Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»












Использование цифровых образовательных ресурсов

в учебном процессе








подготовила

учитель информатики и ИКТ

Щебетун Т.И.

высшая категория

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Старый Оскол Белгородской области











г. Старый Оскол

2013

Современный этап развития российского образования характеризуется устойчивыми тенденциями к фундаментализации, формированию ключевых компетенций, созданию условий для реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В связи с этим изменяются взгляды на деятельность педагога, роль которого должна измениться от роли простого транслятора знаний к достаточно сложной роли организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков

В ходе реализации личностно-ориентированного, культурологического, компетентностного подходов как факторов необходимости формирования ключевых компетенций (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) существенной проблемой является поиск разумного баланса между используемыми знаниевым и деятельностным подходами и определение потребностей системы образования в необходимых высокоэффективных средствах обучения.

Реализация относительно новой методологии деятельностного подхода порождает потребность в традиционных «бумажных» и цифровых образовательных ресурсах(ЦОР), которые позволили бы на практике перейти от обучения, носящего преимущественно информационный характери направленного в основном на исполнительскую деятельность,на формирование личности, умеющей ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях современной информационной среды, владеющей приемами творческой деятельности и способной не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое.

Под цифровым образовательным ресурсомпонимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другуюинформацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования.

В современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование, так называемого, операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. В ряде психологическихисследований указывается на создание возможностей эффективного формирования у школьников модульно-рефлексивного стиля мышления при использовании ЦОР в учебном процессе.

Использование ЦОР на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя; как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка.

На сегодняшний день известна и широко используется в педагогической деятельности следующая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

Свежие документы:  Технологическая карта по Информатике "Форматирование WEB – документа" 8 класс
  1. https://school-collection.edu.ru — Единая коллекция ЦОР;

  2. https://fcior.edu.ru/ — Федеральный банк ЭОР;

  3. https://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm — Федеральные образовательные ресурсы для общего образования;

  4. https://school.iot.ru/ — Каталог мультимедийных ресурсов сайта Интернет-обучения;

  5. https://www.bgunb.ru/links/travel_int/for_school.asp — Электронные образовательные ресурсы сети Интернет;

  6. https://catalog.iot.ru/ — Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования.

Работа с данной коллекцией позволяет констатировать тот факт, что материалы ресурсов в основном соответствуют содержанию разделов в опорных учебниках. Многие из них предлагают виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений, основанных в рамках данного раздела, а так же обеспечивают использование групповой работы. Электронные ресурсы основываются на достоверных материалах, обеспечивают, там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы, имеют удобный интерфейс.

Использование информационных источников в цифровом видена практике позволяет:

  1. организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

  2. применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности;

  3. объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

  4. создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования.

Однако при выборе ресурса неоднократно мною допускались следующие ошибки, а именно потеря времени на организацию работы с ЦОРами при использовании серии ЦОРов на уроке, частичное соответствие ресурса учебному материалу,несоответствие метода обучения выбранному ресурсу,отсутствие рекомендаций учащимся по работе с ошибками при выполнении задания в форме самоконтроля.

Из вышесказанного следует, чтобы каждый педагог должен уметь: 

  • отбирать ЦОР для образовательного процесса по предмету;

  • адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;

  • методически грамотно проектировать учебный процесс (серию уроков и отдельный урок) с тем, чтобы ЦОР, включенные в учебный контекст прежде всего стимулировали познавательную активность учащихся;

  • планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ЦОР.

Важно понимать, что при использовании готового ЦОРа или разработанного учителем нужно найти ему правильное место в уроке, не перегрузить урок их многообразием.Преподаватель, разрабатывая и используя ЦОР в учебном процессе, имеет возможность реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий учащихся, индивидуализирует тем самым процесс обучения. Может уменьшить количество излагаемого материала за счет использования демонстрационного моделирования, уменьшить количество рутиной работы, тем самым высвободить время для творческой работы и индивидуальной работы с учащимися. ЦОР не может быть редуцирован к бумажному варианту, так как при этом теряются его дидактические свойства.

Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет учителю получить возможность автоматизации контроля знаний, умений, навыков, что способствует повышению объективности оценки знаний, усилению мотивации учения, а обучающемуся – организацию самостоятельного изучения учебного материала, позволяющего повысить интеллектуальный уровень обучаемого.



Список литературы:

  1. Захарова Т.Б. О функциях школьного учебника в образовательном процессе // Проблемы школьного учебника. – М.: ИСМО РАО, 2005.

  2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Краснова Г.А., Роберт И.В., Щенников С.А. и др. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий. — Томск: Изд-во Томского университета, 2002.

  3. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — М: МПСИ, 2002.

  4. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. — М: Агентство «Издательский сервис», 2004.

  5. https://itc.tgl.ru/


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: