Цели урока:
Обучающая:
Показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;
Отметить роль кодирования информации, научиться кодировать и декодировать информацию.
Развивающая:
Развитие интереса учащихся к предмету «Информатика»
На примере выполнения задания на ЭВМ формировать умение логически мыслить
Воспитывающая:
Воспитывать культуру общения, усидчивость
Воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия: код, кодирование информации, декодирование информации
Средства обучения: мультимедийная установка, компьютеры. Приложения: MS Word, Презентация, Рабочие листы для учащихся, будильник.
Ход урока
Учитель: Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами повторим материал, изученный на прошлых уроках. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Что такое информация?
Тема нашего урока — кодирование информации.
Чем же мы с вами будем заниматься на уроке?
Кроме кодирования мы еще научимся, и декодировать информацию.
На столе перед вами рабочий лист, который вы заполняете по ходу урока. Код — это система условных знаков для представления информации.
Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число «5» — код отличных знаний, «4» — код хороших знаний, «3» — удовлетворительных, «2» — плохих).
В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. «Буквы» этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.
По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
Всем хорошо известны дорожные знаки? А что же мы кодируем с помощью этих знаков?
Учитель: что же мы с вами сделали? Декодировали информацию. Попробуйте сами сформулировать определение декодированию.
Задание выполняется в карточке, после выполнения учащиеся сдают карточку.
1. Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие сообщения:
12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1 12-1-17-32-26-16-15.
(Ответ: кукушку кукушонку сшила капюшон)
Устно: .Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данного слова:
а) колос, мебель, таракан;
б) молоко, нерест, таракан;
в) кора, лото, боксер;
г) баран, рана, банщик;
д)монета; лошадь, корова
Практическая работа «Знакомство с программой Калькулятор»
Ход работы:
Запустите программу Калькулятор. Для этого выберите:
Пуск Все программы Стандартные Калькулятор
Расположите окно Калькулятора в центре экрана и рассмотрите его элементы. Выполните задание 1 на проверочном листе.
Узнайте о назначении кнопок , СЕ, С. Для этого щелкните правой кнопкой мыши на нужной кнопке Калькулятора, переместите указатель мыши на появившийся текст Что это такое? И щелкните левой кнопкой. Сделайте запись в задании 2 на проверочном листе.
Откройте меню Справка Вызов справки, выберите вкладку Содержание, выберите раздел Калькулятор Выполнение простых вычислений. Сделайте запись в задании 3 на проверочном листе.
Выполните простые вычисления, приведенные в задании 4 на проверочном листе, декодируйте слово.
Задание для практической работы
Соедините стрелками надписи с соответствующими им элементами рисунка.
Строка меню
Название приложения
Строка заголовка
Поле ввода
2. Каким образом следует выполнять простые вычисления с помощью программы Калькулятор?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Продолжите фразы.
Кнопка Backspace программы Калькулятор предназначена для _____________________________________________________________
Кнопка CE программы Калькулятор предназначена для _____________________________________________________________
Кнопка C программы Калькулятор предназначена для _____________________________________________________________
4. Решите примеры и по кодовой таблице восстановите текст:
6897 — 6883=
1040 : 65 =
69 : 3 -10=
25 * 8 : 10 =
600 : 120 =
2148 : 358 =
21480 : 895 =
Ответ:
5**Решив примеры, дешифруйте сообщение: