Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника на уроках информатики



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №1 им. Г.С.Титова

городского округа Краснознаменск Московской области











Описание педагогического опыта


Тема: «Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника на уроках информатики»















подготовила

учитель информатики

Сороко Елена Владимировна









г.о. Краснознаменск

2013
















































Обращение к тебе, Учитель!


Нет педагогической панацеи.

Нет одного, «самого главного» приёма.

Радуга из одного цвета – нет радуги.

Только поддерживая друг друга, приёмы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат.

Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться!


Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способы и проблемы путём их организации в однородные (гомогенные) группы.

Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учётом их личностных особенностей, способностей.

Содержательная основа уровневой дифференциации – наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объёмом материала.

Значение данной дифференциации состоит в том, что педагог хорошо знает: (слайд)

  • учебные возможности ученика;

  • его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала;

  • опирается на обратную связь с учеником на каждом уроке.

Положительные стороны дифференциации:

  • исключение уравниловки и усреднения детей;

  • повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений;

  • объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения и усвоения предметного материала;

  • создание щадящих условий для слабых учащихся;

Учитель получает возможность:

  • помогать слабому ученику, уделять большее внимание сильному (в обычном режиме – наоборот);

  • не снижать общий уровень преподавания;

  • эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

  • создать оптимальные условия для более сильных учащихся;

  • изменить «Я» — концепцию ребёнка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.


Виды дифференциации:

  • региональная – по типу школ (общеобразовательная школа, гимназия, лицей, колледж, комплекс);

  • внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);

  • в параллели (группы и классы различного уровня);

  • межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

  • внутриклассная дифференциация (внутрипредметные группы в составе класса).

Хорошо организованная дифференциация невозможна без хорошо организованной обратной связи на уроке.

Обратная связь в обучении может быть:

Внешней: ученик – учитель;

учитель – ученик.

Внутренней: ученик – ученик;

Чёткое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессов обучения и научения.

Основные принципы обратной связи:

  • принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

  • принцип открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

  • принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности; ученик должен использовать свои знания);

  • принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

  • принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи).

Чем более развита всякая система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи.

Урок будет успешным, если учитель учитывает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания.

У учителя есть целый ряд подходов, позволяющих постоянно реализовывать приём обратной связи в учебном процессе, главным из которых является постоянный и системный контроль продвижения учащегося в своём учении и развитии.

Существуют разнообразные виды работы, которые способствуют накоплению оценок у учащихся, стимулируют их обучение, отражают объективную картину усвоения ими материала.

В нашей школе, по окончании изучения материала по курсу информатика в 7-х классах проводится олимпиада по информатике. По результатам которой, строится рейтинговая таблица, в которой можно увидеть количество баллов каждого ученика. В приложении представлены 4 варианта олимпиады с ответами.

И в заключении хотелось бы сказать, что дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания направлен на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить в полной, осмысленной и творческой жизнью.

Используемая литература:


  1. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе – М.; Институт практической психологии, 1998.

  2. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения – М.; Педагогика, 1990.

  3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М.; Педагогика, 1996.





.

Приложение 1.

Варианты олимпиады по информатике.

Оценка знаний: количество заданий – 14, Количество уровней — 2 (А, В).

Уровень А — 1 балл за верный ответ. Уровень В — 2 балла за верный ответ. Всего 20 баллов.


Олимпиада по информатике , 7класс, Вариант 1

Уровень А

По каждому вопросу выберите из трех ответов один правильный ответ и запишите его номер в бланк ответов

А1. Функции процессора состоят в:

1) подключении ЭВМ к электронной сети 2) обработке данных, вводимых в ЭВМ 3) выводе данных на печать

А2. Для разработки собственных алгоритмов пользователь использует:

1)Системные программы 2)Прикладные программы 3)Системы программирования

А3. Если алгоритм содержит ветвление, то это…

1)Разветвляющийся алгоритм 2)Циклический алгоритм 3)Линейный алгоритм

А4. Определите, какое имя файла описано верно?

1)Klass*.bmp 2)Сочинение.docx 3)1_program?.txt

А 5. Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. После этого загорелся желтый свет. Сколько информации вы при этом получили?

1) 1 бит 2)2 бита 3)1,5 бита

А6. Ученик путешествовал по файловой структуре компьютера и оказался в папке …7классz_olimp.doc. C какой папки он начал путешествовать?

1)c:ГрафикаБланки7кл 2)с:ДокументыРезультаты7_ класс 3)с:ДокументыЗадания7 класс

А7. Один килограмм равен 1000 грамм, а один килобайт равен…..

1)1024 байт 2) 1000 байт 3) 1024 бит

А8. Первую программу написал один из ученых:

1)Фон Нейман 2) Ч. Беббидж 3) Ада Лавлейс


Уровень В

По каждому вопросу оформите краткий ответ в бланке ответов


В1. Оформите команду расчета и присваивания на языке программирования Паскаль для выражения:

R = 3B + (A2 — 5,7 ) : 6.

B2. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы:

A:=34; B:= 45; if A>B then C:= A+1 else C:=B+1; writeln(C);

B3. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы, если введены с клавиатуры числа 4; 2; 1; 3: n:=1; while n<=4 do begin

readln(k); k:= k*2; write(k); n:= n +1; end;

B4. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы, если введены с клавиатуры числа 10; 5; 20; 0; 1: S:=0; for i := 1 to 5 do begin

readln(k); S:= S + k; writeln(S); end;

B5. Какое количество информации несет сообщение, что книга находится на 8 стеллаже на четвертой сверху полке?

В6. Используя шифр Цезаря, закодируйте слово БИТ.


Вариант 2

Уровень А

По каждому вопросу выберите из трех ответов один правильный ответ и запишите его номер в бланк ответов

А1. Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от:

1) размера экрана монитора; 2) тактовый частоты процессора; 3) напряжения питания.

А2. Для долговременного хранения информации служит:

1) оперативная память; 2)процессор; 3) магнитный диск.

А3. Алгоритмом является…

1) информация представленная в табличном виде;

2) программа на языке исполнителя; 3) расписание уроков;

А4. Определите, какое имя файла описано верно?

1)less//.bmp 2)презентация***.ppt 3) olimpiada!.doc

А 5. Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. После этого загорелся зеленый. Сколько информации вы при этом получили?

1) 1 бит 2)2 бита 3)1,5 бита

А6. Полный путь файлу: c:ooks askaz.txt. Каково имя файла?

1) books askaz; 2) raskaz.txt; 3) txt.

А7. 1 Мбайт =…..

1) 1000 байт 2) 1024 Кбит 3) 1024 Кбайт

А8. Программный принцип управления компьютером предложил…

1)Фон Нейман 2) Ч. Беббидж 3) Ада Лавлейс


Уровень В

По каждому вопросу оформите краткий ответ в бланке ответов


В1. Оформите команду расчета и присваивания на языке программирования Паскаль для выражения:

S = 6X — (Y2 — 5,7X ) : 4.

B2. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы:

X=120; Y:= 55; if Y

B3. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы, если введены с клавиатуры числа 5; 3; 2; 4: n:=1; while n<=4 do begin

readln(k); k:= k*2; write(k); n:= n +1; end;

B4. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы, если введены с клавиатуры числа 15; 10; 25; 5; 6: S:=0; for i := 1 to 5 do begin

readln(k); S:= S + k; writeln(S); end;

B5. Алфавит племени Мульти состоит из некоторого количества букв, которое мы не знаем, но известно, что одна буква несет 5 бит информации. Помогите нам определить количество букв в алфавите

В6. Известно, что некто для шифрования сообщения после каждой гласной буквы вставляет букву «А», а после согласной- букву «Т». Декодируйте зашифрованную информацию. СТИАСТТТЕАМТНТЫАЙТ БТЛТОАКТ


Вариант 3

Уровень А

По каждому вопросу выберите из трех ответов один правильный ответ и запишите его номер в бланк ответов

А1. Компьютер это — 

1) электронное вычислительное устройство для обработки чисел; 2) устройство для хранения информации любого вида; 3) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией;

А2. Для разработки собственных алгоритмов пользователь использует:

1)Системные программы 2)Прикладные программы 3)Системы программирования

А3. Если алгоритм содержит следование, то это…

1)Разветвляющийся алгоритм 2)Циклический алгоритм 3)Линейный алгоритм

А4. Определите, какое имя файла записано верно?

1)рисунок!.bmp 2)доклад**.doc 3)1_program?.txt

А 5. Какой объем информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 4 раза?

1) 1 бит 2)2 бита 3)4 бита

А6. Ученик путешествовал по файловой структуре компьютера и оказался в папке …7классz_olimp.doc. C какой папки он начал путешествовать?

1)c:ГрафикаБланки7 кл 2)с:ДокументыРезультаты7_ класс 3)с:ДокументыЗадания7 класс

А7. 1 Гбайт равен…..

1) 1024 Кбайт 2) 1000 байт 3) 1024 Мбайт

А8. Первую программу написал один из ученых:

1)Фон Нейман 2) Ч. Беббидж 3) Ада Лавлейс


Уровень В

По каждому вопросу оформите краткий ответ в бланке ответов


В1. Оформите команду расчета и присваивания на языке программирования Паскаль для выражения: А = B2 + (2С — 10,7) : 4.

B2. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы:

D:=52; Е:= 60; if DE then A:= D+8 else A:=E+5; writeln(A);

B3. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы, если введены с клавиатуры числа 8; 4; 5; 7: n:=1; while n<=4 do begin

readln(k); k:= k*2; write(k); n:= n +1; end;

B4. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы, если введены с клавиатуры числа 2; 4; 12; 6; 5: S:=0; for i := 1 to 5 do begin

readln(k); S:= S + k; writeln(S); end;

B5. В коробке лежат 32 цветных карандаша. Какое количество информации содержит сообщение, что из коробки достали синий карандаш?

В6. Известно, что некто для шифрования сообщения после каждой гласной буквы вставляет букву «А», а после согласной- букву «Т». Декодируйте зашифрованную информацию. КТЛТААВТИАААТТУАРТАА


Вариант 4

Уровень А

По каждому вопросу выберите из трех ответов один правильный ответ и запишите его номер в бланк ответов

А1. Во время исполнения прикладная программ хранится:

1) в видеопамяти; 2) в процессоре; 3) в оперативной памяти;

А2. Программное управление работой компьютера предполагает:

  1. выполнение компьютером серии команд без участия пользователя;

2) двоичное кодирование данных в компьютере; 3) использование специальных формул для реализации команд в компьютере.

А3. Программа – это…

1)план действий; 2) алгоритм, написанный на языке исполнителя;

3) материальная модель;

А4. Определите, какое имя файла описано верно?

1) inform!!.doc 2) ricynok/.bmp 3) olimp**.ppt

А 5. Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. После этого загорелся зеленый. Сколько информации вы при этом получили?

1) 1 бит 2)2 бита 3)1,5 бита

А6. Полный путь файлу: d:zadachiklass_7inform.doc. Каково имя файла?

1) zadachiklass_7 2) inform.doc 3) doc

А7. 2 Мбайт =…..

1) 2000 байт 2) 2048 Кбит 3) 2048 Кбайт

А8. Программный принцип управления компьютером предложил…

1)Фон Нейман 2) Ч. Беббидж 3) Ада Лавлейс


Уровень В

По каждому вопросу оформите краткий ответ в бланке ответов


В1. Оформите команду расчета и присваивания на языке программирования Паскаль для выражения: F = 8X2 — (2Y — 4,6 ) : 4.

B2. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы:

A=12; B:= 45; if A>B then D:= 6+A else D:=B-A; writeln(D);

B3. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы, если введены с клавиатуры числа 7; 5; 4; 6: n:=1; while n<=4 do begin

readln(k); k:= k*2; write(k); n:= n +1; end;

B4. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы, если введены с клавиатуры числа 5; 12; 20; 2; 8: S:=0; for i := 1 to 5 do begin

readln(k); S:= S + k; writeln(S); end;

B5. Сообщение о том, что Саша живет на 8 этаже, несет 4 бита информации. Сколько этажей в доме?

В6. Используя шифр Цезаря, закодируйте слово ДИСК.



Приложение 2.

Бланк ответов.

Шифр____________________ Вариант №____________

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

Ответ









№ задания

В1

В2

В3

В4

В5

В6

Ответ








Приложение 3.

Ответы.

Уровни

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

А1

2

2

3

3

А2

3

3

3

1

А3

1

2

3

2

А4

2

3

1

1

А5

1

1

2

1

А6

3

2

3

2

А7

1

3

3

3

А8

3

2

3

2

В1

R:= 3*B + (A*A — 5.7)/6;

S:=6*X-(Y*Y-5.7*X)/4

A:=B*B+(2*C-10.7)/4

F:=8*X*X-(2*Y-4.6)/4

В2

46

110

60

33

В3

8 4 2 6

10 6 4 8

16 4 10 14

14 10 8 12

В4

36

61

29

47

В5

5 бит

32

5 бит

16

В6

ДМ(Л)Х

Системный блок

клавиатура

ЖЛ(М)ФН



 

 


Свежие документы:  Проект: Социализация детей с нарушениями интеллекта в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида (для детей с нарушением интеллекта)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: