Составитель: учитель информатики Акулинин О.В.
Урок информатики в 9 классе
«Электронные таблицы: среда и принципы работы»
Тип урока: закрепление.
Цели урока:
Повышение информационной культуры учащихся и уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
Развитие представлений учащихся о прикладном значении программы MS—Excel.
Задачи урока:
1. Показать обучающимся разнообразие применения электронных таблиц и вычислительной техники;
2. Научиться применять полученные знания при решении математических задач;
3.Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач;
4. Закрепить основные навыки работы с электронными таблицами;
5. Повышение познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
Оборудование: посадочные места, компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы закрепим и обобщим полученые знания по теме «Электронная таблица: среда и принципы работы».
Программа EXCEL
Программа EXCEL входит в состав стандартного пакета Microsoft Office наряду с другими полезными программами фирмы Microsoft. Но, на мой взгляд, EXCEL на много выделяется по своей функциональности от своих собратьев. И это понятно, ведь программа EXCEL это лучший, а иногда и главный помощник для бухгалтера, менеджера, налогового инспектора, конечно же, аудиторов всех мастей. То есть для всех тех, кто нашу жизнь переводит в столбики цифр и пытается составить хоть какую-нибудь систему отчетности.
На этом уроке будут описываться приемы, облегчающие работы с EXCEL.
Не секрет, что любую операцию на ПК можно выполнить несколькими способами, и EXCEL в этом не исключение. Например, чтобы итоговою сумму выделить жирным шрифтом, необязательно брать в руки мышку и целиться курсором в букву Ж на панели инструментов, просто достаточно находясь в данной ячейке нажать одновременно клавишу Ctr и цифру 2. Вот именно таким приемам, которые я условно назвал «Возможности и хитрости EXCEL».
II. Теоретический материал.
Возможности и хитрости EXCEL
На самом деле хитростей никаких нет, это просто владение электронной таблицей EXCEL, которое же конечно, является желательным, но необязательным условием для работы с программой EXCEL. Но лично я думаю, что всегда нужно осваивать приемы, которые облегчают нашу жизнь. И так, мы сегодня по — новому взглянем на программу EXCEL.
Навигация в Excel
Для быстрого перемещения по листу в Excel весьма кстати придутся «горячие» клавиши (кстати, они же работают и в Word). Вот некоторые из них:
комбинация Ctrl+End перемещает курсор на последнюю заполненную ячейку рабочего документа;
Ctrl+right и Ctrl-left позволяют «перепрыгнуть» в последнюю и первую ячейку строки соответственно.
Как ввести одни и те же данные в несколько ячеек одновременно
Чтобы ввести одни и те же данные в несколько ячеек одновременно, нужно выделить эти ячейки, ввести данные и, удерживая клавишу CTRL, нажать ENTER.
Вставка строк и столбцов в Excel
Допустим, у вас есть рабочий лист, который уже содержит данные. Вам потребовалось добавить новый столбец С, а текущий сместить вправо (и все остальные). Чтобы сделать, поставьте курсор в столбце С, нажмите Ctrl + Shift + „+” (знак плюс на основной клавиатуре). В диалоговом окне добавление ячеек, выберите переключатель Столбец и нажмите OK. По такому же принципу произойдет добавление строки, только со сдвигом данных вниз. Примечание: вместо Ctrl + Shift + „+”, можно использовать Ctrl + „+” на цифровой клавиатуре.
Как подсчитать сумму в одном столбце/строке
Для того, чтобы подсчитать сумму необходимо установить курсор на ячейку, расположенную после последней заполненной ячейки и нажать значок в верхнем меню, с большой греческой буквой Сигма, похожей на «Е». В этот момент произойдёт выделение всех ячеек, расположенных выше (ниже, левее, правее) мерцающей пунктирной линией и, если в диапазон этой линии попали все необходимые для суммирования ячейки — нажать ENTER.
Помните, в начале изучения программы Excel, вы говорили о том, что эта программа позволяет решать задачи самого разного характера? Сегодняшний урок мы посвятим тому, чтобы отчасти доказать это и показать насколько широка область применения электронных таблиц. Но в начале этой серьезной работы мы немного освежим в памяти навыки работы с электронными таблицами.
III. Практикум.
Задание 1. Решите графически систему уравнений.
Физкультминутка для снятия усталости
Задание 2: Моделирование биологических процессов. Биоритм.
Первый этап. Описание задачи:
Существует гипотеза, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессом, называемым биоритмами. Эти циклы описывают три стороны самочувствия человека:
За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека. Биоритмы характеризуют подъемы и спады состояния. Считается, что «взлетам» графика, представляющего собой синусоидальную зависимость, соответствуют более благоприятные дни. Дни, в которые график переходит через ось абсцисс, считаются неблагоприятными.
Предлагаю осуществить моделирование биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на месяц вперед с целью дальнейшего анализа данных.
Цель моделирования: На основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дни для разного рода деятельности.
Формализация задачи: Объектом моделирования в этой задаче может быть любой человек или группа людей, для разного рода деятельности.
Ответ | |
Что моделируется? | Процесс изменения состояния человека. |
Чем характеризуется человек? | Датой рождения. |
Какое состояние исследуется? | Физическое, эмоциональное, интеллектуальное. |
Что известно о характере изменения состояния? | Синусоидальное изменение с периодом 23, 28 и 33 дня соответственно со дня рождения. |
С каким шагом исследуется синусоида? | 1 день. |
Какой период жизни исследуется? | 30 дней, начиная с текущего дня. |
Что надо определить? | Дни, когда кривые пересекаются ось абсцисс. |
Второй этап. Разработка модели.
Информационная модель.
Параметры | ||
Назначение | Значение | |
Человек | Дата рождения День отсчета Длительность прогноза Количество прожитых дней (х) Физический биоритм Эмоциональный биоритм Интеллектуальный биоритм | Исходные данные Исходные данные Исходные данные Расчетные данные Результаты Результаты Результаты |
Компьютерная модель.
Для моделирования выберем среду электронной таблицы. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:
Исходные данные;
Расчетные данные.
Составьте компьютерную модель по приведенному образцу. Введите в ячейки исходные данные, расчетные формулы:
Формула | Номер формулы | |
A9 | =$B$5 | 1 |
A10 | =A9+1 | 2 |
B9 | =СИН(2*ПИ()*(A9-$B$4)/23) | 3 |
C9 | =СИН(2*ПИ()*(A9-$B$4)/28) | 4 |
D9 | =СИН(2*ПИ()*(A9-$B$4)/33) | 5 |
Примечание: A9-$B$4 – вычисляет количество дней, прожитых человеком. При записи формул использовать вставку стандартных функций СИН(…) и ПИ(…).
Третий этап:
Компьютерный эксперимент.
Провести тестирование модели. Построить общую диаграмму для трех биоритмов.
Исследовать показания биоритмов.
Эксперимент:
Введите В4 и В5 дату рождения конкретного человека.
Проследите пересчет значений и изменения на диаграмме.
Определите неблагоприятные дни для конкретного человека.
Четвертый этап: Анализ результатов моделирования.
Проанализировать диаграмму, выбрать неблагоприятные для сдачи зачета по физической культуре (плохое физическое состояние).
Выбрать день для похода в театр или на дискотеку (хорошее эмоциональное состояние).
По кривой интеллектуального состояния выбрать дни, когда ответы на уроках будут наиболее/наименее удачными.
Задание 3: Ну а теперь, ребята, давайте попробуем стать на какое-то время экспертами-криминалистами. Каким бы странным не выглядело это предложение, но и в этой области человеческой деятельности возможно применение электронных таблиц. Итак, послушайте задание:
На месте совершения преступления обнаружен след от обуви. Из протокола допроса свидетеля (показания бабушки 75 лет) «… ой, милок, какой он рассказать точно не смогу. Хотя, запомнила, что он человек молодой и лет ему 26-28, не больше… Рост, ну не знаю, для меня уж очень большой … «. Подтвердите показания свидетеля и предоставьте следователю как можно больше информации о человеке, совершившем преступление.
Примечание: По следу (отпечатку обуви) можно узнать: рост человека; определить длину шага; создать модель человека. Если известен примерный возраст, то рассчитать идеальную массу.
Длина шага = длина ступни * 3 |
Ширина ступни = Рост / 18 |
Длина пятки = Рост / 27 |
Голова = Рост / 8 |
Плечо = (Рост — 73,6) / 2,97 |
Предплечье = (Рост — 80,4) / 3,65 |
Бедро = (Рост — 69,1) / 2,24 |
Голень = (Рост — 72,6) / 2,53 |
Идеальная масса = ((Рост * 3) / 10 — 450 + Возраст) * 0,25 + 45 |
Сейчас вы попробуйте определить основные параметры преступника и помочь следствию.
Создайте данную таблицу. Выделите столбцы В2:В11 и нажмите правую кнопку мыши. В появившемся окне выберите Формат ячеек и нажмите. В закладке Число установите Числовой формат и Число десятичных знаков 1. После окончания нажмите ОК.
III. Домашняя работа.
Задание | Примечание | |
1 | Решите графически систему уравнений.
| |
IV. Подведение итогов.
В конце урока подводим его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Каждому ученику вручается сертификат на получение оценки за урок.
Сегодня мы еще раз убедились в многофункциональности и необходимости такой, непростой, на первый взгляд программы MS Exsel. Спасибо вам за урок, надеюсь, что сегодня вы открыли для себя неизвестные функции табличного процессора. Всем спасибо! Удачи вам! До свидания.