Методическое планирование системы уроков по информатике в 8 классе «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дрокинская средняя общеобразовательная школа

Емельяновского района Красноярского края






Методическое планирование системы уроков по информатике
в 8 классе

«Компьютер как универсальное устройство обработки информации»



подготовила

учитель информатики

Филатова Ольга Сергеевна





с. Дрокино

2012


Методическое планирование системы уроков

по теме: Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Цели:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений о назначении и функциях компьютера

  • овладение умениями соединения блоков и устройств компьютера, внешних устройств; оперирования компьютерными информационными объектами; выполнения операций с графическим интерфейсом и файловой системой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов


Требования к результатам обучения:

Знать/понимать

  • внутренние устройства, обеспечивающие работу компьютера;

  • программный принцип работы компьютера;

  • функции операционной системы;

  • определение файла, возможности работы с файлами;

  • основные элементы рабочего стола.


Уметь

    • открывать, именовать, сохранять объекты;

    • архивировать и разархивировать файлы;

    • пользоваться меню и окнами, справочной системой.


Применять

  • организация работы с персональным компьютером и его периферийным оборудованием;

  • организация индивидуального информационного пространства, создание личных коллекций информационных объектов.

Класс: 8

Предмет: информатика



Тема урока

Дидактические

задачи урока (диагностируемые цели)

Краткое содержание,

основные понятия

Учебные задания, учебные действия учащихся


Организация процесса обучения

(используемые методы, организационные формы и средства)

Мотивация учащихся

(способы мотивирования учащихся)


1.

Основные компоненты компьютера и их функции (практическая работа №2).

1. Организацио-нный момент.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Раскрытие общей темы урока.

Метод: Иформационно-перцептивный,

Форма: фронтальное обучение,

Средства: аудиальные.

непосредственно-побуждающие, перцептивные (слушание), внутренние – мнемические (запоминание темы)



2. Актуализация знаний.

Подготовка учащихся к работе на занятии.


Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

Метод: Иформационно-перцептивный,

Форма: фронтальное обучение,

Средства: аудиальные.

Непосредственно-побуждающий; действия мышления (анализ)


3. Формирование представлений о основных устройствах ввода и вывода; составе системного блока; основных характеристиках основных устройств компьютера.

Архитектура компьютера,

состав его основных блоков и

функциональное назначении периферийного оборудования.

Восприятие учащимися нового материала, включение учащихся в активную деятельность.

Метод: Информационно-рецептивный,

Форма: фронтальное обучение,

Средства: визуальные (использование доски, ЦОР).


Интеллектуально-побуждающий


4. Формирование умений следовать требованиям техники безопасности и рациональной работы за компьютером; различать устройства ввода и вывода; оценивать возможность компьютера на основе его характеристик; соединять блоки и устройства компьютера.

Раздача группам учащихся печатных заданий на определение: кто или что является источником, а кто или что – приёмником информации.

Поиск решений и обсуждение заданий.

Ученики выполняют практическое задание, затем обсуждение задания.

Метод: репродуктивный;

Форма: индивидуальное обучение;

Средства:

визуальные (ЦОР).


интеллектуально-побуждающие


5. Закрепление знаний и контроль умений соединять блоки и устройства компьютера, получать информацию о характеристиках компьютера.

Отработка навыка соединять блоки и устройства компьютера, получать информацию о характеристиках компьютера

Выполнение практической работы

Метод: репродуктивный;

Форма: индивидуальное обучение;

Средства:

визуальные (ЦОР).


интеллектуально-побуждающие; действия мышления (классификация, обобщение).


6. Подведение итогов (постановка задания на дом).

Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках.

Учитель даёт оценку работы класса: показать успешности овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.

Метод: репродуктивный, Форма:фронтальное обучение,

Средства: аудиальные.

перспективно-побуждающие; перцептивные (слушание) действия мышления (анализ); анализ результатов (самоанализ)


2.

Программные принципы работы компьютера (практическая работа №3).


1. Организацио-нный момент.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, Раскрытие общей темы урока.

Метод: иформационно-перцептивный,

Форма: фронтальное обучение,

Средства: аудиальные.

непосредственно-побуждающие, перцептивные (слушание), внутренние – мнемические (запоминание темы)



2. Актуализация знаний по материалам предыдущего урока.

Актуализация опорных знаний о устройстве компьютера.

Актуализация знания через выполнение практического задания.


Метод: частично-поисковый

Форма: индивидуальная

Средства: компьютер.

Непосредственно -побуждающий; действия мышления (анализ)


3. Формирование представлений о видах, назначении и устройстве компьютерных сетей.

Сообщение темы, выделение главного, обобщение пройденного матермала вместе с учащимися.

Учащиеся делают конспект разбираемых презентаций.

Метод: частично-поисковый

Форма: фронтальная Средства: проектор и мультимедиа презентация

Формирование личных учебно-познавательных смыслов. Восприятие, осмысление и четкое понимание учебных и познавательных задач. Предположения способов решения задач. Фиксация верных решений в тетрадях.



4. Закрепление знаний и контроль о программном обеспечении компьютера.

Выявление, систематизация и проверка знаний, выявление недостатков и причин их появления.

Выполнение заданий

Метод: репродуктивный, Форма: индивидуальное обучение,

Средство: визуальные (ЦОР).

Рефлексия собственной деятельности на уроке, осмысление новых знаний и умений.


5. Подведение итогов (постановка задания на дом).

Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках.

Учитель даёт оценку работы класса: показать успешности овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.

Метод: репродуктивный, Форма: фронтальное обучение,

Средства: аудиальные.

Рефлексия собственной деятельности на уроке, осмысление новых знаний и умений.


3.

Файлы и файловая система (практическая работа №4).

1. Организацио-нный момент.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, Раскрытие общей темы урока.

Метод: иформационно-перцептивный,

Форма: фронтальное обучение,

Средства: аудиальные.

непосредственно-побуждающие, перцептивные (слушание), внутренние – мнемические (запоминание темы)



2. Актуализация знаний по материалам предыдущего урока.

Актуализация опорных знаний о программном обеспечении компьютера.

Учитель актуализирует знания через выполнение практического задания.


Метод: репродуктивный,

Форма: индивидуальная,

Средства: мультимедиа презентация.

Самоактуализация знаний, восприятие вопросов, ответы на вопросы, правильность/ неправильность ответов.


3. Формирование представлений о понятиях «файл»; имя файла, путь к файлу, расширение файлов, поиск файлов;

с организацией файлов, файловой структурой дисков, деревом каталога; интерфейс файловой системы.

Сообщение учителем нового материала: «файл»; имя файла, путь к файлу, расширение файлов, поиск файлов;

с организацией файлов, файловой структурой дисков, деревом каталога; интерфейс файловой системы.

Учащиеся воспринимают новый материал, фиксируют основные понятия в тетрадях, задают вопросы.

Метод: частично-поисковый

Форма: фронтальная

Средства: визуальные (ЦОР).

Формирование личных учебно-познавательных смыслов. Восприятие, осмысление и четкое понимание учебных и познавательных задач. Предположения способов решения задач. Фиксация верных решений в тетрадях.



4. Формирование умений выполнять основные операции с файлами.

Практическая работа №4 «Файлы и файловая система»

Учащиеся выполняют практическую работу

Метод: репродуктивный,

Форма: индивидуальная,

Средства: визуальные (ЦОР).

Воспроизведение знаний с помощью печатных заданий. Восприятие заданий, формулирование способов решения, правильность/ неправильность ответов.



5. Закрепление знаний и контроль.

Выявление, систематизация и проверка знаний, выявление недостатков и причин их появления.

Проверка полноты, осознанности, действительности и прочности знаний. Выполнение задания.


Метод: Репродуктивный, Форма: индивидуальное обучение,

Средства: визуальные (ЦОР).

непосредственно-побуждающие; внешние – предметные (письмо) и действия мышления (анализ); контроль (оценка).


6. Подведение итогов (постановка задания на дом).

Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках.

Учитель даёт оценку работы класса: показать успешности овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.


Метод: информационно-рецептивный,

Форма: фронтальная,

Средства: аудиальные.

Рефлексия собственной деятельности на уроке, осмысление новых знаний и умений.


4.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером























1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, Раскрытие общей темы урока.

Метод: иформационно-перцептивный,

Форма: фронтальное обучение,

Средства: аудиальные.

непосредственно-побуждающие, перцептивные (слушание), внутренние – мнемические (запоминание темы)



2. Актуализация знаний по материалам предыдущего урока.




Актуализация опорных знаний о программном и файловом обеспечении компьютера.


Учитель актуализирует знания через выполнение практического задания.


Приложение 1


Метод: репродуктивный,

Форма: индивидуальное обучение,

Средства: визуальные и аудиальные.


Подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока.




3. Формирование представлений о понятии графического пользовательского интерфейса, операционной системой, ее видами, функциями и составом.


Понятие графического пользовательского интерфейса, операционной системы, ее видами, функциями и составом.

Объяснение материала, обсуждение с учениками.

Учащиеся делают конспект разбираемых презентаций.


Метод: информационно-рецептивный,

Форма: фронтальное обучение,

Средства: визуальные.



Перцептивные (слушание, рассматривание, наблюдение)



4. Формирование умений настраивать рабочий стол Windows.


Отработка умение настраивать рабочий стол операционной системы Windows

Выполнение настройки рабочего стола.

Метод: частично-поисковый

Форма: индивидуальная

Средства: компьютер

Интеллектуально-побуждающие; действия мышления (анализ, сравнение)

5. Закрепление знаний и контроль.







Выявление, систематизация и проверка знаний, выявление недостатков и причин их появления.

Выполнение заданий, которое покажет, насколько материал сегодняшнего урока усвоен учениками.




Метод: Репродуктивный, Форма: индивидуальное обучение,

Средства: визуальные (задания)


непосредственно-побуждающие; внешние – предметные (письмо) и действия мышления (анализ); контроль (оценка).

6. Подведение итогов (постановка задания на дом).

Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности;

Оценка работы класса: показать успешности овладения содержанием урока..


Метод: репродуктивный, Форма: фронтальное обучение,

Средства: аудиальные.

перспективно-побуждающие; перцептивные (слушание) действия мышления (анализ); анализ результатов (самоанализ).

5.

Обобщающий урок по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

Определение уровня усвоения знаний по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».


Проверка полноты, осознанности, действительности и прочности знаний по системе понятий темы «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» в виде теста.

Учитель проводит инструктаж по выполнению контрольной работы, учащиеся самостоятельно отвечают на интерактивный тест состоящий из 30 вопросов

Приложение 1

Метод: репродуктивный, Форма: индивидуальное обучение,

Средства: визуальные (ЦОР).



контроль, оценка, анализ результатов (самоконтроль, самооценка, самоанализ).





Список источников:


  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям

  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. 

43


Свежие документы:  Тест на тему "Оптика"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: