ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Кодирование информации с помощью знаковых систем
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Семиякин Геннадий Николаевич | |
| Место работы | МБОУ Тюнинская СОШ им. Н.И. Рыленкова Рогнединского района Брянской области |
| Должность | Учитель информатики |
| Предмет | Информатика |
| Класс | 8 |
| Тема и номер урока в теме | Кодирование информации с помощью знаковых систем (Урок № 3) |
| Базовый учебник | Угринович Н.Д., Информатика и ИКТ 8 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009) |
8. Цель урока: формировать понимание процесса обмена информацией, учить работать со знаком и образом, как носителями информации, ввести понятие формального языка.
9. Задачи:
Образовательные
— познакомить учащихся с различными видами кодирования информации;
— продолжить формирование умения кодировать и декодировать информацию;
— познакомить учащихся с таблицами перекодировки.
Развивающие
— развивать алгоритмическое мышление, память, внимательность;
— формировать познавательный интерес у учащихся;
— развивать практические навыки работы с таблицами;
— формировать умение делать выводы, обобщать;
— развивать речь учащихся.
Воспитательные
— воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе;
— формировать настойчивость в достижении поставленной цели;
— воспитывать товарищество, взаимопомощь.
Тип урока: комбинированный;
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Организационный момент |
| Организует рабочий настрой учащихся | Настраиваются на работу | 1 |
| Проверка домашнего задания |
| Рассказ ученика об использовании компьютера в профессиональной деятельности человека. |
| 4 |
| Актуализация знаний и умений |
| Проводит актуализацию по вопросам: 1. Что такое информация? 2. Какие процессы называют информационными? 3. Каким образом человек получает информацию? 4. Как передаёт человек информацию? | Повторяют ранее изученный материал с опорой на демонстрируемые ЭОР. | 4 |
| Введение новой информации |
| С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния. Форма знаков. В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов. Для долговременного хранения знаки записываются на носители информации. Для передачи информации на большие расстояния используются знаки в форме сигналов. Значение знаков. Знаки отображают объекты окружающего мира или понятия, т.е. имеют определенное значение (смысл). Знаки различаются по способу связи между их формой и значением. Иконические знаки, символы. Если неизвестно соглашение о связи формы и значения символов, то ничего нельзя сказать о смысле информации, записанной такими знаками. Существуют найденные археологами и до сих пор не расшифрованные тексты на древних языках, так как неизвестно значение знаков, которыми они записаны. В современном мире широко применяется шифрование, которое использует секретный ключ в качестве соглашения о связи формы символов с их значениями. Если секретный ключ неизвестен, то содержание передаваемого текста понять невозможно. В основе знаковой системы лежит набор знаков, называемый алфавитом. Эти знаки имеют определенную физическую природу. Естественные языки. Человек широко использует для представления информации знаковые системы, которые называются языками. В устной речи, которая используется как средство коммуникации при непосредственном общении людей, в качестве знаков языка используются различные звуки (фонемы). Формальные языки. В процессе развития науки были разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования и др.), отличие которых от естественных языков состоит в существовании ограниченного количества строгих правил грамматики и синтаксиса и в однозначной записи знаками смысла сообщения. Код. Длина кода. В процессе представления информации с помощью знаковой системы производится ее кодирование. Результатом кодирования является последовательность знаков данной знаковой системы, т. е. информационный код. Перекодирование информации из одной знаковой системы в другую. В процессе обмена информацией между людьми часто приходится переходить от одной формы представления информации к другой. Средством перекодирования служит таблица соответствия знаковых систем (таблица перекодировки), которая устанавливает взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем. Необходимые определения для записи в тетради: знаковая система, код, длина кода, кодирование информации, перекодирование информации.
| Учащиеся принимают участие в беседе, записывают определения в тетрадь.
| 15 |
| Физпауза. |
| Организация проведения физкультурной паузы. | Выполняют упражнения. | 2 |
| Закрепление изученного материала |
| Задание: кто быстро и верно кодирует и декодирует информацию. Учащиеся получают карточки с заданием и кодировочные таблицы. | Работают с карточками | 10 |
| Разъяснение домашнего задания. |
| Открываем дневники, записываем домашнее задание: учебник стр. 18 – 25, §1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, придумать свой шифр и с его помощью зашифровать своё имя и фамилию. | Записывают задания в дневники и тетради. | 4 |
| Итог урока. |
| Рефлексия. Что нового вы узнали сегодня на уроке, как это может пригодится в дальнейшей деятельности? Чему вы научились сегодня, чем это может помочь вам в обучении. | Осознают себя в процессе своей деятельности на уроке. | 5 |
Приложение к плану-конспекту урока
Кодирование информации с помощью знаковых систем
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1. | Определение кодиравания информации | Цифровые образовательные ресурсы | Видеофрагмент |
|
2. | Задание с элементами теста | Ресурсы контроля и оценки знаний учащихся | Тест |
|