Конспект урока информатики в 9 классе «Высказывание. Логические операции»


МОУ «Северная средняя общеобразовательная школа № 2

Белгородского района Белгородской области»










Конспект урока:

«Высказывание. Логические операции»




















Разработал:

учитель информатики и ИКТ

МОУ «Северная СОШ № 2»

Медведева Наталья Александровна





п.Северный, 2014

Тема:

«Высказывание. Логические операции»

Цели урока:

  • содействовать формированию у учащихся знаний о формах мышления: понятие, умозаключение, высказывание; сформировать понятия: логическое высказывание, логические операции;

  • развивать внимание, память, умение работать по заранее разработанному алгоритму;

  • вызывать желание узнавать новое.

Оборудование:

  • компьютеры;

  • проектор;

  • экран;

  • презентация «Высказывание. Логические операции»

Тип урока:

комбинированный

Структура урока:

  1. Организационный этап (1 – 2 мин.)

  2. Актуализация опорных знаний (1 – 2 мин.)

  3. Изучение нового материала (10 — 12 мин.)

  4. Первичная проверка усвоения нового материала (4 мин.)

  5. Закрепление знаний и способов действий (12 – 15 мин.)

  6. Информация о домашнем задании (2 мин.)

  7. Подведение итогов и результатов урока (2 – 3 мин.)


Ход работы


Этапы урока

Содержание

Техника организации

1. Организацион-ный этап

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Этот урок информатики проведу у вас я.

Проверка готовности класса к уроку

2. Актуализация опорных знаний

Ребята, как вы думаете, как человек мыслит? (А мышление осуществляется через понятие, высказывание, умозаключения)

Что в нашей жизни является высказывание, а что нет, мы сегодня узнаем.

Тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Высказывание. Логические операции». На уроке мы будем учиться создавать высказывания, находить в них истинность или ложность и узнаем что такое логика, умозаключение, понятие, конъюнкция, дизъюнкция и инверсия.







Объявление темы урока

Слайд 8

3. Изучение нового материала

Основы логики. В основе современной логики лежат учения, созданные еще древнегреческими мыслителями, хотя первые учения, о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии. Основоположником формальной логики является Аристотель, который впервые отделил логические формы мышления от его содержания.

Логика – это наука о формах и способах мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств.

Формы мышления. Мышление всегда осуществляется через понятие, высказывания и умозаключения.

Понятие – это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других.

Например: Прямоугольник, проливной дождь, компьютер.

Высказывание – это формулировка своего понимания окружающего мира. Высказывание является повествовательным предложением, в котором что-либо утверждается или отрицается.

Например: Истинное высказывание – Буква а – гласная. Ложное высказывание – Компьютер был изобретен в середине XIX века.

Умозаключение позволяет на основе известных фактов, выраженных в форме суждений, получать новое знание.

Умозаключение — это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение (знание или вывод).

Например: Дано высказывание: «Все углы равнобедренного треугольника равны». Получить высказывание: «Этот треугольник равносторонний» путем умозаключений. Пусть основание треугольника является сторона c. Тогда a=b. Так как в треугольнике все углы равны, следовательно, основание может быть любая другая сторона, например: a, тогда b=c, следовательно, a=b=c, треугольник равносторонний.

Логические операции. Логические операции – логическое действие. Рассмотрим три базовой логические операции – конъюнкция, дизъюнкция, отрицание и дополнительные – импликация и эквивалентность.



Конъюнкция

Дизъюнкция

Инверсия

Название

логическое умножение

логическое сложение

отрицание

Обозначение

А&В или АВ

А В

Союз в естественном языке

А и В

А или В

Не А

Таблица истинности

А

В

А&В

А

В

АВ

А

¬А

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Существую составные высказывания, которые выражаются в виде формулы, в которую войдут логические переменные и знаки логических операций.

Например: Записать в виде логического выражения следующее высказывание: «Летом Петя поедет в деревню и, если будет хорошая погода, то он пойдет на рыбалку.

Разберем это высказывание, оно состоит из следующих простых высказываний: «Летом Петя поедет в деревню», «Будет хорошая погода», «Он пойдет на рыбалку». И обозначим через логические переменные:

А=«Летом Петя поедет в деревню»;

В=«Будет хорошая погода»;

С=«Он пойдет на рыбалку»

И отсюда у нас получается логическое выражение- &(BC)

Объяснение нового материала идёт с опорой на материал презентации

Слайд 2-5

4. Первичная проверка усвоения нового материала

  1. Кто является основоположником формальной логики? (Аристотель)

  2. Что такое логика? (Логика – это наука о формах и способах мышления)

  3. Что такое понятие? (Понятие – это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других)

  4. Что такое высказывание? (Высказывание – это формулировка своего понимания окружающего мира)

  5. Что такое умозаключение? (Умозаключение — это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение (знание или вывод))

Беседа с учащимися

Слайд 6-7

5. Закрепление знаний и способов действий

  1. Составьте и запишите истинные сложные высказывания из простых с использованием логических операций.

1. «Ваш приезд не является ни необходимым, ни желательным»

А = » Ваш приезд необходим «;

В = » Ваш приезд желателен «

Ответ: А= ¬A & ¬B;

2. F = «Поиски врага длились уже три часа, но результатов не было, притаившийся враг ничем себя не выдавал»

Составляющие высказывания:

А = «Поиски врага длились три часа»

В = «Врага нашли (результат есть)»

С = «Враг себя выдал».

Ответ: F=¬ C → A & ¬B

  1. Найдите значения логических выражений:

l) F = (0v0) v(l v1);(ответ: 1) . .

2) F = (lvl) v(l v0); (ответ: 1)

3) F = (0&0)&(1&1); (ответ:0)

4) F = (1&(1 v 1)v(-0&1);(ответ:1)

Выполнение практических работ за компьютерами

Слайд 9

7. Информация о домашнем задании

Все пересаживаются за столы и записывают домашнее задание: выучить теоретический материал в тетрадях и решить логическое выражение:

  1. Z является min(Z,Y);

  2. А является mах(А,В,С);

3. Любое из чисел X,Y,Z положительно.

Учащиеся записывают домашнее задание

Слайд 10

8. Подведение итогов и результатов урока

Подведём итоги урока. Что нового мы сегодня узнали? Что вызвало затруднения? Какие вопросы возникали при выполнении практических заданий?

Оценки за урок таковы: …

Спасибо за внимание. Урок окончен. До свидания!

Учащиеся отвечают на вопросы учителя













































Список литературы:

Название

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса, в 2-х частях

9

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2012

Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 9 класса

9

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2012

Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса

9

Л.Л. Босова

https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Крестьянский дом. Внутреннее обустройство избы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: