Особенности предметной готовности обучающихся при подготовке к ЕГЭ по информатике на уроках и во внеурочной деятельности



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Информационно-технологический лицей № 24

Республика Саха (Якутия)







Статья:

Особенности предметной готовности обучающихся

при подготовке к ЕГЭ по информатике

на уроках и во внеурочной деятельности






Чистякова Римма Нагимджановна

учитель информатики и ИКТ








г. Нерюнгри

2011 г.


Особенности формирования предметной готовности обучающихся

при подготовке к ЕГЭ на уроках информатики и во внеурочной деятельности


С каждым годом количество учащихся, которым необходимо сдавать ЕГЭ по информатике возрастает. Это связано с тем, что информатика является одним из нескольких вступительных экзаменов на технические специальности. Возникает проблема: как обеспечить успешную сдачу ЕГЭ по информатике, когда и в каком классе необходимо ее начинать, какому направлению в этой работе отдать предпочтение?

Опыт реализации ЕГЭ показал, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к экзамену), но в то же время она должна проходить постоянно. Работая над данной проблемой, я выявила, что одним из условий успешной сдачи ЕГЭ является формирование предметной готовности ученика.

Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. В связи с этим и возникает необходимость организации системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.

Система работы в данном направлении может быть построена следующим образом:

в среднем звене – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся);

в старших классах – использование тестов на уроках текущего контроля знаний, обобщения материала (при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности);

Наиболее эффективными формами, методами и приемами по подготовке к ЕГЭ по информатике являются:

  • дифференцированный подход в обучении и подготовке;

  • работа с тестовыми заданиями;

  • индивидуальные занятия, консультации;

  • формирование у учащихся на уроках информатики умений, навыков, развитие компетенций, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ:

  • регулярная проверка качества знаний по информатике с помощью системы тестирования Netschool (тренажеров по ЕГЭ).

Подготовку к ЕГЭ необходимо начинать уже в среднем звене, выделив в своей работе 2 направления:

    1. Знание теории по информатике;

    2. Умение работать с тестами.

Первое направление призвано обеспечить максимальное усвоение материала по предмету. Второе направлено на их правильное применение. Уже с 8 класса провожу в начале или в конце урока минутки информатики на которых ребята выполняют подобранные мною задания из части А ЕГЭ 2006-2010 года. Часть материала ребята запоминают зрительно, а тесты позволяют его правильно соотнести с предложенным вариантом ответа. Мною разработана система тестов, задания в которых взяты из КИМов предыдущих лет, из ежегодного игры-конкурса «Инфознайка», игры-конкурса «КИТ» и других источников. Задания адаптированы к данному возрасту учащихся и максимально приближены к ситуации сдачи ЕГЭ (форма бланка ЕГЭ, технология и особенности его заполнения, время, отведенное на решение теста и т.д.).

Тесты самые разные. Одни используются как элемент урока, другие – рассчитаны на урок, третьи — предлагаются в качестве домашнего задания. Все работы обязательно анализируются, отслеживается уровень овладения компетенциями, ведется мониторинг ЗУНов и ООУНов, учет пробелов и корректируется индивидуальная работа с учащимися. В заранее заготовленной таблице отмечаю выполнение задания полностью – «+», частично- «v», не выполнено — «-». Уровень сформированности компетенции отмечен как 2- низкий, 3- средний, 4 — достаточный, 5 – высокий. С ребятами, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенции средний или ниже провожу дополнительные занятия, консультации и т.д.

Таблица, отражающая затруднения и уровень сформированности компетенции



9А класс

Умение определять количество информации для кодирования



Часть А

Часть В

Трудности

Уровень компетенции


Задание 1

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

25.11.2010

25.11.2010

1

Богданов Дима

+

+

v

+

+

+

v

4

3

2

БорноволоковПаша

+

+

+

v

v

v

+

+

5

3

3

Горькавая Кристина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

4

Горьявчева Кристина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

5

Зданович Настя

+

v

v

v

проблема

2

6

Карпова Ксения

+

+

+

+

+

v

+

+

v

3

4



Уже на выходе из 9 класса учащиеся обладают тем минимальным запасом знаний, который необходим им в 11 классе для сдачи ЕГЭ. Далее в 10-11 классах эти знания обобщаются на уроках, конкретизируются, добавляются сложные случаи. И основным видом контроля здесь также является тестирование.

Работа на уроках в 10-11 классах строится в виде тематических практикумов, которые начинаются с краткого повторения основ теории и работы с раздаточным материалом, включающим все типы заданий ЕГЭ по теме. Учащимся дается время на письменное выполнение определенного задания, а затем проводится фронтальная проверка и коррекция знаний. Повторение заканчивается выполнением теста по данной теме.

Тематические тесты, предлагаемые старшеклассникам в конце изучения каждой темы – разноуровневые, состоящие из трех частей А, В и С. Причем в части А решение каждого задания осуществляется выбором ответа из предложенных, в части В необходимо записать результат решения, а в части С представить полное решение или выполнить задание на компьютере (если это раздел технология программирования или раздел информационных технологий). Правильное решение заданий части А оценивается 1 баллом, части В – 2 баллами, а части С – 3 баллами. Выполняют такие тесты ученики в тетрадях.

Для учащихся 10-11 классов мной разработаны тематические тесты; подобраны тесты – варианты ЕГЭ (более 25 вариантов), системы тестирований: Netschool, on — line. Ведется таблица выполнения заданий по каждому ребенку, где отмечается его уровень овладения ЗУНами и развития компетенций.

Технология обработки числовых данных в электронных таблицах

ФИО

А1

А2

А3

А4

А5

А11

А12

В1

В2

В3

В8

С1

С2

С3

1

Васильева А

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

3

2

Воробьев А

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

3

Диденко Е

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

4

Давлетбердина А

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3


Данный подход позволяет, во-первых, показать ученикам все пробелы и организовать своевременную работу по их устранению, во-вторых при подготовке к консультации видно, на какие задания следует сделать упор в групповой работе, какие отдать для индивидуальной консультации.

В заключении необходимо отметить, что такая система мониторинга знаний и умений обучающихся позволяет не только увидеть пробелы в знаниях ученика, но и эффективно спланировать работу учителя по их коррекции и ликвидации, спрогнозировать учебные возможности обучающихся.

Представленная система подготовки к ЕГЭ дает стабильные результаты. Успеваемость по предмету информатика и ИКТ составляет 100 %, качество 85-100%. Эти результаты подтверждают и результаты сдачи ЕГЭ.








Литература


  1. ЕГЭ-2007: Информатика: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену/Н.В.Николаева, Е.С.Рожина, С.И.Ситников; М-во образования Рос. Федерации, Якут. Гос. Ун-т им. М.К. Аммосова, Ин-т математики и информатики. – Якутск: Филиал изд-ва ЯГУ, ИМИ ЯГУ, 2007.

  2. Антонов Ю.С. Пособие по подготовке к единому государственному экзамену по информатике, Якутск 2010.

  3. Сафронов И.К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007.







Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Практикум по решению задач. Подготовка к ИА. Файловая система. Представление данных в ЭТ" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: