Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Основные принципы сохранения здоровья школьников при работе с персональным компьютером
подготовила
учитель информатики и ИКТ
Лудова Наталья Владимировна
Вторая категория
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»
г. Абакана, республики Хакасия
г. Абакан
2013
Современный мир невозможно представить без компьютера. Компьютер стал незаменимым помощником в хозяйстве, работе, стал для многих другом. Но кроме пользы, компьютер может принести и серьезный вред здоровью человека.
Последние годы все больше и больше времени дети школьного возраста проводят за компьютерами. Это связано и с учебной деятельностью, но а в большей степени с развитием сети Интернет и социальных сетей. Мы провели тестирование среди учащихся нашей школы с 5 по 11 класс, и выяснили, что школьники проводят в среднем за компьютером от 3,22 часа в день (5 класс) до 5,43 часа в день (11 класс). Очевидно, что основной вред здоровью школьники наносят не на уроках информатики, а именно дома. И комплекс мер и рекомендаций разработан именно для дома.
Прежде всего, столкнувшись с данной проблемой, я начала изучать эргономику.
Эргономика (от греч. ergon – работа и nomos – закон), научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его деятельности в современном производстве.
Эргономика возникла в связи со значительным усложнением технических средств и условий их функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека. Эргономика сформировалась на стыке наук – психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии, информатики и ряда других технических наук [17]. Так что по-другому моя работа могла бы называться «Эргономика рабочего места пользователя ПК».
Занимаясь данным вопросом, я пришла к выводу, что, прежде всего необходимо обратить внимание на следующие факторы [1, c.15], [2, c.37]:
сохранение функции опорно-двигательного аппарата, в том числе кистей рук;
сохранение зрения;
воздействие электромагнитного излучения, шума, вибрации, высоких температур, способствующих выгоранию кислорода;
требования к помещению и оборудованию рабочего места пользователя;
стресс, зависимость и психические расстройства, вызываемые работой с ПК.
По каждому разделу я постарались разработать меры, минимизирующие вредоносные воздействия. И в заключение работы я разработали советы школьникам и их родителям.
Итак, при долгой работе за компьютером, пользователя поджидают следующие «недуги» со стороны опорно-двигательного аппарата [1, c.17], [5, c.21], [6, c.78]:
Затрудняется дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным проявлениям.
Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы. Иногда возникает искривление позвоночника.
Заболевание суставов кистей рук. Возникает при длительной работе с мышкой и клавиатурой, а так же неправильной позой при работе.
Варикозное расширение вен. Возникает из-за длительного застоя крови в венах ног.
Общая мышечная слабость.
Безусловно, для сохранения здоровья позвоночника и рук необходимо соблюдать правильную позу, правильно располагаться на рабочем месте. Но так же, очень важно выполнять несложные физические комплексы [3, c.54], [8], [20], [23], [24]. Я подобрала несколько простых комплексов упражнений. Первый, короткий, при отсутствии времени. Второй комплекс необходимо выполнять раз в полтора-два часа, при длительной работе за компьютером. И третий комплекс рассчитан на 40-45 минут, его желательно выполнять 2-3 раза в неделю.
Не секрет для всех, что так же негативное влияние оказывается и на глаза человека, при использовании компьютера. Большинство постоянных пользователей ПК начинают жаловаться на здоровье через 4 часа и практически все – через 6 часов непрерывной работы перед монитором компьютера [4, c.43], [10], [22].
В 1998 году американские ученые ввели в обиход новый термин «Компьютерный Зрительный Синдром», который характеризуется
ухудшение зрения;
замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно;
двоение в глазах;
появление быстрой утомляемости при чтении;
зрительный эффект Мак-Калаха. Если перевести взгляд с экрана на черный или белый предмет, то он «окрашивается» в цвет, который доминировал на экране;
чувство жжения в глазах;
«песок» под веками;
боли в области глазниц и лба;
боли при движении глаз;
покраснение глаз.
Связано это и с пересушиванием роговицы глаза, т.к. человек неморгая смотрит на монитор, с тем, что монитор дает изображение в излученном (противоестественном для человека) свете, а так же бликами на экране. Основные рекомендации врачей связаны с уменьшением времени работы за компьютером. Но если это невозможно, то необходимо выбрать грамотно монитор, и конечно же, регулярно, через каждые 30-40 минут, выполнять небольшие комплексы упражнений для глаз. И обязательно моргать.
Одно из самых эффективных упражнений, просто подойти к окну, поморгать и посмотреть вдаль в течение 30 секунд. А так же в своей работе я привожу четыре различных комплекса упражнений для глаз, из которых каждый может выбрать подходящие именно для себя.
Только упражнениями не справиться с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения. Необходимо так же правильно оборудовать помещение и рабочие место. А так же постараться уменьшить действия статических полей, пыли, создать комфортное окружение в помещении, влажность воздуха, вентиляция, покрытие пола и стен [3, c.34], [4, c.12], [10], [22].
Но что в силах сделать практически каждый пользователь, это выбрать правильное освещение. Свет должен падать слева и не создавать бликов на поверхности монитора. В комнате обязательно должно быть светло. Дополнительные источники освещения не должны создавать бликов на экране. Свет из окна обязательно должен регулироваться, этого можнго добиться с помощью жалюзи.
Монитор необходимо располагать с небольшим наклоном (10-150 от вертикальной оси) – так, чтобы вы смотрели на него сверху вниз. Кроме того, экран должен располагаться под прямым углом к плоскости окна и непосредственно под стационарным источником искусственного освещения.
Так же необходима правильная посадка: Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм. Следовательно, ширина столешницы может быть минимум 600 мм, и только при условии плоского монитора. Для монитора на основе электронно-лучевой трубки столешница должна быть минимум 700-800 мм. Монитор должен находиться на такой высоте, что бы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 15 (то есть, примерно, верхняя часть экрана должна находиться на уровне глаз) (рис. 1) [17], [18].
Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Что бы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на ¾ длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат вдоль туловища, согнуты в ногтях ровно на 90. Задирать кисти выше, и опускать ниже категорически запрещается. То есть локтевой сгиб должен быть строго на уровне выдвижной полочки под клавиатуру (рис. 2) [15], [19].
Исходя из этого параметра, должны подгоняться все остальные. Кисти свободно должны лежать на клавиатуре. Ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке или перекладине, которая и должна обеспечить сгибание ног под прямым углом.
Желательно, что бы высота рабочей поверхности стола была 725-750 мм. Подставка под клавиатуру и мышь была ниже рабочей поверхности на 100 мм и имела достаточную длину, что бы спокойно размещалась клавиатура и мышь. Глубина рабочей поверхности должна завесить от типа монитора, и быть такой, что бы расстояние до глаз от монитора было минимум 500 мм. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной не менее 500 мм, глубиной на уровне колен – 450 мм, а на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм. У стола должна быть перекладина для ног, или подставка под ноги [17], [18].
Изучая данную тему, я обошла многие магазины города Абакана, и пришли к выводу, что столов для компьютера, соответствующих требованиям эргономики, в продаже нет. Имея опыт проектирования мебели, я разработала эскиз стола, который включает в себя рабочую зону и зону компьютера (рис. 3).
В понятие идеального рабочего места входит семь основных правил:
«правильный» компьютерный стол;
длинный кабель – это позволит разместить мышь и клавиатуру в любом удобном для себя месте;
специальный стул с регулировкой высоты и угла наклона спинки и стол;
монитор, удовлетворяющий всем современным требованиям, с отрегулированной яркостью и контрастностью;
правильное освещение, и возможность перевести взгляд на предметы вдалеке;
микроклимат помещения, удовлетворяющий всем нормам, частые проветривания;
и не забывать про отдых и зарядку.
И очень важно помнить, что эмоциональное состояние человека, обязательно сказывается на его здоровье. А долгая работа с компьютером, сама по себе, и тем более работа в сети Интернет, социальных сетях, на сайтах знакомств, многочисленные игры, порождают стойкую зависимость, стресс, раздражение и ломают психику детей.
Основным итогом нашей работы я считаю, ознакомление учащихся нашей школы, их родителей (в школе проводятся родительские лектории), учителей нашей школы с данной работой.
Зарядку, гимнастику для глаз я внедряю на свои уроки. Знакомство с правилами посадки проговариваются на первом уроке в году, так как первый уроке информатики изучается техника безопасности и организация рабочего места пользователя компьютером.
Предлагаю материал учителям, для проведения классных часов. Группы активистов выступают на общешкольных линейках Так же разработаны памятки, которые вывешиваются в классных уголках.
Полностью работа опубликована на сайте МОУ «СОШ № 18» https://school-18-abakan.narod.ru/publichniy.htm, где можно ознакомиться более подробно с факторами риска для здоровья ребенка, а так же мерами по их снижению. На данном сайте подробно рассмотрены комплексы упражнений для сохранения опорно-двигательного аппарата и зрения.
Список литературы
Безруких М.М. Компьютер и здоровье ребенка – М.: Вента-Графф, 2005
Грановская Р.М. Дети и компьютеры, 2008
Краснова О.А. Излучение компьютера и здоровье детей, 2005
Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами – М.Ж Медицина, 2010
Леонова Л.А. Компьютер и здоровье ребенка, 2006
Леонова Л.А. Персональный компьютер и здоровье детей: результаты научного исследования, 2004
Пивоваров Ю.П. Гигиеническая оценка воздействия электромагнитного поля на здоровье детей и подростков в процессе их обучения на компьютере, 2006
Российская газета от 21.06.2003
«Санитарные правила и нормы СанПиН» https://www.sgls.ru
«Советы по настройке монитора и освещению рабочего места» https://systemsqw.at.ua/pub
«Эргономика работы за компьютером – субъективные заметки» http://ixbt.com
«Журнал «КомпьютерПресс» | Альтернативные эргономичные клавиатуры» https://www.compress.ru
«Рациональное освещение помещений и рабочих мест, организация рабочего места — Безопасность при работе с ПК» https://stfw.ru
7