Организационный момент.
Ситуация успеха.
Настрой на урок. Проверка рабочих мест и посадки детей. Девиз урока: «То, что мы усвоили, не забудем никогда» — Урок математики.
— Как называется тема, над которой мы работали последние уроки? (Сложение многозначных чисел) — Кто из вас считает, что освоил эту тему хорошо и разобрался во всех особенностях сложения многозначных чисел, достиг успеха? (Поднимают руку) — Кто считает, что в сложении многозначных чисел еще остались трудности? — Контрольная работа показала, что вы все с успехом справляетесь с данной темой.
— Что необходимо помнить для успешного выполнения сложения? (алгоритм)
-
Поставить ________________ и показать, какие _____________ переполняются. Узнать, сколько _____________ будет в сумме. | Определить цифру в каждом ____________. |
— Предлагаю мастер-класс. От каждого ряда по 3 человека на выполнение 3-х шагов алгоритма и по 3 человека на решение выражения. Выполнить письменный приём сложения многозначных чисел. (На доске в столбик записаны выражения для 2-х команд-рядов): 4345 + 3215 2456 + 5326 4227 + 5217
Подведение итога. — А в какой системе вам легче выполнять сложение? (в десятичной) — Какие же могут быть ошибки при нахождении суммы?
Ошибка в записи. Как это показать графически? (Заранее заготовлены разные модели, дети выбирают подходящую)  — Записывать нужно поразрядно! Не определили переполнение разрядов.  Не прибавили единицу. 
— На экране схема №1. Составьте выражение по данной схеме.
6718 3622
X
+ (Учащиеся выполняют решение по отработанному алгоритму). | Ситуация неуспеха (разрыва). | — Схема №2. Выполнить аналогичную работу.
X 3622
6718 (Выясняется, что найти неизвестное учащиеся не могут, т.к. необходимо выполнить вычитание)
|
Контроль способа. | — Еще раз скажем, что выполнять сложение мы в данном случае не можем, т.к. нам необходимо найти часть целого, а часть находится вычитанием. Т.е. изученный способ не подходит. |
Перевод частной проблемы в общую. | — Чего мы не знаем для решения данной проблемы? (Как выполнить вычитание, т.е. алгоритм)
|
Постановка учебной задачи (мотивация) | — Какова же будет учебная задача урока? (Познакомиться с алгоритмом вычитания многозначных чисел) |
Решение учебной задачи. |
На доске модель. — Даны величины А и В. Назовите величины числом. (246 и 182). — Какая величина больше и на сколько? 
В  Величина А Величина В E 3 = 2 Е 3 = 1 E 2 = 4 Е 2 = 8 E 1 = 6 Е 1 = 2
— Как нам поступить? — Какие могут быть предположения ваших действий? (дети выдвигают гипотезы)
— Предлагаю вам поработать в группах и найти путь решения проблемы.
На столах у детей заготовки-модели величин, ножницы, карандаши. Учащиеся работают, высказывают предположения. Далее идет отчет групп. Оформление общего результата работы.
|
Обобщение знаний. Моделирование. |
— На какие вопросы мы должны будем отвечать, чтобы научиться вычитать многозначные числа? (т.е. алгоритм) Сначала выслушать детей. Затем попросить восстановить алгоритм: 1. Определить, какие разряды («разбиваются») и поставить стрелки. 2. Определить, сколько (цифр) будет в результате и сделать заготовку. 3. Определить цифру в каждом (разряде).
—
|
-
Первичное закрепление. | Вычисления выполняют столбиком в тетради (сколько успеют) 603 – 196 539 — 436 1612 – 534 602 — 540 4270 – 809 478 — 32 8027 – 768 577 — 328 |
Рефлексия | — Подтвердилась ли ваша гипотеза?
— Есть ли среди нас человек, которому все, о чем мы сегодня говорили, было недоступно? — Есть ли человек среди вас, которому было сегодня скучно? — Есть ли тот, кто все уже и до урока знал? — Кому-нибудь это показалось бесполезным? — Стало ли проблем больше/меньше?
— Определим задачу на следующий урок.
|