Конспект урока по Информатике «Формирование простых запросов в БД» 9 класс


Никулина Татьяна Михайловна

ГБОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж»,

преподаватель методики математики и информатики


Урок: информатика

Тема: Формирование простых запросов в БД.

Класс: 9

Цели урока:

образовательные – познакомить учеников с видами запросов;

освоить технологические приемы по созданию запросов в среде СУБД;

научить создавать запросы;

развивающие – развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы

на компьютере; знаний в области информационных технологий, компьютерной

грамотности и информационной культуры учащихся; формировать творческую

способность учащихся;

воспитательныевоспитывать организованность, строгость, аккуратность,

четкость, правильность.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация по теме урока, листочки с заданием, листочки с алгоритмом, таблица с условиями.

Программное обеспечение: база данных Access — 2007;

Использованная литература: учебник И.Г.Семакина


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент


Проверка готовности к уроку

Проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний


Сейчас мы с вами повторим темы прошлых двух уроков: БД и СУБД.

Вам нужно ответить на вопросы:

  1. 1.Совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения.

  2. 2.Программное обеспечение, которое предназначено для работы с БД.

  3. 3.На какие 2 вида делятся БД по структуре организации данных

  4. 4.Где хранятся таблицы БД

  5. 5.Таблица, содержащая интересующие пользователя сведения, извлечённые из БД.

  6. 6.С чего начинается работа с БД?






База данных


СУБД


Реляционные и не реляционные

В файлах


Справка

С открытия БД

Новый материал


Сегодня на уроке мы с вами должны научиться создавать простые запросы в БД.

Тема нашего урока: «Формирование простых запросов в БД». Открываем тетради и записываем дату и тему урока.

Какие задачи вы поставите перед собой на урок?

Мои задачи таковы:

  • познакомить с видами запросов;

  • освоить приемы по созданию запросов в среде СУБД;

  • научить создавать запросы.

Мы знаем, что БД имеют табличную структуру.

А давайте вспомним, почему?

Пользователь должен указать имена всех полей таблицы, их типы и форматы.

Итак, сначала поговорим о типах полей.

В БД существует 4 основных типа полей. Каких, кто помнит?

В некоторых системах используются, и другие типы полей, например «Время», «День недели», «Адрес» и пр.

Одним из основных назначений реляционных баз данных является быстрый поиск хранящейся в ней информации. Наиболее мощное средство поиска нужной информации в БД — запросы. Они позволяют выбрать данные из одной или нескольких взаимосвязанных таблиц БД произвести над ними вычисления и получить результаты в виде таблиц.

Кроме того, запросы можно обновлять, удалять или добавлять данные в таблицы, а также создавать новые таблицы на основе уже существующих.

Типы запросов.

Запросы можно разделить на несколько типов: по способу формирования и по результатам действия.

По способу формирования различают следующие запросы:

> Запросы по образцу или QBE — запросы, для определения которых пользователь должен указать параметры запроса в окне конструктора, задавая образцы для поиска информации.

> Структурированные запросы или SQL — запросы, для определения которых пользователь должен описать запрос с помощью особого языка запросов, используя специальные команды и функции.

Начинающим пользователям рекомендуется использовать запросы по образцу. Они более наглядны, просты для изучения и понимания.


А сейчас я на практике покажу вам, как делается простой запрос.

Открываем БД «Страны мира».

Посмотрите на таблицу, определите количество и названия полей.

Предположим, нам нужно показать только те страны, которые расположены в части света «Европа».

1.Открываем вкладку «Создание»

2.В этой вкладке находим объект «Конструктор запросов»

3.Нажимаем кнопку «Добавить»

4.Закрываем окно

5.Мы видим, что вышло окно с названиями полей из таблицы «Страны»

6.Внизу появилась табличка, в которой нужно указать названия полей.

7.А теперь нам нужно задать условие запроса. В строке «Условия отбора» набираем нужное условие.

8.Находим поле «Часть света» и записываем – Европа — и после нажимаем Enter. Что вы заметили? (появились кавычки)

9.Нажимаем кнопку «Выполнить» (!)

10.Посмотрите, что мы увидели? (страны Европы). Если мы неправильно что-то указали, то можно вернуться назад. Нажимаем «Вид» — «Конструктор» и исправляем то, что нам нужно. (Азия)

2 запрос. Показать все столицы, которые начинаются на букву «К». (В поле «Столицы» пишем букву К *. (Приложение 1)

3 запрос. Показать все страны, которые имеют площадь больше 9 тыс. (В поле «Площадь» мы записываем >9000)

4 запрос. Показать численность населения меньше 50 тыс. (В поле «Численность населения» записываем <50000)

5 запрос. Показать столицу на букву «В и часть света «Европа» (В поле «Столица» пишем В * и в поле «Часть света» пишем «Европа». Здесь условие, как мы видим, записываем в 2 полях).

А сейчас мы должны выполнить сортировку исходной таблицы. Выделяем поле и нажимаем вот этот значок.

Выделяем поле «Страна» и сортируем это поле по возрастанию. Что мы увидели? (по алфавиту)

Выделяем поле «Столица» и сортируем это поле по убыванию.

Выделяем поле «Население» и сортируем поле по возрастанию.

Выделяем поле «Площадь» и сортируем это поле по убыванию.

Вы видите, что у вас на партах лежит алгоритм создания простых запросов. (Приложение 2)

Вам нужно прикрепить его в тетрадь.

А сейчас открываем БД, которая называется «Спортсмены». Вы видите, что на столах ещё лежит один листочек, на нём записаны запросы, которые вам нужно произвести с этой таблицей. Потом мы проверим это вместе.






ученики называют задачи







удобно, понятно





символьный, числовой, логический, «дата»





















выполняют запросы вместе с усчителем





















































































































Выполняют запросы самостоят-но

Итог, рефлексия

Итак, для чего нужны запросы в БД?

Что нового узнали на уроке?

Оцените свою работу на уроке?


Дом.задание

Запросы по 3-ей БД «Видеотека»




Приложение 1


Условия для полей с типом данных «Текстовый»


Условия для полей типа «Числовой», «Денежный» и «Счетчик»



Условия для полей с типом данных «Дата/Время»






Приложение 2


Простые запросы для БД «Спортсмены»

  1. Вывести спортсменов из США.

  2. Вывести спортсменов из России занявших 1, 2, 3 места.

  3. Вывести спортсменов, занимающихся спортивной гимнастикой.

  4. Вывести спортсменов, занимающихся легкой атлетикой.


Простые запросы для БД «Видеотека»

  1. Вывести фильмы длительностью более 100 минут.

  2. Вывести фильмы – боевики.

  3. Показать фильмы, начинающиеся на букву П.






Свежие документы:  Конспект урока на тему "Правовая ответственность родителей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: