Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №32»
Конспект урока по информатике
в 8 классе
«Кодирование информации»
подготовила
учитель информатики
Фаляхова А.З
г.Нижнекамск 2011
Кодирование информации
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательная – ввести понятия кода, кодирования информации и ее декодирования, рассмотреть примеры кодирования и декодирования информации с помощью различных кодировок.
Воспитательная – способствовать воспитанию информационной культуры и целеустремленности.
Развивающая – способствовать развитию познавательного интереса и логического мышления.
Организационный момент: учитель приветствует класс, проверяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих. Сообщает тему урока и его цель.
Актуализация опорных знаний и умений:
Вопросы для повторения.
Какие типы знаков применяются в человеческом общении? (Зрительные, слуховые, осязательные.)
Для чего человеком используются знаки? (Для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.)
Приведите примеры знаков.
В чем различие между иконическими знаками и символами?
Изучение нового материала:
Представление информации происходит в различных формах в процессе восприятия окружающей среды живыми организмами и человеком. Вокруг нас масса закодированной информации. Цифры, ноты, иконки на рабочем столе, знаки дорожного движения, химические элементы и т.п.
Преобразование информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую называется кодированием. В процессе обмена информацией часто приходится производить операции кодирования и декодирования (обратное преобразование).
Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.
Существуют три основных способа кодирования текста:
графический – с помощью специальных рисунков или значков;
числовой – с помощью чисел;
символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
Полный набор символов, используемых для кодирования текста, называется алфавитом.
Выполним несколько заданий на кодирование и декодирование информации.
Дана кодовая таблица флажковой азбуки
Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст (Бороться и искать, найти и не сдаваться):
С помощью флажковой азбуки запишите свое имя и фамилию.
А теперь, рассмотрим другой способ кодирования.
Вы, конечно, видели на упаковке многих товаров ряд вертикальных полос различной толщины, разделенных пустыми интервалами, под которым написано число. Например,
Знаете вы, наверное, и о том, что такое изображение называется штрих-кодом.
В свое время производители товаров и торговые фирмы столкнулись с серьезной проблемой: товаров много (например, средний универмаг оперирует с десятью тысячами наименований), и к каждому документ, в котором расписано, где сделан товар, на какой фирме, сколько весит, какие габариты и т.д. поэтому придумали систему кодирования этой информации в виде последовательности цифр (и штрих-кода).
Мировая система штрих-кодирования сложилась в конце 80-х и обеспечивается ассоциацией EAN (European Article Numbering Association). Создано два стандарта: американский UPC с 12 цифрами и европейский с 13. В России штрих-коды присваивает ассоциация ЮНИСКАН, которая является полноправным членом EAN. Такие ассоциации есть и во всех других странах.
Перед вами штрих-код, приведенный ранее. Он состоит из 13 цифр (система EAN-13).
Первый две цифры (или три) – код страны;
следующие пять (или четыре) – код изготовителя (предприятия);
другие пять – код товара, т.е. потребительские свойства товара (первая цифра скрывает имя товара, вторая – особенности потребительских свойств, третья – массу, четвертая – состав, пятая – цвет);
последняя цифра – контрольная.
Штрих-код страны можно определить по следующей таблице:
Штрих-код Страна | Штрих-код Страна | |
00-09 США и Канада
385 Хорватия 400-440 Германия 460-469 Россия и СНГ 471 Тайвань 474 Эстония 475 Латвия 477 Литва 480 Филиппины 482 Украина 484 Молдова 489 Гонконг 45-49 Япония 50 Великобритания 520 Греция 529 Кипр 535 Мальта 539 Ирландия 54 Бельгия и Люксембург | 560 Португалия 569 Исландия 57 Дания 590 Польша 599 Венгрия 600-601 ЮАР 611 Марокко 619 Тунис 64 Финляндия 690 Китай 70 Норвегия 729 Израиль 73 Швеция 740-745 Панама, Гватемала, Коста-Рика, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа 750 Мексика 759 Венесуэла 76 Швейцария 770 Колумбия 773 Уругвай 775 Перу | 779 Аргентина 780 Чили 786 Эквадор 789 Бразилия 80-83 Италия 84 Испания 850 Куба 858 Словакия 859 Чехия 860 Югославия 869 Турция 87 Нидерланды 880 Южная Корея 885 Таиланд 888 Сингапур 890 Индия 899 Индонезия 90-91 Австрия 93 Австралия 94 Новая Зеландия 995 Малайзия |
Сложить цифры, стоящие на четных позициях:
6 + 0 + 5 + 0 + 0 + 1 = 12
Сумму умножить на 3:
12 · 3 = 36
Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях, не считая контрольной цифры:
4 + 0 + 9 + 2 + 0 + 0 = 15
Сложить то, что получилось в результате второго и третьего действий:
36 + 15 = 51
От результата отбросить первую цифру:
получим 1
И отнять от 10 то, что получилось в пятом пункте:
10 – 1 = 9.
Этот результат должен совпадать с контрольной цифрой. Если нет – то товар поддельный.
В данном примере контрольная цифра совпадает с полученной в итоге цифрой, значит товар подлинный.
Рассмотрим еще один способ кодирования информации.
Дана кодовая таблица азбуки Морзе
Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами)?
Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова: ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ.
Закрепление нового материала:
По штрих-код определить страну изготовителя и подлинность товара (каждому выдается несколько индивидуальных карточек с различными штрих-кодами). Каждый учащийся, используя рассмотренный алгоритм должен определить по последней (контрольной) цифре подлинный товар или нет.
Постановка домашнего задания: § 1.2.3, вопросы к параграфу, конспект, найти штрих-код и по нему определить страну изготовителя и подлинность товара.
Подведение итогов урока: учитель объявляет и комментирует оценки за работу на уроке.
Список использованной литературы
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2000.
Газета «Информатика», № 44, 2004г.
Газета «Информатика», № 8, 2005г.