Конспект урока по информатике в 10 классе «Построение графиков функций в Excel»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»

город Строитель Белгородской области

















Конспект урока по информатике
в 10 классе

«Построение графиков функций в Excel»






подготовила

учитель информатики

Коновалова Надежда Владимировна







Строитель

2010

Пояснительная записка

Урок по теме «Построение графиков функций в Excel» 4 из 12 уроков из раздела «Электронная таблица Excel», поэтому основывается на уже имеющихся знаниях учащихся и является основой для последующих уроков. Весь урок построен на основе применения технических средств обучения, таких как интерактивная доска, персональные компьютеры, электронный учебник, Интернет, локальная сеть. Урок проводится в форме путешествия. Материал подобран с учётом индивидуальных особенностей учащихся и с целью развития их мыслительной деятельности, творческих способностей и привития интереса к предмету.


Тема «Построение графиков функций в Excel».

Дата проведения: февраль

Класс: 10

Цели урока:

обучающая: создать условия для знакомства учащихся с основными приемами построения графиков функций в программе Excel; организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по использованию программы Excel для решения задач по математике;

развивающая: способствовать формированию у учащихся логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения оперировать ранее полученными знаниями;

воспитательная: формировать информационную культуру, умения и навыки самостоятельного овладения знаниями.


Тип урока: урок закрепления знаний и способов деятельности


Форма урока: урок — путешествие


Материально-техническое оснащение урока:

  • персональные компьютеры;

  • интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор;

  • локальная сеть;

  • Интернет — https://www.klyaksa.net/test_online/;

  • Электронный учебник;

  • Учебник «Оператор ЭВМ», С.В.Киселев, Москва, издательский центр «Академия», 2008 г.

  • ОС Windows, ПО MS office







Структура урока:


Этапы

План урока

время

Средства

I



Организационный момент.

2 мин




  • взаимные приветствия учителя и учащихся;

  • фиксация отсутствующих;

  • проверка подготовленности учащихся к уроку;

  • организация внимания и внутренней готовности;

  • объяснение хода урока.


II






Проверка и актуализация знаний.

13 мин

Интерактивная доска;

проектор;

персональные компьютеры;

интернет.

Проверка знаний учащихся с использованием интерактивного плаката и электронного учебника:

  • ответы учащихся на поставленные вопросы;

  • выполнение задания на интерактивной доске;

  • тест в режиме online

  • кроссворд

Переход к новой теме.




5 мин


3 мин


5 мин


III



Изучение нового материала:

10 мин

Интерактивная доска;

проектор;

компьютер.

  • совместная постановка задач урока

  • используя интерактивную доску объяснение построения графиков функций в Excel;


IV



Закрепление знаний, умений и навыков:

8 мин


Персональные компьютеры

  • объяснение практического задания;

  • выполнение практического задания (дидактический материал — карточки).

1 мин

7 мин

V


Итоги и обобщение знаний:

8 мин

Проектор;

раздаточный

материал;

компьютеры;

локальная сеть;

проектор;

интерактивная доска.

  • работы учащиеся по локальной сети передают учителю на проверку;

  • демонстрация лучших работ учащихся через проектор на интерактивную доску;

  • выставление оценок за работы;

  • заключительная беседа.

2 мин


3 мин



1 мин

2 мин

VI

Домашнее задание.

2 мин

Параграф из учебника;

творческое задание по выбору

VII


Рефлексия.

2 мин

Интерактивная доска;

проектор.


Ход урока

  1. Организационный.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

Учитель: Уважаемые ребята обратите ваше внимание на интерактивный плакат. Вы видите, что объекты на нем расположены и соединены по спирали. Чтобы дойти до сути и достигнуть цели сегодняшнего урока, нам предстоит пройти все этапы, используя при этом ваш багаж знаний, смекалку, взаимовыручку и целеустремленность.














Кроме того, обращаю ваше внимание на бланки, которые лежат у вас на партах – это листы самооценки, куда вы в течение урока за определенный объем выполненной работы будете вносить свои оценки в соответствующие ячейки.

  1. Проверка и актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с новыми возможностями табличного процессора Excel, но прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним, что нам уже известно. А для этого мы должны перейти к интерактивному плакату и выбрать первый этап, который называется «Один за всех и все за одного». Кто желает стать первооткрывателем к достижению наших целей?

Ученик: На интерактивном плакате выбирает первый объект.

Появляется окно с вопросами. Ученик у доски отвечает на первый вопрос, а остальные задает учащимся в классе.

Учитель: Вы успешно справились с заданиями на первом этапе, переходим ко второму этапу, который называется «И один в поле воин». Кто желает покорить данный рубеж?

Ученик: Выбирает на интерактивном плакате второй объект.

Открывается окно:















Учитель: Это задание из электронного учебника, вам необходимо его выполнить в соответствии с поставленной задачей.

Ученик: На интерактивной доске методом перетаскивания выполняет задание.

Учитель: Вы уже обратили внимание, что третий этап имеет разветвление, а затем опять соединяется на 4 этапе. Мы с вами не ищем легких путей, поэтому должны выполнить оба задания, которые называются «Прямой эфир» и «Секрет».


Я выбираю «Прямой эфир» и вы видите, что открылся тест в режиме online, выполнять его вы будете за персональными компьютерами, окно с данным тестом свернуто на панели задач, разверните и приступите к выполнению, оценку за тест внесите в бланк – оценок. Время на выполнение 5 минут.

















Учитель: Одного ученика я попрошу выбрать «Секрет», есть желающие?

Ученик: выбирает «Секрет»




Учитель: В секрете сегодня находится кроссворд, составленный одним из вас, когда мы изучали тему «Логические функции», тебе нужно его решить на интерактивной доске, используя экранную клавиатуру.



Учитель: Переходим к четвертому этапу. Скажите вам знаком знак, которым обозначен этот этап?


C какой целью и каким способом его используют в Excel?


Ученик: Это мастер диаграмм.

Выбирает знак, открывается окно Мастера диаграмм. Рассказывает, как создается диаграмма.

  1. Объяснение нового материала.

Учитель: Сейчас мы повторили, как строится диаграмма и на прошлых уроках мы уже работали с Мастером диаграмм. А скажите, пожалуйста, все ли типы диаграмм вы уже применяли на уроках?

Ученик: Нет, только круговые, пузырьковые, гистограммы, графики.

Учитель: Мы с вами строили графики, а скажите ребята, на каком предмете в школе вы также строили графики различных видов?

Ученик: Мы строили графики функций на алгебре и начало анализа.

Учитель: Хорошо, а скажите, пожалуйста, что такое функция?

Ученик: Соответствие y = f (x) между переменными величинами, в силу которого каждому рассматриваемому значению некоторой величины x (аргумента, или независимого переменного) соответствует определенное значение другой величины y (зависимой переменной, или функции). Такое соответствие может быть задано различным образом, например формулой, графически или таблицей. С помощью функции математически выражаются многообразные количественные закономерности в природе.

Учитель: Действительно с понятием функции и построением графиков функций вы уже встречались при изучении алгебры и начала анализа, и сейчас мы вплотную подошли к теме нашего урока и как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься?

Ученик: Я думаю, что мы будем учиться строить графики функций, используя, Мастер диаграмм.

Учитель: Верно, записали тему урока «Построение графиков функций в Excel». Основываясь на ваших математических знаниях, и умении пользоваться Мастером диаграмм построим графики функций:

y1= x 2 и y2= x3 на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,5.


(объяснение материала через проектор.)

Учитель объясняет у доски, ученик помогает учителю и выполняет действия за компьютером, остальные учащиеся записывают алгоритм в рабочих тетрадях.

Алгоритм построения графика функций:

1. Заполнить таблицу значений.

2. Выбрать Мастер диаграмм.

3. Шаг 1 — выбрать тип диаграммы – Точечная, вид — с гладкими кривыми.

4. Шаг 2 – выбрать вкладку Ряд – добавить 2 ряда и заполнить поля Имя, Значения Х, значения У методом выделения соответствующего диапазона ячеек.

5. Шаг 3 — дать название диаграммы «Графики», название осей: X и Y.

6. Шаг 4 – выбрать место размещения диаграммы.

  1. Закрепление знаний, умений и навыков.

Учитель: Для того чтобы закрепить ваши знания и умения в построении графиков функций, вы сейчас самостоятельно построите графики функций, которые получите на карточках. После выполнения задания сохраните файл, присвоив ему следующее имя: «номер варианта_Фамилия» и по сетевому окружению поместите данный файл в папке «Графики» на 2 компьютере. Первые 5 учеников справившиеся с заданиями без ошибок получат оценку «5».

Раздаточный материал

ВАРИАНТ 1

Построить графики функций y1= 2х и y2= (1/2)х на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,5.









ВАРИАНТ 2

Построить графики функций y1= -2/х и y2=2/х на интервале [0,5 ; 5] с шагом 0,5.











  1. Итоги.

Учитель: Демонстрирует работы учащихся, на интерактивной доске, сравнивая их результат с готовыми графиками, затем вместе с детьми оценивает полученные учащимися графики.

— Ребята, у кого возникли трудности при построении графиков функций, давайте их вмести разберем.

(Если возникли вопросы, отвечает на вопросы детей)

Учитель: Скажите, пожалуйста, какова была цель нашего урока, и достигли ли мы ее?

Ученик: Сегодня на уроке мы должны были научиться строить графики функций, используя Мастер диаграмм и тип Точечная. И я считаю, что мы все научились это делать.

  1. Домашнее задание.

Учитель: Открыли дневники и записали домашнее задание:

— § 3.2.3(для всех учащихся);

— творческое задание по выбору: используя математические знания, подобрать три различные функции, которые при построении их графиков обязательно должны пересекаться и построить графики функций.

  1. Рефлексия.

Учитель: Я обращаю ваше внимание на интерактивный плакат. Скажите, все ли объекты были задействованы на нашем уроке?

Ученик: Нет, есть еще один элемент (выбирает его).

Учитель: Сейчас я попрошу вас в соответствии с тем как вы поняли тему урока, какое у вас внутреннее состояние выбрать смайлик: веселый или грустный. Расположите его на параболе.

если тема вами понята и у вас в течение урока настроение улучшилось, то разместите смайлик на ветви стремящейся вверх;

если вы чувствуете полное удовлетворение от урока, то разместите смайлик на вершине;

если у вас остались, какие-то сомнения по уровню усвоения материала и в течение урока настроение ухудшилось, то расположите смайлик на ветви стремящейся вниз.













Учитель: Спасибо за урок, до свидания.

Список использованной литературы


1. Учебник «Оператор ЭВМ», С.В.Киселев, Москва, издательский центр «Академия», 2008 г


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. https://www.klyaksa.net/test_online/

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: