Использование активных методов обучения на уроках информатики и ИКТ


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Строитель Белгородской области




















Использование активных методов обучения

на уроках информатики и ИКТ.






Выполнила:

Коновалова Н.В.

учитель информатики МОУ «СОШ

3 с УИОП»

г. Строитель

















Строитель

2010

Использование активных методов обучения на уроках информатики и ИКТ.

Коновалова Надежда Владимировна учитель информатики МОУ

«СОШ № 3 с УИОП» г. Строитель Белгородской области


Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. ИКТ способствуют развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Для укрепления и развития мотивации на уроке целесообразно применение активных методов обучения: средства ИКТ, метод проектов, парацентрическая технология, анализ проблемных ситуаций, использование дидактических материалов с занимательным содержанием. Выбор метода активного обучения определяется дидактической задачей урока:

  • усвоить базовые знания по предмету;

  • систематизировать усвоенные знания;

  • сформировать навыки самоконтроля;

  • сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Одним из самых распространенных активных методов является наглядный метод обучения, который условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др.

Вообще наглядность является неотъемлемой чертой преподавания информатики в силу гибкости содержания понятия «информация»: одну и ту же информацию можно представить в виде множества графических образов. Например, блок-схемы (они наглядно представляют структуру небольшого алгоритма и процесс его исполнения), таблицы исполнения, демонстрация учителем образца деятельности за компьютером при работе с готовой программой.

Однако дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении, следует понимать несколько шире, нежели возможность зрительного восприятия. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Проводя самостоятельные задания, учащиеся могут убедиться в реальности тех процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А это, в свою очередь, позволяет ребенку убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.

Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования.

Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда Power Point. Создать простые слайды для урока при наличии практики можно за час. Это очень удобно. Учитель освобождается от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, чертеж на экране – совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран и рассматриваются основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания учитель организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги. В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

Возможно сопровождение урока не только путем показа хороших презентаций, но и привлечение звукового сопровождения. Активно использовать на уроке материалы из сети Internet.

При использовании наглядности в обучении необходимо соблюдать ряд условий:

  • применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

  • наглядность должна использоваться в меру, и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

  • наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

  • необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

  • детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

  • демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

  • привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Активное использование информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе формирует новую педагогическую технологию обучения.

Еще один из активных методов — это метод проектов. В основе формирования и развития творческого потенциала своих учеников мы видим использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов. Метод проектов — это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов». В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:

  • коммуникативные;

  • личностные;

  • социальные;

  • литературно-лингвистические;

  • математические;

  • художественно-соматические;

  • технологические.

Каждый учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Любая образовательная технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования. Каждое задание должно предполагать не только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служить для развития общего кругозора ученика, содержать занимательный факт. Такие задания будут с интересом восприниматься детьми. Формы работы с упражнениями учитель может выбрать в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: от индивидуальной для одаренных учеников до групповой в менее подготовленном классе.

В настоящее время преподавание информатики невозможно себе представить без использования различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, тренажеров различных видов, контролирующих систем для автоматизированного тестирования.

Все электронные учебные диски можно разделить на следующие классы:

  • электронные энциклопедии, справочники, учебники — подобны бумажным, только в электронном виде, которые содержат только изложение материала;

  • электронные учебные курсы-тренажеры, позволяющие не только узнать изучаемый материал, но и закрепить этот материал, отвечая на определенные вопросы и выполняя тесты или задания;

  • творческие среды, позволяющие ребенку с самого раннего возраста проявлять и развивать свои уникальные способности при работе над проектами, желательно, мультимедийными, позволяющие не только пассивно получать готовый материал, но и выдвигать свои версии и формировать свои миры.

  • контролирующие системы, которые позволяют проконтролировать уровень изученного материала;

Практически любой учитель при желании может использовать мультимедийные пособия или создать свои электронные презентации (именно по той теме, которая необходима на уроке), а также создавать тесты для своих уроков (именно с теми вопросами, которые необходимы учителю). Именно использование современных технологий позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся, а также проверить их знания.

Широкие дидактические возможности компьютерных и телекоммуникационных средств позволят обеспечить высокий уровень наглядности учебного материала, активизацию познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учения, подготовку выпускников к жизни в условиях формирующегося информационного общества.


Свежие документы:  Разработка урока информатики в 5 классе по теме: «Передача информации» ( УМК: Л.Л. Босова)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: