. Ахматова

3) М. Цветаева

9. Рыдают люди и поют

И лиц заплаканных не прячут

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут…

Назовите дату этого события:

1) 22 июня 1941 года

2) 8 августа 1941 года

3) 27 января 1944 года

10. Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

Какое звание присвоено Ленинграду после войны:

1) город-герой

2) город крепость

3) непобедимый город


II раунд

«Видео вопрос»

Игроки смотрят кадры презентации и отвечают на вопрос, подняв руку. Цена правильного ответа – «1ум».

1.Слайд 2. Что самое ценное было в блокадном Ленинграде? Хлеб.

2. Слайд3. Как получали продукты в блокадном Ленинграде? По карточкам.

3. Слайд 4. Что вы знаете о Тане Савичевой.

4. Слайд 5. Как называлась печка, которую устанавливали в квартирах? Буржуйка.

5. Слайд 6. На каком кладбище захоронено большинство ленинградцев, умерших во время блокады? Пискарёвское.

6. Слайд 7. Как назывались машины, которые везли хлеб по дороге жизни? Полуторка, ГАЗ-АА.

7. Слайд 8. На самом берегу Ладожского озера расположен один из памятников, посвящённых “Дороге Жизни». Как называется этот памятник? Разорванное кольцо.

8. Слайд 9. Кому посвящён этот памятник. Как он называется? Детям блокадного Ленинграда. «Цветок жизни».

9. Слайд 10. Какую медаль вручали защитникам Ленинграда? Медаль за оборону Ленинграда.

10. Слайд 11. О каком событии говорят эти кадры? Снятие блокады. Салют.


«Верю — не верю»

В блокадном Ленинграде происходили такие события, в реальность которых трудно поверить. Если вы верите в то, о чём я

говорю, прошу встать. Если нет — оставайтесь на месте.


1) В современном Петербурге существует памятник кошкам. В первую блокадную зиму горожане съели практически всех домашних животных, в том числе кошек. Это вызвало небывалый рост популяции крыс, которым оказался не страшен голод. Грызуны представляли серьезную угрозу и без того скудным запасам продовольствия в городе и переносили опасные инфекционные заболевания. После прорыва блокады в январе 1943 года власти провели спецоперацию: в Ярославской области было собрано четыре вагона дымчатых кошек, которых перебросили в осажденный город. Вновь прибывшие начали беспощадную войну с крысами, отогнав их от продовольственных складов. В 1945 году проблему крысиного разгула в Ленинграде окончательно решила «сибирская дивизия» — около 5000 котов и кошек, прибывших из Омска, Тюмени, Иркутска и других городов. (Да)


2) В декорационных мастерских Кировского театра для фронта делались деревянные макеты танков с целью обмана противника. На Кировском заводе, конечно же, выпускались настоящие танки. (Да)


3) Жители блокадного Ленинграда площадь у Исаакиевского собора превратили в огород и выращивали капусту. (Да)


4) В блокадном Ленинграде не работало ни одно предприятие, так как у людей не было сил. (Нет)


III раунд

«Самый умный»

Игроки сами выбирают того, кто будет отвечать.

Цена вопроса в этом раунде 5 «умов». При неправильном ответе, все игроки теряют по 5 «умов».

1) Успенская церковь построена на месте старого кладбища, на котором во время блокады Ленинграда хоронили людей, умерших от голода. Церковь строилась на пожертвования горожан, и в ее стенах находятся 8 тысяч кирпичей. А что написано на этих кирпичах? Имена людей, погибших во время блокады.

2) После войны в городе было достаточно много ослепших детей. Почему?

Во время войны немцы тысячами сбрасывали на город зажигательные бомбы. Упавшую бомбу нужно было срочно взять щипцами и сбросить вниз, где её гасили в песке. Смотреть напрямую на бомбу ни в коем случае было нельзя. Но мальчики, дежурившие на крыше, не всегда соблюдали технику безопасности.

3) Было в блокадном Ленинграде и бесчувствие, была чёрствость, воровство, вырывали кусок хлеба, обирали умирающих. Закончите высказывание, которое употребляли воры, обшаривая умирающих людей. «Умирать-то умирай, только…карточки отдай.

4) «Немецкий лётчик, раненый, придя в сознание, спрашивает, где он. Узнав, что в Ленинграде, в госпитале под знаком Красного Креста, умоляет, чтобы его перевели в другое место.

— Но ведь это госпиталь… Красный Крест.

— Вот именно поэтому. Это особенно опасно.

Чем немецкий лётчик аргументировал, что в госпитале опасно?

Наши лётчики специально бомбят русские госпитали”.

5)За годы Великой Отечественной войны Исаакиевский собор ни разу не был подвергнут прямому артобстрелу — только однажды снаряд попал в западный угол собора. По предположениям военных причина в том… В чём причина? Немцы использовали самый высокий купол города как ориентир для пристрелки. Руководство города решило спрятать в подвале собора ценности из других музеев, которые не успели вывезти до начала блокады. В результате и здание, и ценности благополучно сохранились.

Кот в мешке

Кот №1. Вместо супа — бурда из столярного клея,
Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.

В блокадном Ленинграде фуражное зерно, предназначенное для корма животных, было предложено перевезти на мельницы, перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке в хлебопечении. В «блокадный» хлеб также добавляли мучную пыль, целлюлозу и… Что еще добавляли в хлеб? Что в ящике ? Опилки.

Кот №2. Этот предмет стал одним из обвинительных документов против фашистских преступников на Нюрнбергском международном военном трибунале.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском,
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Что за предмет находится в черном ящике?
Дневник Тани Савичевой.

Кот №3. Если к названию фрукта добавить гласную букву, вы получите название этого предмета.
Экзотический заморский фрукт в военное время превращается в смертельное оружие. Граната.

Подведение итогов. По количеству набранных фишек определяют победителя.

Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это верно, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая, правда –

Не права.

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили.      Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна!

Неугасима память поколений,
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье,
И в скорби постоим и помолчим.

Ведущий. Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!


Литература:

Адамович, А. Блокадная книга /А. Адамович, Д. Гранин. — М.: Сов. писатель, 1982.

Был город-фронт, была блокада…: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокад. дней: Для ст. шк. возраста / Сост. Д. Колпакова и В. Суслов. — Л. : Детская литература,1984.

Жуков, Г.К. Борьба за Ленинград / Г.К. Жуков // Воспоминания и размышления. В 3 т. Г.К. Жуков. — М., 1995.

Мальгин, М.А. Мальгин // Ратная слава Отечества, (1242 — 1945) . — М., 2006.

Прорыв блокады Ленинграда // Великая Отечественная война. 1941 — 1945. — М., 2005.

Свежие документы:  Технологическая карта урока истории "Особенности древнерусской культуры" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: