Конспект урока по Информатике «Алгоритмы и их исполнители»


Тема: Алгоритмы и их исполнители.


Цель:

  • помочь учащимся получить представление о алгоритме и его формальном исполнении, свойствах алгоритма и его исполнителях;

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

  • развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:

  • Компьютер, презентация, эл.учебник

    • Рабочая тетрадь, учебник.

.

Тип урока: Изучение нового материала и первичному закреплению новых знаний


Гигиенические требования:

— оптимизация нагрузки

— смена видов деятельности

— соблюдение правил ТБ

План урока:

  1. организационный момент

  2. изучение нового материала

  • теоретическая часть

  • практическая часть

  1. рефлексия

  2. подведение итогов, домашнее задание


Ход урока:

1. Организационный момент (тема, цель, задачи)

Разминка

Учащимся предлагается задача: как пожарить три котлеты за три минуты, если каждая сторона котлеты жарится по одной минуте, а на сковородку помещается только две котлеты.

Решение:

  • первая минута: жарим две котлеты с одной стороны;

  • вторая минута: одну котлету переворачиваем, вторую убираем со сковородки, кладем жариться третью котлету;

  • третья минута: первую (готовую) котлету убираем, кладем вторую (недожаренную с одной стороны) и дожариваем до конца.

Мотивация.

.. для решения данной задачи необходимо было составить некий план действий, который и привел к нужному результату. Как по-другому назвать слово “план”? Последовательность шагов, инструкция, способ действий. Но существует более “научное” слово – АЛГОРИТМ. На информатике это важное слово будет применяться очень часто.

2. Изучение нового материала (информационная компетенция, коммуникативная компетенция)

Алгоритм — это точное и понятное указание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели.

Пример: алгоритм приготовления растворимого кофе.

Основные свойства алгоритмов следующие:


1. Понятность для исполнителя — исполнитель алгоритма должен понимать, как его выполнять.

2. Дискpетность — алгоритм должен быть разбит на конечное число простых шагов (этапов).

3.Опpеделенность — каждое правило алгоритма должно быть четким.

4. Pезультативность (или конечность) состоит в том, что за конечное число шагов алгоpитм должен пpиводить к pешению задачи.

5. Массовость  должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными.

Формы записи алгоритмов:

  • Словесная — естественный язык (пример — любые инструкции, рецепты и т.п.)

  • Графический — блок-схема (рассмотрим на следующем уроке)

C:Documents and SettingsAdminРабочий столУРОКИ 2014-2015как завязать галстук.jpg C:Documents and SettingsAdminРабочий столУРОКИ 2014-2015платок.gif

  • Программа — изложение алгоритма специально для ЭВМ в понятных ей символах, словах и командах (иначе говоря — языком программирования).

В качестве исполнителя алгоритмов в «докомпьютерную» эру подразумевался. Человек постоянно пользуется алгоритмами, не задумываясь над этим, машинально (автоматически). Открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, как это сделать.:

  1. Достать ключ.

  2. Вставить ключ в замочную скважину.

  3. Повернуть ключ против часовой стрелки на 2 оборота.

  4. Вынуть ключ.

Сегодня в качестве исполнителей алгоритмов человеку служат многие автоматические устройства и, прежде всего, конечно, компьютер. При этом составление алгоритма должно быть особенно ответственным и тщательным, так как машина не может домысливать и исправлять ошибки. В этом смысле она — идеальный исполнитель. При реализации алгоритма для ЭВМ его шаги становятся операторами, а вся их последовательность — программой.

Учащимся предлагается решить следующие задачи:
Словесная форма записи алгоритма

1.Человеку, находящемуся на берегу реки, нужно переправить на противоположный берег волка, козу и капусту. В лодку человек может взять одновременно только одного «пассажира». Нельзя оставить вместе волка с козой и козу с капустой.

Решение:

  • Переправить козу.

  • Возвратиться самому.

  • Переправить волка.

  • Возвратиться вместе с козой.

  • Переправить капусту.

  • Возвратиться самому.

  • Переправить козу.

Практическая часть

(информационная компетенция, компетенция решения проблем)

ЗАДАНИЯ:

  • Можно ли создать исполнителя алгоритмов, который может всё?

  • Запишите алгоритм рыбной ловли (или заварки чая).

  • Какими допустимыми командами Вы снабдили бы автомат, заменяющий: а) кассира в магазине; б) дворника; в) охранника; г) директора школы?

  • Имеются два кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Напишите алгоритм для того, чтобы набрать из реки 7 л воды (можно пользоваться только этими кувшинами).

  • (Старинная русская задача). Некий человек должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. За один перевоз он может перевезти только кого-то одного. Составьте алгоритм перевоза так, чтобы никто никого не съел.

  • С числом разрешается производить только два действия: умножать на два и стирать последнюю цифру. Составьте алгоритм получения из числа 458 числа 14.

  1. Рефлексия.

1. Что такое алгоритм? Приведите примеры алгоритмов. 
3. Что такое исполнитель алгоритма? 

  1. Подведение итогов, домашнее задание.

Выучить теоретический материал в тетради, придумать примеры алгоритмов(составить алгоритм к заданию)





Дополнительное задание:

Выполнить в программе PowerPoint и записать в тетради алгоритм рисования снеговика.

2.GIF (3288 bytes)



Свежие документы:  Превращение одного вида механической энергии в другой

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: