Использование метода проектов в школе-интернате, 8 класс





Областное казенное образовательное учреждение

«Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2» г.Курска



Использование метода проектов в школе-интернате (8 класс)



Подготовила инструктор по труду, учитель информатики

Михайлова Ольга Владимировна


2014г



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Концепция модернизации российского образования подчёркивает необходимость “ориентации образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у воспитанников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.

В информатике проект представляет собой самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы с презентацией результатов работы – как правило, это компьютерная программа. Однако в современных условиях, когда общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к их умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точек зрения различных наук, все мы сталкиваемся с необходимостью поиска новой формы учебной деятельности. Нам нужен подход, который позволил бы обучать школьников навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы, повысил бы мотивацию к обучению и дал возможность сформировать у детей целостную картину мира. Проектная деятельность – один из возможных способов достижения указанных целей.

I. Сущность проектной деятельности.

Е.С. Полат даёт такое определение методу проектов в современном понимании: “…метод, предполагающий “определённую совокупность учебно-познавательных приёмов. которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов”. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу воспитанников. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Остановлюсь на основных требованиях к использованию метода проектов:

  • наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;

  • практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

  • самостоятельная деятельность воспитанников;

  • структурирование содержательной части проекта;

  • использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий.

Критериями оценки результатов работы воспитанника будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

II. Цели и задачи проектной деятельности.

Метод проектов рассматривают как систему обучения, при которой воспитанники приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Цели и задачи проектной деятельности:

  1. контроль знаний и умений по пройденному материалу;

  2. формирование в сознании воспитанника информационной картины мира;

  3. возможность работать с компьютером;

  4. развитие умений поиска и обработки информации;

  5. работа по новым технологиям;

  6. развитие самостоятельности;

  7. умение слушать и уважать мнения учащихся;

  8. способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

  9. развитие исследовательских умений.

Работа над проектом развивает творческую активность, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.

Данная форма обучения способствует развитию коллективной учебной деятельности, при которой цель осознаётся как единая, требующая объединения всего коллектива:

  • в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности;

  • умение понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных;

  • умение наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию;

  • контроль за деятельностью выполнения проекта осуществляется членами самого коллектива.

Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учёта индивидуальных особенностей воспитанника, использование опыта воспитанника и обучении методам исследования.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое.

Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

В ходе проектирования учитель должен быть консультантом: даёт рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с воспитанниками этапы реализации проекта.

Трудности, которые могут возникнуть перед воспитанниками в ходе выполнения проекта:

  • выбор темы;

  • постановка целей и задач проекта;

  • пути их решения;

  • сравнение ожидаемого результата с тем, что они получили.

В ходе выполнения работы над проектом у воспитанников развиваются следующие способности:

  • коммуникативная – способность к общению;

  • проблемно-поисковая – способность решать жизненные вопросы;

  • рефлексивная – способность к анализу совершённой деятельности.

III. Этапы выполнения проектов.

Каждый этап работы должен внимательно и строго контролироваться. При недостаточном контроле в процессе работы над проектом возможна непроизвольная, случайная замена поставленных задач на какие-либо другие и, как следствие, выход на незапланированный результат. Это досадная, но не грубая ошибка, так как проект все равно выполняет свою функцию: воспитанники осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины. В случае замены задачи учителю необходимо помочь определить момент, когда это произошло, и провести тщательную оценку причин замены. Это поможет усилить самоконтроль воспитанников при работе над следующим проектом и избежать подобной ошибки в будущем.

Работа над проектами проходит в несколько этапов:

  1. Подготовка к работе над проектом.

  2. Выбор темы.

  3. Постановка цели и задачи проекта.

  4. Поиск информации различными способами.

  5. Поиск иллюстраций.

  6. Разработка структуры презентации.

  7. Разработка дизайна кадров.

  8. Подготовка к защите проекта.

  9. Презентация проектов (защита).

  10. Анализ проектной работы.


Использование метода проектов в нашей школе-интернате

Увидев возможности, которые открывает перед учителем и воспитанником проектная деятельность, я решила использовать данный метод обучения в процессе преподавания своего предмета — информатики. Техническое оснащение кабинета информатики вполне позволяет заняться проектной деятельностью: 10 ученических компьютеров и компьютер учителя, соединенные в локальную сеть, мультимедийный проектор, принтер, сканер, интерактивная доска, доступ в Интернет.

Методика работы над проектом

Методику проектной деятельности я рассмотрю на основе своего первого проекта «Наркотикам — НЕТ».

Замысел проекта «Наркотикам — НЕТ» продиктован реальными проблемами современного общества. С каждым годом наркоманы «молодеют». Приобщение к наркотикам очень часто происходит в школьном возрасте. Когда человек впервые попробует — он не задумывается о тех тяжелых последствиях, к которым может привести наркомания.

Тип проекта: социальный учебно-исследовательский, межпредметный,

с открытой явной координацией, внутренний (все участники проекта учатся в одном классе); долгосрочный (около 3 месяцев)

Генеральная цель проекта — борьба с наркотиками. Её можно добиться, поставив ряд более конкретных и достижимых подцелей:

  • Исследовать вопросы наркомании, задействовав изучаемые предметы

  • Исследовать причины наркомании и воздействия наркотиков на организм человека

  • Показать вред наркотиков

  • Показать перспективы наркоманов

  • Вовлечь в обсуждение проблемы воспитанников

Для исследования вопросов, связанных с наркоманией и используя ресурсы Интернета, воспитанники узнали о:

  • вреде наркотиков;

  • страшных и разрушительных последствиях употребления наркотиков;

  • отсутствии жизненных перспектив наркоманов

Воспитанники подготовили данные для того, чтобы каждый желающий мог для себя ответить на вопрос: «Есть ли жизнь с наркотиками?», другими словами увидеть перспективу наркомании.

В результате работы над проектом была подготовлена презентация о «Наркотикам – НЕТ!.

Самое главное в проектной работе − формирование таких умений, как работа в команде, сбор интересующей информации. Эта технология связывает обучение и воспитание воедино.













































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Заключение

Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшает качество образовательной работы, повышает производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность воспитанников на уроке, способствует повышению самостоятельности воспитанников при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Метод проектов наиболее интересная форма изучения и представления материала. И в то же время, это один из самых сложных приёмов обучения. Сложным для ученика своим продолжительным и обязательно качественным выполнением работы. Ведь результатом является не столько оценка за работу, а сама работа. И самое главное – её практическое использование другими людьми. Всё это накладывает большую ответственность на ребят и требует гораздо больше усилий, чем подготовка к уроку или даже контрольной работе. Но в то же время – законченная работа, и ещё важнее сам процесс, являются прекрасным стимулом для ребят, приумножающим уверенность в себе, подвигающим на новые проекты. Учителю тоже приходится много поработать. Ведь он теперь руководитель, консультант, эксперт и просто старший товарищ, который направит и поможет, и, конечно же, порадуется успехам своих учеников. А это самое главное в работе учителя – видеть радость в глазах ребят за выполненную работу, а не просто за полученную оценку!





При разработке проекта были использованы следующие материалы:

  1. Бурков В.Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. М., 1997.

  2. Новикова Т. А., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.

  3. Научно-практический журнал Завуч для администрации школы , 2003, № 6.

  4. Журнал информатика и образование 2005 г. № 8, 9, 10.

  5. Ресурсы сети Интернет.

  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000;

  7. Бухтиярова И. Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении.// Школьные технологии. 2001 №2. С. 108-115;

  8. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом.// Образование в современной школе. 2000.№4.с.21-27;

  9. Ларина Э.С. Проектная деятельность учащихся // Издательство «Учитель» Волгоград 2009.

  10. https://www.uchportal.ru/load/82-1-0-5381

  11. https://festival.1september.ru/articles/514578/

  12. https://www.k-yroky.ru/load/85-1-0-5400

  13. https://paytova.ucoz.ru/load/3-1-0-2

  14. https://edu.of.ru/corrschoolunr/default.asp?ob_no=35111




















Свежие документы:  Интеграция науки и искусств на уроках биологии

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: