Конспект урока по Информатике «В мире кодов» 5 класс


Учитель математики и информатики

ГБОУ СОШ №523 г.Москва

Аверкиев Александр Михайлович

Класс: 5


Урок информатики в 5 классе

Тема урока: «В мире кодов»

Цели урока:  
Обучающая:

  • показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;

  • отметить роль кодирования информации, научиться кодировать и декодировать информацию.

Развивающая:

  • развитие интереса учащихся к предмету «Информатика»;

  • на примере выполнения задания на ЭВМ формировать умение логически мыслить.

Воспитывающая:

  • воспитывать культуру общения, усидчивость;

  • воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других.


Ход урока

п/п

Вид

работы

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация начала урока

1

Приветствует учащихся

Приветствуют  учителя.

2


4

Демонстрирует слайд 1, 2
Это изображение является информацией?
А какой же вид информации  представлен на экране.

Учитель:

Как вы думаете, о чем нам говорит звонок.




Учитель:

Мы с вами расшифровали слово. Так как вы думаете, чем же мы будем с вами заниматься?

 

Ученик: графическая информация.
Дети разгадывают ребус.

Ученик:

Звуковая информация, перемена, начало урока, утром пробуждение.

Ученик: Кодировать или шифровать информацию….

3

Постановка учебной задачи

2

Тема нашего урока :

«В мире кодов».

Чем же мы с вами будем заниматься на уроке?

Демонстрируется 3 и 4 слайд.
Кроме кодирования мы еще научимся, и декодировать информацию..

Рассмотрим многообразие окружающих нас кодов и научимся сами кодировать информацию.


4

Решение учебной задачи

10

Рассказ учителя сопровождается соответствующей презентацией

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

Код — это система условных знаков для представления информации.
Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода. Слайд 5-7. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык. Код исполь­зуется для оценки знаний в школе (число «5» — код отличных знаний, «4» — код хороших знаний, «3» — удовлетворительных, «2» — плохих). Слайд 8

На экране слайд 9. Ребята, а кто знает, что изображено на этом слайде? (После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель объясняет).
В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. «Буквы» этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавле­ны три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.

Слайд 10. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
Всем хорошо известны следующие дорожные знаки
Слайд 11. А что же мы кодируем с помощью этих знаков?

Слайд 12. Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской области начинаются с цифры 1.

Слайд 13. В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1.

5

Закрепление материала

8

Демонстрируется 14, 15 слайды.
Учитель: 

Закодируем слово загадка.
Учитель: А теперь по исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами.
14 16 19 12 3 1

Учащиеся заполняет таблицу в карточке.

 

 

 

 

Учитель:

Что же мы с вами сделали? Декодировали информацию.



Попробуйте сами сформулировать определение декодированию.
(Слайд 15)

 

 



Определение Декодирование (Слайд 16)

Слайд 17. .Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из  каждого данного слова:
а) колос, мебель, таракан;
б) молоко, нерест, таракан;
в) кора, лото, боксер;
г) баран, рана, банщик;
д) монета; лошадь, корова

Ученик:

По исходному коду восстановили информацию
Ученик: Декодирование – процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.



Самостоятельно выполняют 

6

Физкультминутка

2

Учитель: сейчас мы проведем физкультминутку.  Я даю вам звуковую информацию, а вы ее кодируете с помощью жестов и движений.

Показать движениями:
сердце
птицу
динозавра
лук

гриб

Учащиеся  движениями «показывают» слова

 

7

Практическое занятие

10

Ребята вам необходимо выполнить следующее задание: Зашифрованы слова. Чтобы узнать зашифрованное слово, вам надо удерживая клавишу Alt с дополнительной цифровой клавиатуры поочередно вводить код каждой буквы

После выполнения задания, ребята называют слова, которые у них получились, а на экране высвечиваются правильные ответы. (Слайд 20)

Слушают учителя, находят на клавиатуре клавишу Alt и дополнительную цифровую клавиатуру

 

  

 

Выполняют практическое задание

 Учащиеся садятся за парты

8

Подведение итогов.


6

Учитель задает вопросы

Учащимся. Слайды 21 — 23

Отвечают на вопросы учителя

9

Домашнее задание.

1

 Выставляет оценки за урок. Объясняет домашнее задание. Слайд 24 


10

Рефлексия

1

Слайды 25-26. Сегодня на уроке вы все хорошо работали. Молодцы! Получили новые знания? Вы узнали больше об информации,  теперь я хочу получить от вас информацию: было ли вам интересно, хорошо ли вы усвоили урок. Закодируйте свой ответ с помощью нуля и единицы, как это принято в информатике.  Если да, то оставьте карточку с цифрой «1», если нет, то «0»

Учащиеся, отвечая на вопросы учителя, высказывают свое мнение об уроке, высказывают свои пожелания. Оставляют карточки с соответствующей цифрой.


Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Глаголы – исключения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: