Конспект урока по Информатике «Алгоритмы» 9 класс


Конспект урока по теме: «Алгоритмы»

9 класс

Цели:

Образовательные:

  • помочь учащимся усвоить понятие алгоритма, свойства алгоритмов, виды алгоритмов;

  • ввести понятие исполнителя алгоритма и их типами;

  • познакомить учащихся со способами записи алгоритмов;

  • рассмотреть простые примеры алгоритмов, записанных разными способами;

  • познакомить с правилами языка программирования Паскаль.

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;

  • воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;

  • контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК;

  • прививание навыков самостоятельной работы.

  • привитие нравственных качеств: ответственность, дисциплинированность, аккуратность, собранность

Развивающие

  • развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере;

  • развитие речи

  • развитие познавательного интереса у учащихся, уверенности в собственных силах, интереса к информатике как науке;

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование:
доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
III. Теоретическая часть
IV. Практическая часть.
V. Закрепление.
VI. Д/з

VII. Итог урока.


Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент.


  1. Актуализация знаний.



III. Теоретическая часть.































































































IV. Практическая часть.





































V.Закреп­ление.







VI. Д/з




VII. Итог урока.



Здравствуйте ребята.

Тема нашего урока «Алгоритмы». Сегодня вы узнаете, что такое алго­ритмы, какие они бывают по виду, по способу задания, какими свойст­вами они обладают.

С понятием «алгоритм» вы уже знакомились на других предметах. Вспомните, пожалуйста, на каких. От какого слова происходит это слово.




Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по мате­матике, в которой описал способы выполнения арифметических дейст­вий над многозначными числами. Само слово алгоритм возникло в Ев­ропе после перевода на латынь книги этого математика.

Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое ис­полнение которых приводит к решению поставленной задачи за конеч­ное число шагов.

Вы постоянно сталкиваетесь с этим понятием в различных сферах дея­тельности человека (кулинарные книги, инструкции по использованию различных приборов, правила решения математических задач…). Обычно мы выполняем привычные действия не задумываясь, механи­чески. Например, вы хорошо знаете, как открывать ключом дверь. Од­нако, чтобы научить этому малыша, придется четко разъяснить и сами эти действия и порядок их выполнения:

  1. Достать ключ из кармана.

  2. Вставить ключ в замочную скважину.

  3. Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.

  4. Вынуть ключ.

Если вы внимательно оглянитесь вокруг, то обнаружите множество ал­горитмов которые мы с вами постоянно выполняем. Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свой­ства, которыми обладает любой алгоритм.

Свойства алгоритмов:

  1. Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных дейст­вий, следующих в определенном порядке);

  2. Детерминированность (любое действие должно быть строго и не­двусмысленно определено в каждом случае);

  3. Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения);

  4. Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с раз­ными исходными данными);

  5. Результативность (отсутствие ошибок, алгоритм должен приво­дить к правильному результату для всех допустимых входных значениях).

Виды алгоритмов:

  1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются од­нократно в заданном порядке);

  2. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание);

  3. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)

  4. Вспомогательный алгоритм (алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя).

Алгоритмы можно по разному представлять.

В устной форме.

В письменной форме на естественном языке.

В письменной форме на формальном языке.

Для более наглядного представления алгоритма широко используется графическая форма — блок-схема, которая составляется из стандартных графических объектов.

Для более наглядного представления алгоритма широко используется графическая форма — блок-схема, которая составляется из стандартных графических объектов.



Запишите пример алгоритма, представленного с помощью блок-схемы.












Стадии создания алгоритма:

1. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает.

2. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту (в том числе и человеку), который будет выполнять описанные в алгоритме действия.

Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем.

Исполнитель — объект, который выполняет алгоритм.

Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры…

Компьютер – автоматический исполнитель алгоритмов.

Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется программой.

На ближайших нескольких уроках мы будет записывать алгоритмы на языке программирования Pascal. На этом уроке мы познакомимся с тем как вводить и запускать программу на языке Pascal.

Современные среды программирования позволяют программистам создавать сложные и удобные программы, имеют множество дополнительных возможностей, но для первоначального знакомства с языком программирования не подходят, т.к. нам придется сначала долго изучать их интерфейс прежде чем сможем написать простую программу. Поэтому знакомство с языком Pascal мы начнем, используя добрую старую оболочку. Пусть наши программы на этом этапе не будут выглядеть очень привлекательно, но освоив навыки программирования вы потом сможете создавать полезные и красивые программы.







Для создания текста программы дайте команду:Filе→New, теперь нужно ввести текст программы с помощью клавиатуры.

Program Hello;

Var Name: string;

Begin

Write (‘Как тебя зовут?’);

Readln (Name);

Writeln (‘Привет, ‘, Name, ‘!’);

Readln

End.

Теперь попробуем запустить нашу программу. Для этого дайте команду: RunRun (или F9).

Если, вы не допустили ошибок, то на экране появиться фраза: «Как тебя зовут?»

Введите каждый своё имя.

На экране появляется фраза «Привет, (имя)!»


Если вы допустили ошибку при наборе программы, то появится сообщение об этой ошибке:


Исправив ошибки, вы получите результат, который мы рассмотрели выше.

Теперь сохраним программу. Для этого надо дать команду:

Filе→Save as→Введите имя программы→Ok.

Итак, давайте закрепим полученные на сегодняшнем уроке знания.

Вопросы:

  • Что такое алгоритм? Приведите примеры алгоритмов.

  • Какие свойства алгоритмов вы знаете?

  • Какие виды алгоритмов вы знаете?

  • Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

  • Что такое исполнитель алгоритмов?

  • Что такое программа?

Домашнее задание:

Знать, что такое алгоритм, свойства и виды алгоритмов, способы записи алгоритмов. Дополнительное задание: найдите информацию о наиболее распространенных языках программирования.

На уроке мы познакомились с тем, что такое алгоритм, какими свойствами он обладает и как его можно записать. Начали знакомиться с программирование на языке Pascal и написали свою небольшую программу.

«Благодарю всех за внимание».

Заходят в кабинет и садятся за теоретические столы.

Записывают тему урока в тетради.

Возможные ответы: на математике при решении задач и уравнений, слово «алгоритм» очень похоже на слово «алгебра».







Записывают определение алгоритма.














Приводят свои примеры алгоритмов. Например, алгоритм приготовления чая, алгоритм решения уравнения.



Записывают свойства в тетрадь.








Приводят свои примеры для каждого вида.

1.Решение линейного уравнения.

2. Работа стиральной машинки.

3.Решение квадратного уравнения.

4. Решение системы уравнений, содержащих квадратное уравнение.







Записывают основные блоки и пример блок-схемы.









Приводят примеры идеальных (роботы, машины) и неидеальных исполнителей (люди и животные).

















Садятся за ПК и открывают оболочку


Набирают программу.













Выполняют команду.






Вводят свои имена.























Записывают задание в дневники.


Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по Информатике "Путешествие в страну «Инфознайка»" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: