Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №1 им. Г.С.Титова городского округа Краснознаменск Московской области Описание педагогического опыта Тема: «Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника на уроках информатики» подготовила учитель информатики Сороко Елена Владимировна г.о. Краснознаменск 2013
Обращение к тебе, Учитель!
Нет педагогической панацеи.
Нет одного, «самого главного» приёма.
Радуга из одного цвета – нет радуги.
Только поддерживая друг друга, приёмы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат.
Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться!
Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способы и проблемы путём их организации в однородные (гомогенные) группы.
Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учётом их личностных особенностей, способностей.
Содержательная основа уровневой дифференциации – наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объёмом материала.
Значение данной дифференциации состоит в том, что педагог хорошо знает: (слайд)
учебные возможности ученика;
его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала;
опирается на обратную связь с учеником на каждом уроке.
Положительные стороны дифференциации:
исключение уравниловки и усреднения детей;
повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений;
объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения и усвоения предметного материала;
создание щадящих условий для слабых учащихся;
Учитель получает возможность:
помогать слабому ученику, уделять большее внимание сильному (в обычном режиме – наоборот);
не снижать общий уровень преподавания;
эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
создать оптимальные условия для более сильных учащихся;
изменить «Я» — концепцию ребёнка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.
Виды дифференциации:
региональная – по типу школ (общеобразовательная школа, гимназия, лицей, колледж, комплекс);
внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);
в параллели (группы и классы различного уровня);
межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
внутриклассная дифференциация (внутрипредметные группы в составе класса).
Хорошо организованная дифференциация невозможна без хорошо организованной обратной связи на уроке.
Обратная связь в обучении может быть:
Внешней: ученик – учитель;
учитель – ученик.
Внутренней: ученик – ученик;
Чёткое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессов обучения и научения.
Основные принципы обратной связи:
принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
принцип открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности; ученик должен использовать свои знания);
принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи).
Чем более развита всякая система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи.
Урок будет успешным, если учитель учитывает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания.
У учителя есть целый ряд подходов, позволяющих постоянно реализовывать приём обратной связи в учебном процессе, главным из которых является постоянный и системный контроль продвижения учащегося в своём учении и развитии.
Существуют разнообразные виды работы, которые способствуют накоплению оценок у учащихся, стимулируют их обучение, отражают объективную картину усвоения ими материала.
В нашей школе, по окончании изучения материала по курсу информатика в 7-х классах проводится олимпиада по информатике. По результатам которой, строится рейтинговая таблица, в которой можно увидеть количество баллов каждого ученика. В приложении представлены 4 варианта олимпиады с ответами.
И в заключении хотелось бы сказать, что дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания направлен на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить в полной, осмысленной и творческой жизнью.
Используемая литература:
Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе – М.; Институт практической психологии, 1998.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения – М.; Педагогика, 1990.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М.; Педагогика, 1996.
.
Приложение 1.
Варианты олимпиады по информатике.
Оценка знаний: количество заданий – 14, Количество уровней — 2 (А, В).
Уровень А — 1 балл за верный ответ. Уровень В — 2 балла за верный ответ. Всего 20 баллов.
Олимпиада по информатике , 7класс, Вариант 1
Уровень А
По каждому вопросу выберите из трех ответов один правильный ответ и запишите его номер в бланк ответов
А1. Функции процессора состоят в:
1) подключении ЭВМ к электронной сети 2) обработке данных, вводимых в ЭВМ 3) выводе данных на печать
А2. Для разработки собственных алгоритмов пользователь использует:
1)Системные программы 2)Прикладные программы 3)Системы программирования
А3. Если алгоритм содержит ветвление, то это…
1)Разветвляющийся алгоритм 2)Циклический алгоритм 3)Линейный алгоритм
А4. Определите, какое имя файла описано верно?
1)Klass*.bmp 2)Сочинение.docx 3)1_program?.txt
А 5. Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. После этого загорелся желтый свет. Сколько информации вы при этом получили?
1) 1 бит 2)2 бита 3)1,5 бита
А6. Ученик путешествовал по файловой структуре компьютера и оказался в папке …7классz_olimp.doc. C какой папки он начал путешествовать?
1)c:ГрафикаБланки7кл 2)с:ДокументыРезультаты7_ класс 3)с:ДокументыЗадания7 класс
А7. Один килограмм равен 1000 грамм, а один килобайт равен…..
1)1024 байт 2) 1000 байт 3) 1024 бит
А8. Первую программу написал один из ученых:
1)Фон Нейман 2) Ч. Беббидж 3) Ада Лавлейс
Уровень В
По каждому вопросу оформите краткий ответ в бланке ответов
В1. Оформите команду расчета и присваивания на языке программирования Паскаль для выражения:
R = 3B + (A2 — 5,7 ) : 6.
B2. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы:
A:=34; B:= 45; if A>B then C:= A+1 else C:=B+1; writeln(C);
B3. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы, если введены с клавиатуры числа 4; 2; 1; 3: n:=1; while n<=4 do begin
readln(k); k:= k*2; write(k); n:= n +1; end;
B4. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы, если введены с клавиатуры числа 10; 5; 20; 0; 1: S:=0; for i := 1 to 5 do begin
readln(k); S:= S + k; writeln(S); end;
B5. Какое количество информации несет сообщение, что книга находится на 8 стеллаже на четвертой сверху полке?
В6. Используя шифр Цезаря, закодируйте слово БИТ.
Вариант 2
По каждому вопросу выберите из трех ответов один правильный ответ и запишите его номер в бланк ответов
А1. Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от:
1) размера экрана монитора; 2) тактовый частоты процессора; 3) напряжения питания.
А2. Для долговременного хранения информации служит:
1) оперативная память; 2)процессор; 3) магнитный диск.
А3. Алгоритмом является…
1) информация представленная в табличном виде;
2) программа на языке исполнителя; 3) расписание уроков;
А4. Определите, какое имя файла описано верно?
1)less//.bmp 2)презентация***.ppt 3) olimpiada!.doc
А 5. Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. После этого загорелся зеленый. Сколько информации вы при этом получили?
1) 1 бит 2)2 бита 3)1,5 бита
А6. Полный путь файлу: c:ooks askaz.txt. Каково имя файла?
1) books askaz; 2) raskaz.txt; 3) txt.
А7. 1 Мбайт =…..
1) 1000 байт 2) 1024 Кбит 3) 1024 Кбайт
А8. Программный принцип управления компьютером предложил…
1)Фон Нейман 2) Ч. Беббидж 3) Ада Лавлейс
Уровень В
По каждому вопросу оформите краткий ответ в бланке ответов
В1. Оформите команду расчета и присваивания на языке программирования Паскаль для выражения:
S = 6X — (Y2 — 5,7X ) : 4.
B2. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы:
X=120; Y:= 55; if Y
B3. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы, если введены с клавиатуры числа 5; 3; 2; 4: n:=1; while n<=4 do begin
readln(k); k:= k*2; write(k); n:= n +1; end;
B4. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы, если введены с клавиатуры числа 15; 10; 25; 5; 6: S:=0; for i := 1 to 5 do begin
readln(k); S:= S + k; writeln(S); end;
B5. Алфавит племени Мульти состоит из некоторого количества букв, которое мы не знаем, но известно, что одна буква несет 5 бит информации. Помогите нам определить количество букв в алфавите
В6. Известно, что некто для шифрования сообщения после каждой гласной буквы вставляет букву «А», а после согласной- букву «Т». Декодируйте зашифрованную информацию. СТИАСТТТЕАМТНТЫАЙТ БТЛТОАКТ
Вариант 3
Уровень А
По каждому вопросу выберите из трех ответов один правильный ответ и запишите его номер в бланк ответов
А1. Компьютер это —
1) электронное вычислительное устройство для обработки чисел; 2) устройство для хранения информации любого вида; 3) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией;
А2. Для разработки собственных алгоритмов пользователь использует:
1)Системные программы 2)Прикладные программы 3)Системы программирования
А3. Если алгоритм содержит следование, то это…
1)Разветвляющийся алгоритм 2)Циклический алгоритм 3)Линейный алгоритм
А4. Определите, какое имя файла записано верно?
1)рисунок!.bmp 2)доклад**.doc 3)1_program?.txt
А 5. Какой объем информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 4 раза?
1) 1 бит 2)2 бита 3)4 бита
А6. Ученик путешествовал по файловой структуре компьютера и оказался в папке …7классz_olimp.doc. C какой папки он начал путешествовать?
1)c:ГрафикаБланки7 кл 2)с:ДокументыРезультаты7_ класс 3)с:ДокументыЗадания7 класс
А7. 1 Гбайт равен…..
1) 1024 Кбайт 2) 1000 байт 3) 1024 Мбайт
А8. Первую программу написал один из ученых:
1)Фон Нейман 2) Ч. Беббидж 3) Ада Лавлейс
Уровень В
По каждому вопросу оформите краткий ответ в бланке ответов
В1. Оформите команду расчета и присваивания на языке программирования Паскаль для выражения: А = B2 + (2С — 10,7) : 4.
B2. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы:
D:=52; Е:= 60; if DE then A:= D+8 else A:=E+5; writeln(A);
B3. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы, если введены с клавиатуры числа 8; 4; 5; 7: n:=1; while n<=4 do begin
readln(k); k:= k*2; write(k); n:= n +1; end;
B4. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы, если введены с клавиатуры числа 2; 4; 12; 6; 5: S:=0; for i := 1 to 5 do begin
readln(k); S:= S + k; writeln(S); end;
B5. В коробке лежат 32 цветных карандаша. Какое количество информации содержит сообщение, что из коробки достали синий карандаш?
В6. Известно, что некто для шифрования сообщения после каждой гласной буквы вставляет букву «А», а после согласной- букву «Т». Декодируйте зашифрованную информацию. КТЛТААВТИАААТТУАРТАА
Вариант 4
По каждому вопросу выберите из трех ответов один правильный ответ и запишите его номер в бланк ответов
А1. Во время исполнения прикладная программ хранится:
1) в видеопамяти; 2) в процессоре; 3) в оперативной памяти;
А2. Программное управление работой компьютера предполагает:
выполнение компьютером серии команд без участия пользователя;
2) двоичное кодирование данных в компьютере; 3) использование специальных формул для реализации команд в компьютере.
А3. Программа – это…
1)план действий; 2) алгоритм, написанный на языке исполнителя;
3) материальная модель;
А4. Определите, какое имя файла описано верно?
1) inform!!.doc 2) ricynok/.bmp 3) olimp**.ppt
А 5. Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. После этого загорелся зеленый. Сколько информации вы при этом получили?
1) 1 бит 2)2 бита 3)1,5 бита
А6. Полный путь файлу: d:zadachiklass_7inform.doc. Каково имя файла?
1) zadachiklass_7 2) inform.doc 3) doc
А7. 2 Мбайт =…..
1) 2000 байт 2) 2048 Кбит 3) 2048 Кбайт
А8. Программный принцип управления компьютером предложил…
1)Фон Нейман 2) Ч. Беббидж 3) Ада Лавлейс
Уровень В
По каждому вопросу оформите краткий ответ в бланке ответов
В1. Оформите команду расчета и присваивания на языке программирования Паскаль для выражения: F = 8X2 — (2Y — 4,6 ) : 4.
B2. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы:
A=12; B:= 45; if A>B then D:= 6+A else D:=B-A; writeln(D);
B3. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы, если введены с клавиатуры числа 7; 5; 4; 6: n:=1; while n<=4 do begin
readln(k); k:= k*2; write(k); n:= n +1; end;
B4. Какой результат получим после выполнения фрагмента программы, если введены с клавиатуры числа 5; 12; 20; 2; 8: S:=0; for i := 1 to 5 do begin
readln(k); S:= S + k; writeln(S); end;
B5. Сообщение о том, что Саша живет на 8 этаже, несет 4 бита информации. Сколько этажей в доме?
В6. Используя шифр Цезаря, закодируйте слово ДИСК.
Приложение 2.
Бланк ответов.
Шифр____________________ Вариант №____________
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | |
Ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
№ задания | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | ||
Ответ |
|
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Ответы.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | |
А1 | 2 | 2 | 3 | 3 |
А2 | 3 | 3 | 3 | 1 |
А3 | 1 | 2 | 3 | 2 |
А4 | 2 | 3 | 1 | 1 |
А5 | 1 | 1 | 2 | 1 |
А6 | 3 | 2 | 3 | 2 |
А7 | 1 | 3 | 3 | 3 |
А8 | 3 | 2 | 3 | 2 |
В1 | R:= 3*B + (A*A — 5.7)/6; | S:=6*X-(Y*Y-5.7*X)/4 | A:=B*B+(2*C-10.7)/4 | F:=8*X*X-(2*Y-4.6)/4 |
В2 | 46 | 110 | 60 | 33 |
В3 | 8 4 2 6 | 10 6 4 8 | 16 4 10 14 | 14 10 8 12 |
В4 | 36 | 61 | 29 | 47 |
В5 | 5 бит | 32 | 5 бит | 16 |
В6 | ДМ(Л)Х | Системный блок | клавиатура | ЖЛ(М)ФН |