Научно-методическая статья «Проектная деятельность школьника на уроках информатики и во внеурочное время как залог его успеха»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 210

Центрального района г. Санкт-Петербурга















Проектная деятельность школьника
на уроках информатики и во внеурочное время как залог его успеха.





подготовила

учитель математики и информатики

Бахарева Светлана Петровна










г. Санкт-Петербург

2012


Проектная деятельность школьника
на уроках информатики
и во внеурочное время как залог его успеха.


Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. Сухомлинский.


В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, обеспечивающей дифференциацию и индивидуализацию ее участников и ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. С нововведениями существенно меняется само представление об образовательном процессе. Новые стандарты предполагают не только формирование у ребенка определенной системы знаний, но и развитие его социальной компетентности. Это то, чего раньше в российском образовании было мало. Постепенное введение новых государственных стандартов в образовании поставило перед современным учителем тяжелую задачу – самоопределиться в поле своего собственного предмета, найдя в нем что-то новое, оригинальное, отвечающее современным требованиям. Учитель понемногу отходит от системы «рассказал – проверил – оценил», а ученик перестает находиться в роли зрителя и репродуктора, у которого проверяются и оцениваются лишь два психических процесса – восприятие и память. В современной школе появляется широкая практика
системно-деятельностного подхода к обучению. Теперь на уроке ученик сам открывает для себя новые знания, ищет, размышляет, анализирует, сравнивает, выдвигает гипотезы, обсуждает, доказывает, оценивает, систематизирует, обобщает, устанавливает причинно-следственные связи, ошибается, самостоятельно исправляет ошибку.

Мы считаем, что организация деятельности учителей нашей школы идет в ногу с современными требованиями к образованию. 11января 2009 года на базе нашей школы было открыто отделение дополнительного образования детей. Задача отделения – не только максимально занять учащихся во второй половине дня, но и через приобщение ребят к различным видам деятельности развить в них тягу к творчеству, поддержать самоопределение подростков и формирование личностной компетенции.

Многие учителя нашей школы работают как на базе основного, так и на базе дополнительного образования. Данный фактор послужил дополнением многим другим факторам, обеспечивающим стойкий «симбиоз» основного и дополнительного образования в школе. И, действительно, эти два вида образования постоянно интегрируются, дополняют друг друга и представляют основу всей осуществляемой нами учебно-воспитательной работы. Целью такой деятельности является формирование успешной личности школьника, то есть конкурентоспособного, уверенного в себе, разносторонне развитого человека, умеющего самостоятельно учиться, понимающего и осознающего свою роль в этом мире.

С сентября 2011 года наша школа начала активно внедрять проектную деятельность учащихся. Мы считаем, что проектные технологии, которые учителя используют как на уроках, так и во внеурочной работе, являются актуальными и действенными методами, формирующими необходимые современному школьнику качества.

Свежие документы:  Урок биологии в 8 классе «Значение питания в жизни человека»

Многие мои коллеги из 210-ой в своей работе с учащимися опираются на мысли великих людей:

— «лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» (О. Уайльд);

— «сначала научите ребенка быть счастливым, а потом учите его алгебре, химии, языкам и прочей ерунде» (О. Муравьева);

— «ребенок – не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь» (Плутарх).

Эти «постулаты» лежат в основе нашей работы. Зажигание «огоньков» – нелегкая, но интересная и благодарная работа. Основная задача уроков — построить обучение как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает знание в готовом виде, а организует свою деятельность на уроке так, что от него требуется максимум усилия, размышления, поиска, творчества. Для реализации таких задач мы используем в своей работе различные методы и формы обучения. Одним из таких методов и является метод проектов, который помогает нам решать задачи не только образовательные, но и воспитательные, раскрывать творческий потенциал учащихся. Метод проектов — один из немногих методов, связывающих педагогический процесс в стенах школы с реальным окружающим миром.

Помимо глобального проекта «Мир науки и искусства – детям», в котором учащиеся участвуют в течение целого учебного года и о котором подробно писали коллеги из 210-ой, на уроках и на творческих инициативах (в рамках сетки занятий отделения дополнительного образования) ребята реализовывают менее масштабные, но тоже достаточно полезные и интересные мини-проекты. В мини-проектах дети шлифуют свои знания, навыки и умения в той или иной сфере, доводят до совершенства свой инструментарий средств для достижения поставленной перед собой задачи. Это малые шаги той «огромной лестницы», на которых учащиеся оттачивают мастерство и по которым им следует подняться, чтобы достичь вершины — определенного личностного результата.

В плане реализации мини-проектов разного уровня сложности школьный предмет «Информатика и ИКТ» — благодатная почва. Во-первых, наши дети – это дети XXI века, родившиеся во время бурного развития компьютерных технологий. С раннего детства они окружены огромным количеством информации и вынуждены самостоятельно ее обрабатывать. Нам, учителям, остается лишь оттачивать этот навык, подводить его к совершенству. Во-вторых, тяжело представить сегодня нашу жизнь без компьютеров, глобальной сети Интернет. И в процессе работы над любым проектом ученику зачастую приходится прибегать к изучению современных компьютерных технологий. В-третьих, учащимся, как правило, нравится работать за компьютером, они испытывают тягу к новым технологиям в этой области. И мы, учителя, берем это на вооружение.

В школе у учителей по информатике есть свои собственные сайты или блоги. C одним из них можно ознакомиться, зайдя по электронному адресу https://bachareffa.blogspot.com/. Блог учителя – это удобная интерактивная среда для взаимодействия всех участников образовательного процесса. Чтобы это взаимодействие оказалось успешным, двусторонним – учащиеся тоже создают свои блоги. Блоги учащихся можно назвать более привычными и понятными словами – электронные тетради. Это виртуальные тетрадки, в которых дети работают за компьютером, в Сети. Пример электронной тетради ученика выложен по адресу https://hah-tim-210.blogspot.com/. Что могут делать учащиеся в электронных тетрадях? Во-первых, выполнять различные задания по предмету. Это и составление конспектов, и ответы на вопросы, и прохождение тестов, и заполнение интерактивных рабочих листов.
Во-вторых, на блог ребенок может загружать рисунки, презентации, клипы, музыку, как скаченные с Интернета, так и созданные самостоятельно.
В-третьих, что самое главное, результаты работы ученика может видеть, комментировать или даже редактировать (!) учитель или другие ученики. Это очень важно! Ребенок не один в образовательном процессе, он всегда знает, что практически в любой момент получит совет, поддержку, помощь, похвалу от других участников. Также следует отметить, что деятельность ученика на уроках, кружках и дома становится более разнообразной – ведь гораздо интереснее вести электронную тетрадь, чем обычную бумажную. Для современного школьника, несомненно, это еще один момент, мотивирующий его на успешную учебную деятельность. Знание учеником среды блогосферы, а также многих
Google-сервисов – очень полезное подспорье для проектной деятельности. Ведь в данной ситуации участники коллективного проекта или участник и руководитель проекта не ограничены территориальными барьерами, они могут быть и далеко друг от друга, но тем не менее делать одну общую работу, настроив при помощи специальных инструментов Google совместный доступ к тем или иным документам.

Свежие документы:  Программа элективного курса "Определение совместимости бытовых чистящих средств" 9 класс

Одним из первых проектов, реализуемых на уроках и факультативах по информатике – был проект «О, великий Исаакий». Учащиеся шестого класса сделали клип с приятным музыкальным сопровождением. Главной проблемой было найти интересные, необычные, приковывающие взгляд фотографии храма, а также самые яркие, «выпуклые» факты из жизни собора. Следует отметить, учащиеся проявили редкое терпение, усидчивость, я бы даже сказала некий «азарт» при выполнении этой работы. И работа получилось действительно грандиозной, торжественной, яркой. Ребята испытывали гордость, защищая свой проект и доказали, что могут работать в команде слаженно, мотивированно и успешно. Они с радостью передали диск с клипом в дар собору. Работая над проектом, учащиеся учились грамотно усваивать информацию, структурировать ее, выделять главное, находить связи. Приобрели навык целенаправленного поиска информации, поисковой деятельности.

19 ноября 2011 года вся российская наука отмечала 300 летний юбилей Михаила Васильевича Ломоносова. Поэтому еще один мини-проект решено было приурочить к этой дате. Ребята седьмого класса создавали электронный плакат, посвященный М. В. Ломоносову. Подошли к проблеме очень серьезно. Хотелось создать нечто уникальное, чего еще нет. Созданный в ходе участия в проекте продукт, с которым можно ознакомиться по адресу https://vospit-work210.blogspot.com/ позволил выявить художественные таланты учащихся, стиль их творческого, креативного мышления.

При работе над проектами ребятам пригодились и навыки работы с информацией, и владение компьютерными программами (Adobe Photoshop, Gimp, Windows Movie Maker, Proshow Producer, online сервис для создания презентаций Prezi.com).

Часто используется проектная деятельность и при изучении тем, заложенных в программе по информатике и ИКТ. Например, при изучении темы «Алгоритмы и исполнители» учащиеся восьмого класса представляли индивидуальные мини-проекты «Происхождение слова алгоритм» и «Свойства алгоритмов». Работы получились разные, но насыщенные по содержанию, яркие, интересные, осмысленные. Защита работ проходила во время урока информатики, но приглашались и другие учителя. Урок прошел в форме дискуссии, каждый имел право что-то прокомментировать, внести коррективы, согласиться, привести свои примеры, задать вопросы.

Проектная деятельность универсальна, и на классных часах уместно ее применение. Например, на открытом классном часе «Суд над Интернетом» проводилась работа с учащимися по профилактике интернет-зависимости». В ходе классного часа с помощью таких методов, как дискуссия, мозговой штурм и серия наводящих вопросов, ребята пришли к пониманию таких вопросов, как «польза (плюсы) интернета», «вред (минусы) интернета». В качестве мини-проектов учащимся было предложено сделать плакаты «за интернет» и «против интернета». Затем перед судом присяжных с помощью своих плакатов одни учащиеся доказывали «виновность» интернета, другие доказывали его «невиновность», а суд присяжных в итоге выносил свое решение «по делу интернета». Ребята в ходе классного часа показали себя самостоятельными, активно действующими людьми, умеющими принимать решение, доказывать свою точку зрения, грамотно аргументировать свою позицию, уважительно относиться к чужому мнению, логически излагать свои мысли.

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Знакомство с компьютером" 8 класс

В данный момент начинается работа учащихся школы над глобальным проектом, посвященным 200-летию победы в войне 1812 года. Ознакомиться с материалами можно по адресу https://zubrilki.net/1812/index.html. Думаем, проект приобретет масштабный характер — почти все учителя и учащиеся школы примут в нем участие.

Считаем, что в ходе работы над проектами с помощью современных компьютерных технологий, учащиеся не только учатся общению, сотрудничеству, взаимопомощи, но и приобретают столь необходимый в сегодняшнем XXI веке уровень ИКТ-компетентности. Проектная деятельность, проводимая с учащимися нашей школы, полностью отвечает задачам современного общества по подготовке знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания школьника и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. https://bachareffa.blogspot.com/
2. https://school210.ru/



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: