Конспект урока по Информатике «Теорема Фалеса»


Интегрированный урок

информатика + математика по теме «Теорема Фалеса»


Селивёрстова Вера Анатольевна

учитель информатики

ГБОУ СОШ №519 г. Москва



Тема урока: теорема Фалеса


Цели урока:


Образовательная: доказать теорему Фалеса, научить применять её при решении задач по математике и информатике.

Развивающая: развивать у учащихся познавательный интерес к учебным дисциплинам, умение применять свои знания на практике.

Воспитательная: воспитывать внимание, аккуратность, расширять кругозор учеников.


Оборудование и материалы:

Компьютеры, экран, проектор

Проектная работа «Теорема Фалеса».

Программа «Живая геометрия»

Плакат с рисунками 1,2,3.


Задачи учителей:

Показать практическое применение теоретических знаний учащихся при решении задач по геометрии и информатике.

Выявить межпредметные связи между математикой и информатикой


Ход урока:


Урок начинает учитель математики. Приветствие и вступительное слово о целях урока.


Фронтальный опрос учащихся:





  1. Какие отрезки называются равными?

2. Какие прямые называются параллельными? На рис. 1 покажите параллельные прямые.

  1. Какие углы называются вертикальными, внутренними накрест лежащими? Покажите их на рис.2

  2. Сформулируйте теорему о свойстве параллельных прямых, пересечённых третьей прямой.

  3. Сформулируйте признаки равенства треугольников. По каким признакам равны треугольники на рис 3?



Объяснение нового материала


Учитель математики объясняет новую тему с помощью просмотра проектной работы «Теорема Фалеса».


(Приложение 1)


Сегодня мы докажем теорему, носящую имя древнегреческого учёного Фалеса, который жил в 624-547г.г. до н.э.



  • Великий учёный Фалес Милетский основал одну из прекраснейших наук — геометрию. Известно, что Фалес Милетский имел титул одного из семи мудрецов Греции, что он был поистине первым философом, первым математиком, астрономом и вообще первым по всем наукам в Греции. Короче: он был то же для Греции, что Ломоносов для России.






Карьеру он начинал как купец и ещё в молодости попал в Египет. В Египте Фалес застрял на много лет, изучая науки в Фивах и Мемфисе. Считается, что геометрию и астрономию в Грецию привёз он.


Фалес- математик. Он измерил по тени высоту пирамиды; установил, что окружность диаметром делится пополам, что углы при основании равнобедренного треугольника равны. Ему же принадлежит теорема, что вписанный угол, опирающийся на диаметр окружности- прямой





Фалес доказал теорему: «Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне».





При активном участии учащихся разбирается доказательство теоремы с последовательным показом на экране каждого этапа построения чертежа и доказательства теоремы.


Из условия теоремы Фалеса делается вывод, что вместо сторон угла можно взять любые две прямые.




Затем ученики выполняют в тетрадях практическую задачу на деление отрезка длиной в 7см. на 6 равных частей.



Греческие ученые открыли множество геометрических свойств и создали стройную систему геометрических знаний. В ее основу они положили простейшие геометрические свойства, подсказанные опытом. Остальные свойства выводились из простейших с помощью рассуждений.


Все этапы решения задачи учащиеся видят на экране. Это способствует зрительному запоминанию алгоритма решения данной задачи.


Показ проектной работы сопровождается музыкой- игрой на гитаре, что создаёт спокойную рабочую обстановку.


Вторую часть урока ведёт учитель информатики. С помощью программы «Живая геометрия» ученики вместе с учителем на компьютерах делят отрезок на три равные части.

Выполнение практического задания


Разделить данный отрезок на 3-равные части на компьютере с помощью программы «Живая геометрия».






Используемые ИНСТРУМЕНТЫ «Живой геометрии»:

• стрелка

• линейка (отрезок, луч)

Используемые КОМАНДЫ «Живой геометрии»:

• построения

• правка

Порядок работы:

1 .Построим данный отрезок АВ

2.Проведем из т. А полупрямую а, не лежащую на прямой АВ

3.Отложим на полупрямой а 3 равных отрезка

Для этого используем команду ПОСТРОЕНИЯ— «окружность по центру и радиусу»;

зададим произвольный радиус СО и построим на полупрямой а 3 окружности.

Они отсекают на полупрямой а равные отрезки АЕ=ЕР=РО

4.Соединим точки В и О

5. Проведем через точки Е и Р прямые, параллельные прямой ВО


6. Они пересекают отрезок АВ в точках Н и I , которые делят отрезок АВ на 3 равные

части; т.к. по теореме Фалеса:

Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.

Домашнее задание.

Задача: Разделить отрезок длиной 5 см. на 7 равных частей. Выучить теорему Фалеса.


Подведение итогов урока.


Свежие документы:  Конспект урока информатики для 5 класса на тему "Текст как форма представления информации"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: