Конспект урока по Информатике «Калькулятор-помощник математика» 5 класс


Урок информатики в 5 классе «Калькулятор-помощник математика»

Урок изучения нового материала с использованием мультимедиа технологий.


Цель урока: создать условия для работы учащихся в программе Калькулятор через знакомство с интерфейсом программы и ее применением при решении вычислительных задач, используя системно-деятельностный подход в преподавании.


Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с историей развития вычислительных устройств и программой Калькулятор.

2. Рассмотреть принцип действия программы.

3. Научиться выполнять вычислительные действия с помощью программы Калькулятор.

4. Развивать внимание, мышление учащихся при выполнении практической работы, решении задач.

5. Воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе с ПК.


Требования к уровню освоения учебного материала

Учащийся должен знать

Учащийся должен уметь

  • исторические примеры различных приспособлений для вы­полнения арифметических операций;

  • назначение программы Калькулятор;

  • технологию работы с Программой Калькулятор.


  • приводить исторические примеры приспособлений, исполь­зуемых для расчетов;

  • выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор.



Характеристика урока

Тип урока: комбинированный.


Оснащение урока

1. Демонстрационный ПК и компьютеры для учеников

2. Интерактивная доска

3. Презентация к уроку

4. Учебник: под редакцией Н.В.Макаровой «Информатика и ИКТ» (начальный уровень)


План урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение материала предыдущего урока

  3. Изучение нового материала

  4. Физкультминутка

  5. Практическая работа

  6. Подведение итогов урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

приветствие;

проверка готовности учащихся к уроку;

2. Повторение материала предыдущего урока:

Звучит первый куплет песни «Учат в школе» (Слайд 1, файл прилагается)

Учитель: — Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь – учат в школе…

Скажите, пожалуйста, ребята, а на уроках информатики мы с вами работаем с текстом?

Ученики: — Да.

Учитель: — А какая программа нам в этом помогает?

Ученики: — Программа Блокнот.

Учитель: — Молодцы. Чтобы правильно набирать текст в программе Блокнот, мы должны знать назначение вспомогательных клавиш. Давайте вспомним эти клавиши, выполнив следующее задание: (Слайд 2)

Необходимо соотнести клавишу и ее назначение, соединив их.

Задание выполняется на интерактивной доске, учащиеся по одному выходят и соединяют маркером название клавиши и ее назначение.

Учитель: Спасибо. Молодцы!


3. Изучение нового материала.

Учитель: — Ребята, давайте вспомним фрагмент песни, который мы услышали в начале урока. Чему же еще учат в школе?

Ученики: — (вспоминают песню) Умножать и вычитать.

Учитель: — Правильно! Давайте, мы с вами тоже попробуем умножить. (Слайд 3)

Можем ли мы сразу дать ответ?

Ученики: — Нет.

Учитель:- А как можно выйти из данной ситуации?

Ученики: — Посчитать столбиком (но это займет некоторое время), можно посчитать на калькуляторе.

Учитель: — Да, можно выполнить вычисления на калькуляторе. Он всегда нам может помочь, если необходимо быстро найти ответ или проверить свое решение. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока: «Калькулятор – помощник математика». (слайд 4)

Сообщение цели: На уроке мы с вами сегодня познакомимся:

— с историей развития вычислительных устройств

— и с программой Калькулятор, а также научимся выполнять вычислительные действия с ее помощью.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите на полях число и тему урока «Калькулятор – помощник математика».

Давайте, обратимся к истории развития вычислительных устройств. (Слайд 5)

С древних времен люди изобретали и совершенствовали различные счётные приспособления, с помощью которых можно было выполнять громоздкие (сложные) вычисления. (Слайд 5)

Давайте заглянем в историю развития таких приспособлений. (Слайд 6-7)

История вычислительной техники началась с попыток автоматизировать расчетные операции с помощью механических приспособлений. Полагают, что первыми «вычислительными» машинами были абак и счеты. [1] (Слайд 8-9)

Следующим этапом развития было создание суммирующей машины. (Слайд 10)

Принято считать, что «биографии» механических счетных машин ведутся от Блеза Паскаля (1623-1662), великого французского философа, математика, физика. 17-летний юноша очень хотел облегчить работу своему отцу, сборщику налогов, который просиживал дни и ночи над однообразными и утомительными расчетами. Первая модель машины оказалась неудачной. Паскаль создал еще около 50-ти моделей, работал над созданием счетной машины в течение 5-ти лет и завершил работу в 1645 году. Эта машина выполняла лишь одно арифметическое действие- сложение. Называлась она – «Паскалина». [3]

Механические арифмометры и первые машины с программным управлением были созданы в 19 в. усилиями ученых разных стран: П.Л. Чебышевым в России и Ч. Бэббиджем в Англии.

В середине 20 в. был создан компьютер и его «младший брат» калькулятор. Они являются, на данный момент, самыми совершенными счётными приспособлениями. [](Слайд 11-12)

Учитель: — Для вычислений на компьютере есть программа Калькулятор. (Слайд 13)

В тетради отметьте:

Определение: Программа Калькулятор служит для выполнения операций над числами.

Чтобы открыть данную программу необходимо преодолеть следующий путь:

Кнопка Пуск – Все программы – Стандартные – Калькулятор (записать в тетрадь)

4. Физкультурная минутка

Сейчас, давайте, все выйдем к доске и разделимся на две команды. (каждому выдается карточка с цифрой) (Приложение 1) Сейчас мы с вами будем выполнять функцию Калькулятора – считать. Я буду задавать примеры, а вы командой считать и показывать ответ с помощью карточек, кто быстрее.

Примеры:

4*9=36

50/2=25

9*9=81

60-11=49

8*9=72

15*3=45

2*19=38

7*8=56

Молодцы! Садимся!

3. Продолжение изучения нового материала: (Слайд 14)

Рассмотрим интерфейс программы Калькулятор более подробно. Окно программы очень похоже на вид обычного калькулятора. Имеет: поле ввода, кнопку сброса, кнопки арифметических действий и цифр. Кроме внешнего сходства, очень похож и принцип работы.

Демонстрация программы Калькулятор на интерактивной доске.

Примеры: 48+193= 28*54= 144/12=

! Если выполняем несколько действий подряд по порядку, то необходимо после каждого действия ставить знак равно.

Запись домашнего задания:

Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание: параграф 1.11 стр. 28, в тетради изобразить счетное устройство и дать его характеристику.

5. Практическая работа

Учащиеся рассаживаются за компьютеры на свои места.

Задание 1:

Угадывание задуманного числа. Учащиеся выполняют действия по алгоритму, который озвучивает учитель.

Фокус основан на тождестве:


Задумай число (любое)

Прибавь 4

Умножь на 3

Прибавь 3

Удвой результат

Вычти 12

Результат раздели на 6

Вычти задуманное число

Результат умножь на 4

Ты получил 12

х

х + 4

(х + 4) · 3 = 3х + 12

(3х + 12) + 3 = 3х + 15

(3х + 15) · 2 = 6х + 30

(6х + 30) – 12 = 6х + 18

(6х + 18) : 6 = х + 3

х + 3 – х = 3

3 · 4 = 12











({[(х + 4) · 3 + 3] · 2 – 12} : 6 – х) · 4 = 12

Задание 2:

Учащиеся работают по карточкам. (Приложение 2)

Проверка задания 2. (Слайд 15) Поставьте в соответствие каждой цифре букву. Какое слово у вас получилось? (Молодец) Запишите свою фамилию и имя и оцените себя.

6. Подведение итогов урока

1) Обобщение изученного материала на уроке:

Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Познакомились с историей развития вычислительных устройств, с программой Калькулятор и научились с ней работать. (Выяснить у учащихся результативность их работы. Похвалить!)

Вопросы для закрепления:

  1. Какая программа помогает решать трудные вычислительные задачи?

  2. Назовите вычислительные устройства и приспособления, которые человек использовал до появления калькулятора?

Казалось бы, такая простая программа, но такая нужная, и нам с вами еще не раз придется к ней обратиться. Всем спасибо за урок!


Литература

1. Газета «Информатика». Издательский дом «Первое сентября» №2 2010 год

2. Информатика и ИКТ: Учебник. Начальный уровень / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой.-СПб.: Питер, 2010. – 160с.: ил.

3. https://ru.wikipedia.org


Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса «Обработка информации»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: