Конспект урока по Информатике «Данные. Типы данных. Диалоговые программы» 10 класс




Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга





Основы программирования
на языке Паскаль



Тема: Данные. Типы данных. Диалоговые программы

Урок №3

10 класс







Учитель высшей квалификационной категории
Тарасова Елена Евгеньевна









2010

Урок №3

Тема: Данные. Типы данных. Диалоговые программы.

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

  1. Познавательная:

  • познакомить учеников с принципами создания простейших диалоговых программ в языке программирования Паскаль;

  • научить применять команды ввода-вывода и присваивания при составлении программ.

  1. Развивающая:

  • учить анализировать и сравнивать.

  1. Воспитательная:

  • способствовать формированию партнерских отношений в классе.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • презентация;

  • карточки — задания.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний и умений: повторение сформированных умений и навыков, проведение проверочных упражнений.

  3. Мотивация. Сообщение цели и темы урока.

  4. Введение нового материала, выполнение заданий на их освоение.

  5. Первичное восприятие нового материала: тренировочные упражнения по алгоритму.

  6. Выполнение заданий на применение полученных знаний.

  7. Рефлексия. Задание на дом.

  8. Подведение итогов урока.

Ход урока

Основное содержание учебного материла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

 

Проверяет готовность к уроку учащихся, оборудования, выявление отсутствующих

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.

  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Проверка домашнего задания

    1. Проверяет выборочно упражнения из домашнего задания

Ученик работает с интерактивной доской, выполняя задания из домашней работы

Повторение пройденного материала

    1. На доске даны ключевые слова языка программирования Паскаль: begin, end, program …, const…, var…, {основная программа}.
      Описать структуру программы на Паскале.

Ученик работает у доски, из ключевых слов описывает структуру программы на Паскале.

Презентация (слайд 2-6)

Проверка пройденного материала

Читает задание:

  1. Какие данные относятся к типу Integer, Real, String

  2. При каких значениях X следующие равенства будут правильными?

  • Х div 5 = 8

  • 50 div X = 7

  • 50 mod X = 7

  1. Определите, что будет выведено на экран после выполнения следующих операторов:

X:=2.75;

Y:=3;

Z:=-(x-y)/0.5;

Writeln(‘Z=’,Z);

X:=2;

Y:=3;

Z:=(x+y)/0.5;

Writeln(Z);

X:=75;

Y:=3;

Z:=(x-y)/2;

Writeln(‘Ответ:’,Z);


  1. Дана серия операторов:
    n:=3*n;
    n:=3-n;
    n:=n*n;
    После выполнения этой серии переменная n получила
    значение 0.
    Найдите начальное значение этой переменной.

  2. Дана программа. Исправьте ошибки и запишите, что будет выведено на экран.

Program 2 pr;
Var b,S: integer;
Begin
a:=10;

b:=12;

Writeln (Стороны прямоугольника’, а,’ и ’, b)

S=a*b;
Write ( ‘
Площадь =’,S);
End

  1. Подчеркните в данной программе:
    оператор присваивания;
    оператор вывода данных;
    оператор описания переменных

Ученики выполняют задания, ответ записывают в путевой лист.

2.Ответ:


Х= 40; 41; 42; 43; 44
Х=7
Х=43



    1. Ответ:


Z=0.5




10


Ответ:36




    1. N=1









5.
Program pr;
Var a, b,S: integer;
Begin
a:=10;

b:=12;

Writeln (‘Стороны прямоугольника’, а,’ и’, b);

S:=a*b;
Write ( ‘
Площадь =’,S);
End.

Работа с интерактивной доской.

Проверка заданий.



Критерии оценки работы группы:

5 правильных ответов – «5» бонусов

4 правильных ответа – «4» бонуса

3 правильных ответа – «3» бонуса


Работа в группах. Меняются путевыми листами.

Оценивают работу команд.

Учащиеся оценивают работу каждого члена своей команды, распределяя полученные бонусы между членами команды

  1. Мотивация целеполагание. Сообщение темы урока.

Показ презентации.  (Слайд 7), ученики дают подробные пояснения к ответам.

  1. Задает вопросы:

  • Для решения какой задачи составлена данная программа?

  • Для какого количества прямоугольников можно вычислить площадь с помощью данной программы?

  • Какое свойство алгоритма нарушено в данной программе?

  • Как изменить текст программы, чтобы исходные данные вводились пользователем и был организован диалог человека с компьютером?

  • Какую операцию (оператор) требуется изучить в Паскале?

  1. Предлагает определить тему урока и сформулировать цель.

  1. Отвечают на вопросы.

  • Данная программа составлена для вычисления площади прямоугольника.

  • Данная программа вычислит площадь только одного прямоугольника со сторонами 10см и 12 см.

  • Свойство массовость.

  1. Предлагают свои варианты темы урока:

  • Организация диалога пользователя и компьютера. Операция ввода данных.

  • Формулируют цель: узнать, как выглядит оператор ввода данных, научиться составлять диалоговые программы.

Записывают тему урока в тетрадь.

  1. Первичное восприятие нового материала.

Презентация. Слайд 7-8

Знакомит учащихся с оператором ввода Read, его форматами, правилами ввода данных.

Ученики слушают, делают записи в тетрадях.











  1. Первичное осознание и осмысление нового материала

Показ слайда с решением задачи (№9)

Запишите полное решение программы вычисления площади прямоугольника, длины сторон которого вводятся с клавиатуры.

  • Записывают этапы решения задачи с помощью компьютера.

  • Составляют программу.

  1. Применение полученных знаний.

Слайд 10.

Работа с интерактивной доской или за компьютером.

Учитель предлагает задания.

1. Ввести три числа, найти их сумму и произведение.

Пример:

Введите три числа:

4 5 7

4+5+7=16

4*5*7=140

  1. Ввести три числа, найти их сумму, произведение и среднее арифметическое.

Пример:

Введите три числа:

4 5 7

4+5+7=16

4*5*7=140

(4+5+7)/3=5.33

Учащиеся могут выполнять предложенные задания самостоятельно за компьютером и записать в тетрадь решения или решать задания вместе с учителем у доски.

  1. Рефлексия


За компьютером расположены карточки с тремя видами знаков (восклицательный, вопросительный, точка).

На доске закрепить знак, который соответствует:

  • «!» — было легко и все понятно;

  • «.» — возникли трудности, которые я преодолеваю;

  • «?»- работать было трудно, много непонятного.


  1. Подведение итогов урока.
    Формирование домашнего задания.





Свежие документы:  Конспект урока на тему "Величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: