Конспект урока по Информатике «Алгоритм ветвления в среде программирования «Кукарача». Условная команда» 5 класс







Мажова Тамара Викторовна

МБУ лицей №6 г. Тольятти

Учитель информатики



План – конспект урока информатики в 5 классе

по теме «Алгоритм ветвления в среде программирования «Кукарача». Условная команда».


Цель урока:

Обучающая: Закрепить знания, умения и навыки использования условной команды в среде программирования «Кукарача».

Развивающая: Дальнейшее формирования алгоритмического стиля мышления, выражать и доказывать свое мнение.

Воспитывающая: Находить оптимальное решение к задачам, умение находить выход из проблемных ситуаций, взаимопонимание, взаимовыручку.


Оборудование: рабочая тетрадь, пенал, компьютер, среда программирования «Кукарача» программного продукта «Роботландии».


Раздаточный материал: карточки – задания с различными вариантами блок – схем, с текстами задач.


Ход урока:

  1. Организационный момент (1мин).

  • Проверка отсутствующих учащихся

  • Проверка готовности к уроку: наличие тетради, дневника и пенала на рабочем столе.


    1. Объявление темы и цели урока (1 мин).

На прошлом уроке мы с вами познакомились с новым видом алгоритма – ветвления, блок — схемой. Сегодня мы должны закрепить полученные знания и отработать приемы использования условной команды при решении задач.


    1. Проверка теоретических знаний (5 мин).

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

      1. Что такое алгоритм?

      2. Какие виды алгоритмов вы знаете?

      3. Что такое линейный алгоритм?

      4. Что такое алгоритм ветвления?

      5. Что такое программа?

      6. В каких случаях используют подпрограмму?

      7. Как оформить подпрограмму?


    1. Проверка домашнего задания (5 мин).

Учащимся на дом предлагалась следующая задача.

Два друга играли в крестики-нолики. До победы остался один ход. На перевернутом кубике либо «Х», либо «О». Исполнитель должен поставить этот кубик в выигрышную позицию.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1




О


Х





2





О






3




О

Х

Х





4











5





?






6





#







Учащиеся должны составить в тетради блок – схему и написать программу.

Данная задача может иметь разные варианты решения. Обсудив эти варианты, все вместе должны найти самый оптимальный – за меньшее количество ходов, за меньшее время.


Блок-схема



Оптимальный вариант программа (21 строка):

Основная программа

Подпрограмма 1

Подпрограмма 2

ЭТО ИГРА

ВВЕРХ

ЕСЛИ Х ТО КРЕСТИКИ

ИНАЧЕ НОЛИКИ

КОНЕЦ

ЭТО КРЕСТИКИ

ВПРАВО

ВВЕРХ

ВЛЕВО

ВНИЗ

ВЛЕВО

ВВЕРХ

КОНЕЦ

ЭТО НОЛИКИ

ВЛЕВО

ВВЕРХ

ВПРАВО

ВНИЗ

ВПРАВО

ВВЕРХ

КОНЕЦ



  1. Закрепление знаний, приемов и навыков (15 — 20 мин).

Учащимся предлагается решить следующие задачи. Учащимся раздаются листочки с условиями задачи и вариантами пустых блок – схемами. Они должны на листочке выбрать нужный вариант блок – схемы и оформить её, на компьютере написать программу.


Вариант 1.

На одном из перевернутых кубиков буква «И». Составить слово «ИГРА», лишнюю букву удалить с поля.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1


#









2


?









3











4



Г

Р

А






5


?









6












Вариант 2.

На одном из перевернутых кубиков буква «К». Составить слово «КЛАД», лишнюю букву удалить с поля.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1











2

#

?


Л

А

Д





3



?








4











5











6












Вариант 1 Вариант 2


Блок-схема Блок-схема

к задаче « Игра » к задаче « Клад »


нет

да



После написание программ на компьютере учащиеся проводят взаимопроверку. Учитель проверяет блок-схемы.



  1. Физкультминутка (здоровьесберегающий метод) (1 мин).

Учащиеся проводят гимнастику для глаз и позвоночника.

  1. Указательный палец правой руки поставить на кончик носа. Медленно отводим палец от носа вперед на вытянутую руки, следя глазами за пальцем. Затем медленно возвращаем палец снова к носу. Повторить 2-3 раза.

  2. Круговые движения глазами: посмотрите налево, вверх, вправо, вниз. Повторить 2-3 раза.

  3. Круговые движения глазами: посмотрите направо, вверх, налево, вниз. Повторить 2-3 раза.

  4. Потянуться высоко вверх. Задержаться в таком положении 30 секунд. Опустить руки вниз. Повторить 3-4 раза.



  1. Решение нестандартной задачи (проблемная ситуация) (7 мин).


Если на кубике находится подходящая буква, соберите слово «ОЛЕНЬ», в противном случае пусть на поле останется слово «ЛЕНЬ».



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1



Л

Е

Н

Ь





2


?









3


#









4












Составить в тетради блок – схему к данной задаче, на компьютере написать программу.


  1. Домашнее задание (3 мин).


На перевернутых кубиках есть буква «О». Составить слово «СТОЛ», лишнюю букву удалить (Программа для этой задачи состоит из 10 строк).



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1


С

Т


Л






2





?

#





3





?






4











5











6













IX. Подведение итогов. Рефлексия.

Выставление оценок.

Учащимся предлагается высказать своё мнение по поводу сегодняшнего урока. На карточках нарисованы смайлики, выражающее различное настроение от урока – «Хорошее», «Нормальное», «Плохое». Выберите тот смайлик, который отражает ваш настрой, и положите на стол учителя.



Смайлики «Мое мнение»




Раздаточный материал.


Задачи к теме «Условная команда»

ЕСЛИ ТО ИНАЧЕ


  1. На одном из перевернутых кубиков буква «И». Составить слово «ИГРА», лишнюю букву удалить с поля.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1


#









2


?









3











4



Г

Р

А






5


?









6












  1. На одном из перевернутых кубиков буква «К». Составить слово «КЛАД», лишнюю букву удалить с поля.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1











2

#

?


Л

А

Д





3



?








4











5











6












  1. Если на кубике находится подходящая буква, соберите слово «ОЛЕНЬ», в противном случае пусть на поле останется слово «ЛЕНЬ».



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1



Л

Е

Н

Ь





2


?









3


#









4












  1. На перевернутых кубиках есть буква «О». Составить слово «СТОЛ», лишнюю букву удалить .



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1


С

Т


Л






2





?

#





3





?






4











5











6

















Блок – схемы к задачам.



Блок-схема Блок-схема

к задаче « » к задаче « »


нет

да


7


Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Применение шаблонов в Publisher" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: