План-конспект обобщающего урока-викторины, подготовка к контрольной работе (5 класс) Разработала: учитель информатики МБОУ «СОШ № 40» г. Братска (Иркутская область)
Класс: 5 класс
Дата:
Обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе
Цель: повторить основные темы курса Информатика и ИКТ 5 класса, подготовиться к контрольной работе.
Формируемые УУД:
Познавательные:
— формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
— формирование осознанного и произвольного построения речевого высказывания;
— формирование умения строить логические рассуждения.
Коммуникативные:
— формирование умения работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
— развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;
Регулятивные:
— формировать умение высказывать свои мысли по тексту (по рисунку);
— формировать умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
— формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Тип урока: урок повторения.
Форма урока: урок-викторина.
Оборудование:
— Персональный компьютер,
— Мультимедийный проектор.
Программное обеспечение:
— ОС Windows 7,
— программа создания презентаций PowerPoint, графический редактор Paint.
Дидактический материал:
— карточки с практическими заданиями.
Список литературы и интернет ресурсов:
— Л. Л. Босова «Занимательные задачи по информатике»;
Основные понятия:
— информация;
— действия с информацией;
— кодирование информации;
— устройство компьютера.
Структура урока:
— Организация (3 минуты).
— Мотивация (5 минуты).
— Актуализация опорных знаний и способов действий (20 минут).
— Заключение (7 минут).
— Подведение итогов (5 минут).
Ход урока
Организация
Подготовка учащихся к уроку.
Проверка присутствующих.
Мотивация
Объяснение темы и плана урока.
Д/З: Задания 28-34 (стр. 27-32). Подготовка к контрольной работе.
3. Актуализация опорных знаний и способов действий
Урок представляет собой викторину. Класс делится на две группы, каждая из которых определяет, кто какое задание в подгруппе будет делать. Каждое задание оценивается после выполнения и заносится в протокол. Правила выполнения каждого задания обсуждается заранее.
Задание № 1: Выполнить практическую работу на компьютере.
Придумать и нарисовать, используя возможности графического редактора, поздравительную открытку для команды-победителя.
Задание № 2: Выполнить тест на сообразительность.
Тест на сообразительность
Ответить на вопросы, советуясь с товарищами, ответы записать рядом с вопросом.
Учитель ложится спать в 8 часов, а будильник заводит на 9 часов. Сколько будет спать учитель? (1 час)
Может ли мужчина жениться на сестре своей вдовы? (Нет, т.к. вдова — это та, у которой умер муж)
Есть ли 7 ноября в Австралии? (Да)
У Мамеда десять овец. Все, кроме девяти умерли. Сколько осталось овец? (9)
Вы — пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя пересадками в Алжире. Сколько лет пилоту? (Вы — пилот, значит столько лет сколько вам)
Обычно месяц заканчивается 30-м или 31-м числом. В каком месяце есть 28-е число? (Во всех)
Если бы у вас была только одна спичка, и вы вошли в комнату, где есть керосиновая лампа, камин и газовая плита, что бы вы зажгли первым делом? (Спичку)
Один поезд идет из Москвы в Екатеринбург, а другой — из Екатеринбурга в Москву. Вышли они одновременно, но скорость первого в 3 раза больше скорости второго. Какой поезд будет дальше от Москвы в момент встречи?(Одинаково)
Палку нужно распилить на 12 частей. Сколько потребуется распилов? (11)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Врач прописал больному 3 укола через каждые полчаса. Сколько потребуется времени, чтобы сделать все уколы? (1 час)
Сколько цифр 9 в ряду чисел от «1» до «100»? (20)
Горело 7 свечей. З погасло. Сколько свечей осталось? (3, остальные сгорели)
Кирпич весит 1 кг плюс еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (1 кг)
Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (Под мокрым)
Задание № 3: Расшифровать пословицу.
Циферблат-ключ:
12, 6, 1, 9
3, 2, 11, 8, 6, 10, 2
7, 9, 5, 8, 11, 4.
Ответ: Дело мастера боится.
Задание № 4: Составить верные равенства.
Как можно получить верные равенства, если разрешается переложить с одного места на другое только одну спичку (палочку).
VII – V = XI (VI + V = XI);
IX – V = VI (XI – V = VI);
VI – IX = II (XI – IX = II);
VIII – III = X (VIII + II = X).
Задание № 5: Расшифровать текст.
В таблице спрятаны обрывки записок Зайца (А2, Г6, Г1, А6, В3, Б1, Г4, Б4); Волка (А3, Г2, Б3, Г5, Б2, Б6, В2, В6); и записки для вас (В5, А1, Г3, А4, В1). Восстанови эти записки (не забудьте разделить текст на слова).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
А | Мол | Гла | Оди | ц.У | яжа | яза |
Б | -е | шо | яцх | оги. | юут | адв |
В | РА! | алу | йца | цаф | Ты — | чше. |
Г | едл | нза | оде | гон | оро | вно |
Ответ: Заяц (главное для зайца – его ноги), волк (одн заяц — хорошо, а два лучше), вы (Ты Молодец. УРА!).
Задание № 6: Составить аналогию.
Проанализируйте следующие смысловые пары и впишите вместо пропусков необходимые слова.
Курица – цыпленок, лошадь — … (жеребенок)
Заяц – капуста, … — желудь (свинья);
Небо – птица, вода — … (рыба);
Человек – врач, … — ветеринар (животное);
Человек – губы, … — хобот (слон);
Лариска – крыса, Алиса — … (девочка);
Музыка – ноты, слова — … (буквы);
Платье – портной, туфли — … (сапожник);
… — сердце, машина – мотор (человек).
Задание № 7: Составить слова.
Соедините половинки слов так, чтобы получилось по 8 слов в каждой колонке.
КОСТЬ |
| ПЛАСТ | ЕЦ |
Ответ: 1-й: трибуна, фартук, паста, горшок, парад, мелодия, пакость, ураган; 2-й: пластина, паркет, палец, гитара, пирамида, футляр, наклон, Карина.
Задание № 8: Найти термины.
Найдите 10 терминов, имеющих отношение к информатике.
Ответы: Алгол, алгоритм, архив, архиватор, байт, бит, вид, вирус, вставка, вьюер, граф, директория, диск, дискета, драйвер, заставка, игра, Интернет, информатика, клавиатура, коврик, код, колонка, команда, компьютер, корзина, курсор, массив, микросхема, модем, монитор, мышка, окно, пароль, принтер, провайдер, программа, процессор, сервер, сервис, сеть, текст, файл, формат, хаб, шлюз, экран, ярлык, ячейка.
Задание № 9: Решить логическую задачу.
Света, Марина, Андрей, Кирилл и Юра держат домашних животных. У каждого либо кошка, либо собака, либо попугай.
1. Девочки не держат собак, а мальчики попугаев.
2. У Светы нет кошки.
3. У Светы и Марины разные животные.
4. У Марины и Андрея – одинаковые.
5. У Андрея и Кирилла – разные.
6. У Кирилла и Юры – одинаковые.
Какие животные у каждого?
Ответ: у Светы попугай, у Марины кошка, у Андрея кошка, у Кирилла собака, у Юры собака.
Заключение
Кроссворд «Устройство компьютера»
Многоклавишное устройство ввода.
Устройство для сбора, хранения и переработки информации.
Устройство для прослушивания музыки, звука.
Носитель информации, на который записывают программы и данные для хранения.
Устройство для быстрого перемещения по экрану.
Устройство вывода информации.
Печатающее устройство вывода.
Подведение итогов
Проверка выполненных заданий. Объявление результатов. Выставление оценок.
Протокол оценивания:
Максимальный балл | 1 команда | 2 команда | |
Задание № 1 | 10 |
|
|
Задание № 2 | 15 |
|
|
Задание № 3 | 2 |
|
|
Задание № 4 | 4 |
|
|
Задание № 5 | 6 |
|
|
Задание № 6 | 9 |
|
|
Задание № 7 | 8 |
|
|
Задание № 8 | 5 |
|
|
Задание № 9 | 4 |
|
|
Задание № 10 | 7 |
|
|
ИТОГО: | 70 баллов |
|
|